Греческий еженедельник Para Politika утверждает, что Париж якобы предложил Афинам бесплатно передать 8 подержанных самолетов Rafale, взятых из состава французских ВВС, и продать еще 10 новых самолетов, причем, по внутренней цене, по которой истребители продаются национальным Воздушным силам. Договоренность названа «железной», осталось лишь назначить дату приезда Макрона для подписания контракта.
Несмотря на вялотекущие переговоры о закупке Rafale, которые ведутся еще с 2008 года, никто всерьез не ждал этой сделки. Дело в том, что Греция не в том экономическом состоянии, чтобы платить по €240 млн. за истребитель. Именно по этой цене французский концерн Dassault Aviation продал свои истребители Индии.
Отметим, что в 2018 году Минобороны Греции заплатило $1,3 млрд. за модернизацию 85 F-16 до стандарта Block V, а также привело в порядок свои Mirage 2000. Поэтому, как заявили высокопоставленные афинские чиновники, «о приобретении новых истребителей не могло быть и речи». Именно поэтому новость Para Politika тянет на сенсацию.
Одновременно, американцы изъявили желание по бросовой цене поставить греческому военному флоту четыре фрегата типа MMSC, а Британия — подержанные военные корабли Type 23, так как как «ситуация в Восточном Средиземноморье потребует быстрого усиления эллинского ВМФ».
Напомним, между Афинами и Анкарой назревает самая настоящая война из-за найденного в спорном районе вблизи Кипра гигантского месторождения. «Свободная пресса» об этом уже подробно рассказывала.
Битва в Восточном Средиземноморье за нефтегазовый приз на сумму в несколько миллиардов баксов будет вестись самолетами и кораблями враждующих сторон. Тем не менее, эксперты, как в Афинах, так и в Анкаре, уверены, что победа достанется той стране, которая завоюет господство в воздухе.
Греков, судя по всему, прямо поддерживает Франция, косвенно — США и Британия. Поэтому поставку 18 Rafale (8 — в подарок) следует рассматривать однозначно, как антитурецкую меру. Сегодня эллинские ВВС нельзя назвать грозной силой, способной разгромить «соколов Эрдогана». Находящиеся в распоряжении Афин истребители не тянут даже на поколение 4+, хотя F-16 Block V вроде бы относится к «четверке с плюсом», правда, при условии высокого профессионализма пилотов и наземных служб.
Как раз этого и нет: греческие летчики считаются слабым звеном, прежде всего, из-за длительного недофинансирования ВВС в годы затяжного экономического кризиса. В этом плане Rafale может стать хорошим подспорьем, поскольку французы его создавали так, чтобы на нем могла и «обезьяна летать». Авионика от Dassault Aviation считается одной из лучших в мире, что, безусловно, сказывается на стоимости истребителя.
Интересно ведут себя американцы. Когда греки попросили срочно продать F-35 «Молния II», Вашингтон торопиться не стал, мол, придерживается графика. Сказали, что у авиастроителя Lockheed Martin нет на складе лишних истребителей, что является неправдой. В конце концов, могли бы усилить ВВС Греции самолетами, предназначенных для Турции — теми самыми, поставку которых заблокировали из-за контракта по поставке Москвой ЗРК С-400.
Дошло до того, что США толкают «турецкие» F-35 Саудовской Аравии, хотя возмущается Израиль. Похоже, Вашингтон понимает, что турки могут очень обидеться, поскольку поставка этих «Молний II» Греции равносильна национальному оскорблению. В итоге у Афин, кроме Rafale, просто нет других вариантов.
В Элладе даже появились статьи, что Rafale лучше, чем F-35, да и в Пятой республике детище Dassault Aviation опять вне критики. Франция кому только не пыталась продать свой истребитель, но кроме трех клиентов никто не позарился на этот истребитель.
Неудачи буквально преследовали Париж в ОАЭ, Марокко, Сингапуре и Южной Корее. Хуже того, Бельгия фактически даром не взяла Rafale, поскольку сумма обещанных встречных французских инвестиций перекрывала стоимость военной сделки. Индия, кстати, на две третьих уменьшила свой заказ. А тут — такое счастье — Афины сами попросили у Dassault Aviation самолеты, неудивительно, что Пятая Республика пошла на огромные уступки, в том числе и потому, чтобы «поставить Эрдогана на место».
У Анкары в ВВС побольше истребителей, в том числе F-16 Block V. По данным военного рейтингового портала Global Fire Power, ВВС Турции могут выставить 206 истребителей против 187 истребителей ВВС Греции. Эти цифры на фоне слабой подготовки греческих пилотов по сравнению с турецкими не сулят ничего хорошего Афинам.
Прибавка еще 18 Rafale к уже имеющимся активам ВВС Греции, безусловно, является плохой новостью для Эрдогана. И это тогда, когда Анкара стремится укрепить настолько свое преимущество над Афинами, чтобы отбить у греков всякое желание сопротивляться.
В этой связи турецкое издание Haber7, со ссылкой на свои источники, пишет, что Эрдоган уже нацелил ЗРК С-400 на спорный морской район и планирует приобрести несколько Су-57. Дело в том, что у лидера Турции есть для этого очень веские основания.
Во-первых, Турция уже неоднократно заявляла, что война с Грецией не входит в ее стратегические планы, хотя и отказываться от нефтегазового шельфа не будет. По данным американского журнала Military Watch, за счет русских ЗРК-400 турки фактически уже получили контроль над воздухом Восточного Средиземноморья, но, чтобы завоевать в этом небе господство, им нужны истребители, не оставляющих F-16 и Rafale шансов на выживание в бою.
Такими машинами, считает MW, являются Су-35, о покупке которых в количестве 40 единиц уведомил османскую общественность профессор Университета Бахчешехир (Стамбул) Абдулла Агар, признанный эксперт по национальной безопасности.
Во-вторых, приобретение российского самолета 5-го поколения может означать турецкую работу на опережение. В условиях, когда греческие F-16 Block V в боях с Су-35 будут гореть как спички, может возникнуть ситуация, когда янки, отбросив в сторону все аргументы «против», все-таки быстренько поставят потомкам Эллина F-35. Если — наоборот, когда уже американцы будут сбивать наши самолеты, то, оказывается, и это очень плохо для Пентагона. Москва найдет слабые стороны своего истребителя и исправит проблемы, тогда как Вашингтон хочет сохранить свое преимущество до большой войны.
В-третьих, заранее приобретенные турками Су-57 могут вообще отбить у Вашингтона желание лезть в греко-турецкий конфликт. Как известно, американцы в «Молнию II» вложили более $1 трлн., поэтому просто не захотят рисковать своими самолетами 5-го поколения, в том числе по репутационным причинам. За океаном понимают, что поражение F-35 в воздушных боях с русскими истребителями положит конец гегемонии США. Последствия будут катастрофические.