Натовские военно-морские учения в Средиземном море «Морской страж», которые намечены на август, пройдут в усеченном виде. Поскольку один из основных участников отработки приемов охоты на контрабандистов и поставщиков в Европу нелегальных эмигрантов — британский патрульный корабль HMS Trent — не смог дойти до места проведения учений. У нового корабля, вошедшего в состав Королевских ВМС 3 августа 2020 года, отказала силовая установка. Корабль отбуксировали в Гибралтар на базу ВМС для ремонта.
Корабль HMS Trent способен уверенно работать и в ближней морской зоне, имея водоизмещение 2000 тонн и дальность плавания 5500 миль. Длина корабля — 91 м, ширина — 13 м, осадка — 3,5 м. Максимальная скорость — 24 узла. Экипаж состоит из 34 человек, возможно размещение до 70 морских пехотинцев. К вооружению относятся два пулемета калибра 7,62 мм, два крупнокалиберных, а также пушка калибра 30 мм. Корабль располагает вертолетом и двумя скоростными катерами.
Trent — второй серийный корабль. Флагман и первый серийный были переданы в ВМС в прошлом году. Стоимость одного корабля немного превышает 100 млн. фунтов. Всего в серии будет 5 кораблей.
У двух первых сторожевых кораблей также были некоторые проблемы с надежностью, их ремонтировали задолго до наступления сроков капитального ремонта. Проблемы у всех бывают. Но то, что произошло с «Трентом», который чуть не сорвал натовские маневры, — это подлинный позор. В общем, будущее у корабля, который через две недели после приемки банально поломался, туманное.
Еще больший позор снискал британский авианосец HMS Queen Elizabeth, который стал флагманом в серии их двух британских авианесущих кораблей. Авианосец, стоимость которого превысила 3 млрд. фунтов, был заложен в 2009 году на верфи судостроительной компании BAE Systems Surface Ships. Был спущен на воду в 2014 году, передан в ВМС Великобритании в 2017 году. Должен приобрести полную боевую готовность в конце 2020 года.
Он поскромнее чем американские авианосцы. Водоизмещение «всего» 65 тыс. тонн вместо 100 тыс. тонн. Силовая установка неатомная, газотурбинная. Скромнее и количественный состав авиакрыла — 24 самолета и 14 вертолетов. Все самолеты с вертикальным взлетом и посадкой F-35 В. Поэтому у авианосца отсутствуют катапульта, трамплин и авиафинишер. Поскольку в мире не существует самолетов АВАКС (или ДРЛО) с вертикальным взлетом и посадкой, то задача по дальнему обнаружению воздушных опасностей возложена на вертолеты ДРЛО, которые обладают меньшими возможностями, чем одноименные самолеты. Так что и качественный состав авиагруппы оставляет желать лучшего.
В 2017 году авианосец через две недели после торжественной его передачи в ВМС при участии британской королевы дал течь. В час во внутренние отсеки поступало 200 литров забортной воды. Ремонтировать громадный корабль пришлось в Портсмуте в сухом доке, поскольку потребовалось заменять уплотнение вала одного из ходовых винтов, которое внезапно начало пропускать воду. При ремонте был обнаружен и дефект вала. На ремонт пришлось затратить чуть ли ни полгода.
Однако проблемы на этом не завершились. В июле 2019 года во время испытаний с использованием палубной авиации обнаружилось, что «Королева Елизавета» вновь протекает. Воду откачали, но кораблю пришлось прервать тренировки пилотов палубной авиации. Но на сей раз с проблемой справились значительно быстрее, чем в 2017 году. Постановки гигантского корабля в док не потребовалось.
В британских Королевских ВМС всего один авианосец, к тому же пока еще не достигший полной боевой готовности. Второй, Prince of Wales, спущен на воду и будет полностью боеспособен в 2023 году. Но уже начинают накапливаться технические проблемы в части их эксплуатации. В ВМС США, владеющих десятью авианосцами и одним, находящимся в опытной эксплуатации, проблем выше крыши.
В конце прошлого года возникла ситуация, при которой лишь один авианосец — CVN-72 «Авраам Линкольн» — был способен нести боевое дежурство. Причем уже был завершен стандартный шестимесячный срок дежурства, но заменить его было нечем. И он на несколько сверхплановых месяцев застрял на Ближнем Востоке, дожидаясь «сменщика».
Семь авианосцев ремонтировались в доках: CVN-73 «Джордж Вашингтон», CVN-77 «Джордж Буш», CVN-76 «Рональд Рейган», CVN-70 «Карл Винсон», CVN-71 «Теодор Рузвельт», CVN-68 «Нимиц», CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр».
CVN-74 «Джон К. Стеннис» готовился к капитальному ремонту.
Авианосец нового типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», переданный в ВМС 2,5 года назад, проходил испытания. Причем авиационная группа сформирована на нем пока не была.
Правда, CVN-75 «Гарри Трумэн» был полностью заправлен перед несением дежурства. И даже отправился на смену «Линкольну». Но, не пройдя и сотни миль, поломался — произошла авария электрических сетей, что, по сути, вывело «Трумэна» из строя. Авианосцу со всеми многочисленными сопровождающими его крейсерами и эсминцами, а также с судами обеспечения пришлось вернуться на базу Норфолк. Для аврального ремонта пришлось снимать бригады рабочих с двух ремонтирующихся авианосцев. Более того, пришлось даже частично демонтировать на них оборудование и переставлять его на «Трумэна».
Декабрьская история с неготовностью замены «Линкольну», у которого истекло время дежурства, — это прежде всего проблема планирования. И совсем другое дело с новым «Джеральдом Фордом», пока еще недоавианосцем. Он был заложен в 2009 году. И должен был бы уже приобрести полную боеготовность. Однако неизвестно, когда же «Форд» сможет выходить на боевое дежурство. И это уже вопрос не планирования, а конструирования корабля.
Постоянно всплывающие технические проблемы преследуют авианосец до сих пор. Первая поломка, довольно безобидная в сравнении с последующими, произошла вскоре после спуска корабля на воду. Вышли из строя подшипники гребных валов. Их заменяли несколько месяцев.
Затем выяснилось, что в целях безопасности корабля нельзя эксплуатировать все 11 лифтов, которые поднимают на летную палубу боеприпасы. К прошлому году удалось запустить только два из них.
Не все нормально и с обеспечением авианосца электроэнергией. В недавнем докладе ВМС США говорится, что «корабль испытывает затруднения с преобразованием энергии, вырабатываемой ядерными реакторами».
И, наконец, замена паровой катапульты электромагнитной дала обратный эффект, частота взлетов истребителей F/A-18 не возросла, а снизилась. За два года в 740 взлетах было зафиксировано 20 сбоев катапульты. То есть один сбой на 370 взлетов. В то же время производители гарантируют один сбой на 4166 взлетов. Еще хуже с аэрофинишером — он способен принять подряд лишь 25 самолетов, вместо обещанных 1600. К авариям и несчастным случаям эти сбои не привели. Однако они существенно увеличивают период времени между взлетами и между посадками.
Ну, и наконец, в 2016 году по результатам испытаний было принято решение о переделке полетной палубы. Все эти недочеты, недоделки и переделки привели к тому, что стоимость «Джеральда Форда» выросла с 12,8 млрд. до 15 млрд. долларов. И продолжает расти.
Все нарастающие проблемы и с разработкой, и с эксплуатацией авианосного флота свидетельствуют о том, что, используя зоологические аналогии, авианосцы превращаются из боевых слонов, какими они были в первой половине ХХ века, в динозавров.
В заключение необходимо сказать, что хитромудрые американцы оставили на новом поколении авианосцев проверенные истребители-бомбардировщики «Супер Хорнет». И спихивают наивным британцам «лучшие в мире» самолеты F-35, которые уже изрядно себя скомпрометировали.