Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Англосакские авианосцы и корабли накрыла волна позора

Плавучие аэродромы в новом веке утрачивают свою ударную мощь, превращаясь в динозавров

10714

Натовские военно-морские учения в Средиземном море «Морской страж», которые намечены на август, пройдут в усеченном виде. Поскольку один из основных участников отработки приемов охоты на контрабандистов и поставщиков в Европу нелегальных эмигрантов — британский патрульный корабль HMS Trent — не смог дойти до места проведения учений. У нового корабля, вошедшего в состав Королевских ВМС 3 августа 2020 года, отказала силовая установка. Корабль отбуксировали в Гибралтар на базу ВМС для ремонта.

Корабль HMS Trent способен уверенно работать и в ближней морской зоне, имея водоизмещение 2000 тонн и дальность плавания 5500 миль. Длина корабля — 91 м, ширина — 13 м, осадка — 3,5 м. Максимальная скорость — 24 узла. Экипаж состоит из 34 человек, возможно размещение до 70 морских пехотинцев. К вооружению относятся два пулемета калибра 7,62 мм, два крупнокалиберных, а также пушка калибра 30 мм. Корабль располагает вертолетом и двумя скоростными катерами.

Trent — второй серийный корабль. Флагман и первый серийный были переданы в ВМС в прошлом году. Стоимость одного корабля немного превышает 100 млн. фунтов. Всего в серии будет 5 кораблей.

У двух первых сторожевых кораблей также были некоторые проблемы с надежностью, их ремонтировали задолго до наступления сроков капитального ремонта. Проблемы у всех бывают. Но то, что произошло с «Трентом», который чуть не сорвал натовские маневры, — это подлинный позор. В общем, будущее у корабля, который через две недели после приемки банально поломался, туманное.

Читайте также
Трамп реанимирует «Звездные войны» Рейгана Космические силы США готовы сбивать российские спутники

Еще больший позор снискал британский авианосец HMS Queen Elizabeth, который стал флагманом в серии их двух британских авианесущих кораблей. Авианосец, стоимость которого превысила 3 млрд. фунтов, был заложен в 2009 году на верфи судостроительной компании BAE Systems Surface Ships. Был спущен на воду в 2014 году, передан в ВМС Великобритании в 2017 году. Должен приобрести полную боевую готовность в конце 2020 года.

Он поскромнее чем американские авианосцы. Водоизмещение «всего» 65 тыс. тонн вместо 100 тыс. тонн. Силовая установка неатомная, газотурбинная. Скромнее и количественный состав авиакрыла — 24 самолета и 14 вертолетов. Все самолеты с вертикальным взлетом и посадкой F-35 В. Поэтому у авианосца отсутствуют катапульта, трамплин и авиафинишер. Поскольку в мире не существует самолетов АВАКС (или ДРЛО) с вертикальным взлетом и посадкой, то задача по дальнему обнаружению воздушных опасностей возложена на вертолеты ДРЛО, которые обладают меньшими возможностями, чем одноименные самолеты. Так что и качественный состав авиагруппы оставляет желать лучшего.

В 2017 году авианосец через две недели после торжественной его передачи в ВМС при участии британской королевы дал течь. В час во внутренние отсеки поступало 200 литров забортной воды. Ремонтировать громадный корабль пришлось в Портсмуте в сухом доке, поскольку потребовалось заменять уплотнение вала одного из ходовых винтов, которое внезапно начало пропускать воду. При ремонте был обнаружен и дефект вала. На ремонт пришлось затратить чуть ли ни полгода.

Однако проблемы на этом не завершились. В июле 2019 года во время испытаний с использованием палубной авиации обнаружилось, что «Королева Елизавета» вновь протекает. Воду откачали, но кораблю пришлось прервать тренировки пилотов палубной авиации. Но на сей раз с проблемой справились значительно быстрее, чем в 2017 году. Постановки гигантского корабля в док не потребовалось.

В британских Королевских ВМС всего один авианосец, к тому же пока еще не достигший полной боевой готовности. Второй, Prince of Wales, спущен на воду и будет полностью боеспособен в 2023 году. Но уже начинают накапливаться технические проблемы в части их эксплуатации. В ВМС США, владеющих десятью авианосцами и одним, находящимся в опытной эксплуатации, проблем выше крыши.

В конце прошлого года возникла ситуация, при которой лишь один авианосец — CVN-72 «Авраам Линкольн» — был способен нести боевое дежурство. Причем уже был завершен стандартный шестимесячный срок дежурства, но заменить его было нечем. И он на несколько сверхплановых месяцев застрял на Ближнем Востоке, дожидаясь «сменщика».

Читайте также

Семь авианосцев ремонтировались в доках: CVN-73 «Джордж Вашингтон», CVN-77 «Джордж Буш», CVN-76 «Рональд Рейган», CVN-70 «Карл Винсон», CVN-71 «Теодор Рузвельт», CVN-68 «Нимиц», CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр».

CVN-74 «Джон К. Стеннис» готовился к капитальному ремонту.

Авианосец нового типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», переданный в ВМС 2,5 года назад, проходил испытания. Причем авиационная группа сформирована на нем пока не была.

Правда, CVN-75 «Гарри Трумэн» был полностью заправлен перед несением дежурства. И даже отправился на смену «Линкольну». Но, не пройдя и сотни миль, поломался — произошла авария электрических сетей, что, по сути, вывело «Трумэна» из строя. Авианосцу со всеми многочисленными сопровождающими его крейсерами и эсминцами, а также с судами обеспечения пришлось вернуться на базу Норфолк. Для аврального ремонта пришлось снимать бригады рабочих с двух ремонтирующихся авианосцев. Более того, пришлось даже частично демонтировать на них оборудование и переставлять его на «Трумэна».

Декабрьская история с неготовностью замены «Линкольну», у которого истекло время дежурства, — это прежде всего проблема планирования. И совсем другое дело с новым «Джеральдом Фордом», пока еще недоавианосцем. Он был заложен в 2009 году. И должен был бы уже приобрести полную боеготовность. Однако неизвестно, когда же «Форд» сможет выходить на боевое дежурство. И это уже вопрос не планирования, а конструирования корабля.

Постоянно всплывающие технические проблемы преследуют авианосец до сих пор. Первая поломка, довольно безобидная в сравнении с последующими, произошла вскоре после спуска корабля на воду. Вышли из строя подшипники гребных валов. Их заменяли несколько месяцев.

Затем выяснилось, что в целях безопасности корабля нельзя эксплуатировать все 11 лифтов, которые поднимают на летную палубу боеприпасы. К прошлому году удалось запустить только два из них.

Не все нормально и с обеспечением авианосца электроэнергией. В недавнем докладе ВМС США говорится, что «корабль испытывает затруднения с преобразованием энергии, вырабатываемой ядерными реакторами».

Читайте также
«Изделие 305» загасит американское «Адское пламя» У модификации ударного вертолета Ка-52М существенно возрастают боевые свойства

И, наконец, замена паровой катапульты электромагнитной дала обратный эффект, частота взлетов истребителей F/A-18 не возросла, а снизилась. За два года в 740 взлетах было зафиксировано 20 сбоев катапульты. То есть один сбой на 370 взлетов. В то же время производители гарантируют один сбой на 4166 взлетов. Еще хуже с аэрофинишером — он способен принять подряд лишь 25 самолетов, вместо обещанных 1600. К авариям и несчастным случаям эти сбои не привели. Однако они существенно увеличивают период времени между взлетами и между посадками.

Ну, и наконец, в 2016 году по результатам испытаний было принято решение о переделке полетной палубы. Все эти недочеты, недоделки и переделки привели к тому, что стоимость «Джеральда Форда» выросла с 12,8 млрд. до 15 млрд. долларов. И продолжает расти.

Все нарастающие проблемы и с разработкой, и с эксплуатацией авианосного флота свидетельствуют о том, что, используя зоологические аналогии, авианосцы превращаются из боевых слонов, какими они были в первой половине ХХ века, в динозавров.

В заключение необходимо сказать, что хитромудрые американцы оставили на новом поколении авианосцев проверенные истребители-бомбардировщики «Супер Хорнет». И спихивают наивным британцам «лучшие в мире» самолеты F-35, которые уже изрядно себя скомпрометировали.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня