Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

При встрече с Су-57 истребитель F-22 могут ожидать большие неприятности

ОКБ Сухого веники не вяжет

5144

«Военное обозрение», видимо, из соображений возрождения интереса к достоинствам российского многоцелевого истребителя Су-57 решило в который раз столкнуть его в виртуальном сражении с лучшим натовским истребителем F-22 Raptor. И это логично, поскольку оба самолета созданы в первую очередь для завоевания господства в воздухе. Ведь не с истребителем-бомбардировщиком F-35 его сравнивать, который компания-производитель «Локхид Мартин» в своих проспектах наделяет чудесными возможностями по уничтожению абсолютно всего, что летает в воздухе, включая баллистические ракеты. И вот что получилось.

Чем больше у самолета эффективная площадь рассеяния (ЭПР), тем на большем расстоянии РЛС самолета противника может обнаружить этот самолет — в данном случае Су-57. РЛС F-22 — AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой — способна «увидеть» самолет с пониженной радиолокационной заметностью, имеющий ЭПР, равной 1 кв.м., на расстоянии порядка 200 км. У самолетов с максимальным использованием при постройке стелс-технологий этот показатель меньше единицы. У Су-57, по различным оценкам, он находится в диапазоне от 0,1 до 0,3 кв.м. У F-22 еще меньше — порядка 0,01−0,1 кв.м.

Так вот, получается, что Raptor способен обнаружить С-57, лишь войдя в зону действия ракетного оружия российского истребителя. Но не раньше. Потому что 0,3 кв.м. меньше 1 кв.м.

Читайте также
Англосакские авианосцы и корабли накрыла волна позора Плавучие аэродромы в новом веке утрачивают свою ударную мощь, превращаясь в динозавров

И это означает, утверждает «Военное обозрение», что, во-первых, для «Раптора» такое сближение довольно опасно, поскольку он может нарваться на ракету, выпущенную российским истребителем. Во-вторых, американскому истребителю не удастся сорвать применение по наземным целям противника гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал», которая в настоящее время интегрируется в состав ракетного вооружения Су-57. И на которую возлагаются громадные надежды по уничтожении наиболее серьезных и сложных целей противника.

Но не все так просто. Надо сказать, что если мериться дальностью ракет «воздух-воздух», которыми обладают российский и американский истребители, то «Раптор» попадает в зону действия оружия Су-57 даже гораздо дальше двухсот километров. То есть если бы у российского истребителя ЭПР равнялась бы 1 кв.м. Потому что дальность стрельбы ракетой Р-37М составляет 300 км. Американская ракета AIM-120D имеет дальность 180 км.

Однако для пуска «длинной кочерги», как называют Р-37 на Западе, пилот Су-57 должен видеть в прицеле «Раптора». Но дальность работы основной РЛС истребителя, работающей в сантиметровом диапазоне, не позволяет этого. Известно, что РЛС Н036 «Белка» способна обнаружить цель с ЭПР 0,1 кв.м. на расстоянии 160 км. Поскольку у «Раптора» ЭПР может быть на уровне 0,01 кв.м., то расстояние обнаружения будет существенно меньше.

Однако конструкторы ОКБ Сухого, создавая Су-57 сделали хитрый ход, разместив в крыле две дополнительные РЛС, работающие в дециметровом диапазоне. Этот диапазон сочетает как достоинства, так и недостатки. Дальность обнаружения существенно возрастает. Так что пилот Су-57 увидит противника на расстоянии действия «длинной кочерги». А недостаток состоит в том, что в этом диапазоне разрешающая способность РЛС невелика (в метровом — еще хуже). То есть точности фиксирования цели недостаточно для наведения на нее ракеты.

Однако возможен пуск не по самолету, а в область его нахождения. И такой прием вполне способен оказаться успешным, потому что ракета, приблизившись к «области нахождения самолета», захватывает самолет головкой самонаведения (ГСН) и идет точно на цель. Правда, ракета Р-37 все же предназначена с борьбой на дальней дистанции не с «юркими» истребителями, а с «неповоротливыми тяжеловозами», обладающими большими значениями ЭПР — до 100 кв.м. К ним относятся топливозаправщики, транспортники, АВАКСы, стратегические разведчики, бомбардировщики предыдущего поколения. ГСН Р-37 захватывает цели с ЭПР 5 кв.м. (значение для истребителей 4-го поколения) на расстоянии, превышающем 40 км.

С «Раптором» по сценарию, в котором участвует РЛС дециметрового диапазона, можно бороться при помощи ракеты средней дальности Р-77 или Р-27 последних модификаций.

Но, разумеется, F-22 — это отнюдь не мальчик для битья, а достаточно грозная машина. Все вышесказанное следует понимать, как использование существующих возможностей для победы над этим истребителем в воздушных сражениях. Не следует сомневаться, что победителем может быть и «Раптор».

Однако боевые возможности как Су-57, так и F-22 могут быть усилены поддержкой их действий как с воздуха, так и с земли. 30−40-процентный выигрыш получает истребительная авиация, работающая совместно с мощными средствами выдачи целеуказания самолетам. К ним относятся самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), получившие на Западе названия АВАКС.

Самолет ДРЛО, оснащенный радаром большой мощности и эффективным вычислительным комплексом, обрабатывающим снимаемые с антенны сигналы, обладает существенно большей дальностью обнаружения воздушных объектов, чем ограниченная объемами и выделяемой на работу мощностью РЛС любого истребителя. Прекрасно эти самолеты справляются и с «неудобными» целями — летящими на фоне земной поверхности и с генерирующими электромагнитные помехи. Самолет ДРЛО, обнаруживая цели, раздает их координаты и вектора движения на истребители.

Современный самолет воздушного дозора обнаруживает и сопровождает до 150 целей. Бомбардировщик видит за 520 км, низколетящие крылатые ракеты с ЭПР 1 кв.м. — за 400 км. Увы, такие характеристики не у российского самолета, а у американского — Boeing E-3 Sentry.

Читайте также
Насколько крепка броня у армии Лукашенко Белоруссия готова позвать на подмогу силы ОДКБ, но и сама может защититься от внешней агрессии

В России эксплуатируются самолеты А-50, которые по техническому уровню относятся к 70-м годам. Собственно, даже и к более раннему периоду, поскольку в радиотехническом комплексе самолета используются не микросхемы, а транзисторы. Истребители 4-го поколения (ЭПР порядка 3−7 кв.м.) А-50 видит за 300 км. С целями в 1 кв.м. справляется совсем плохо в сравнении с американцами.

В 2011 году появилась модификация А-50У. Однако ее параметры лишь на 15−20 процентов превышают показатели базовой модели.

В ВВС уже 5 лет ждут появления нового самолета — А-100 «Премьер», который, по словам разработчиков, должен превзойти американский АВАКС. Однако неизвестно, сколько еще придется ждать.

Однако для истребительной авиации и, в частности, для Су-57 есть еще одна возможность «улучшения зрения». Ее предоставляют зенитно-ракетные комплексы большой дальности. У них есть возможность раздавать целеуказания не только своим ракетам, но и истребительной авиации. Такова ЗРС С-400 «Триумф», а также С-500 «Прометей», которой осталось совсем немного до принятия на вооружение.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня