Великобритания, США, Дания и Норвегия проведут совместную операцию на Крайнем Севере. Ее цель — демонстрация «приверженности поддержанию мира и свободы судоходства в регионе». Об этом говорится в сообщении Военно-морских сил Великобритании.
В операции примут участие британские фрегаты типа 23 «Сазерленд» и танкер «Тайдсприн», а также ракетный эсминец ВМС США USS Ross типа «Арли Берк» и норвежский фрегат «Тур Хейердал» при поддержке датского патрульного самолета.
В сообщении подчеркивается, что операция пройдет в условиях отрицательной температуры, «чтобы еще больше углубить наше понимание сложной обстановки и одновременно способствовать поддержанию мира в регионе». Также отмечается, что операция является продолжением майских британско-американских учений.
Напомним, 4 мая ударная группа кораблей объединенных военно-морских сил (ОВМС) стран НАТО вошла в акваторию Баренцева моря. Северный флот взял его на сопровождение. В состав группы вошли эсминцы с управляемым ракетным оружием (УРО) «Портер», «Дональд Кук», «Франклин Рузвельт» ВМС США и фрегат УРО «Кент» ВМС Великобритании. Всего в операции приняли участие 1,2 тыс. моряков НАТО.
Как заявил командующий военно-морскими силами США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго, маневрами корабли продемонстрировали «силу, гибкость и приверженность свободе навигации в арктических и европейских водах».
«Регион Арктики важен, наши военно-морские силы там действуют, в том числе и в Баренцевом море. Это делается, чтобы обеспечить безопасность торговли и продемонстрировать свободу навигации в сложных условиях», — сказал тогда Фогго.
Заметим, в последнее время США и их союзники уделяют Арктике самое пристальное внимание. Причину озвучил первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Майкла Мерфи: якобы Россия подвергает угрозе линию противолодочной обороны НАТО в Северной Атлантике, наращивая военное присутствие в Арктическом регионе.
«Китай и Россия все активнее стараются бросать вызов интересам США, Запада и союзников… Арктический регион от этого не защищен», — объявил Мерфи на брифинге в мае 2020 года. Он отметил, что вопрос планируют вернуть в повестку США.
«Я имею в виду, Россией создано новое арктическое командование; созданы новые арктические бригады; восстановлена старая инфраструктура времен холодной войны, порты и аэродромы; построена новая инфраструктура; русские объявили о планах развертывания системы S-400 на Кольском полуострове, и это наращивание военной мощи выходит за рамки территориальной обороны. Отчасти это делается, чтобы направить силы в Северную Атлантику, чтобы не дать Соединенным Штатам и Канаде отреагировать и усилить действия в случае кризиса, поставив под угрозу разрыв между Гренландией, Исландией и Великобританией (Фареро-Исландский рубеж)», — добавил Мерфи.
На деле, в марте президент РФ Владимир Путин утвердил основы госполитики в Арктике до 2035 года. Основные задачи были обозначены как повышение боевых возможностей группировок вооруженных сил и других войск в Арктической зоне и поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против России и ее союзников.
Что стоит за военно-морской операцией на Крайнем Севере, может ли НАТО перехватить инициативу у России в Арктике?
— Нынешние действия в Баренцевом море объясняются тем, что предыдущие масштабные учения ОВМС НАТО прошли там не очень успешно, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Еще осенью 2018 года США и их союзники пытались ввести в Баренцево море достаточно приличную корабельную группировку, включая атомный авианосец ВМС США «Гарри Трумэн». В итоге американская группа вынуждена была раньше времени покинуть район учений Trident Juncture 2018, проходящих в Норвегии и у ее побережья, из-за сильного шторма в Северной Атлантике. Оказалось, авианосец не может нормально функционировать в суровых условиях Севера.
В мае 2020 года в Баренцевом море замерз уже эсминец «Дональд Кук». Его бортовое оборудование из-за обледенения отказало, вооружение тоже вышло из строя. О конфузе рассказало издание Sohu, отметив, что корабли РФ обрабатывают специальным составом, который предохраняет от экстремальных температур. По этой причине у ВМФ России в Арктике проблем нет.
Можно сказать, учения в Баренцевом море закончились для НАТО полным провалом — при том, что боевые действия вообще не велись.
В итоге американцы осознали: во-первых, они не могут в условиях Севера полагаться на авианосцы — свою главную ударную силу. Во-вторых, не могут эффективно использовать в Арктическом регионе даже корабли меньших классов — их необходимо приспособить к зимним условиям.
И вот теперь, как я понимаю, США устроили небольшие маневры с целью апробации каких-то улучшений на своих кораблях. Думаю, в этом американцам могли помочь норвежцы — они постоянно плавают в этих широтах.
Помимо борьбы с обледенением, в высоких широтах необходимо уметь использовать традиционные навигационные приборы, поскольку электроника работает не вполне надежно. Видимо, американцы теперь тренируются, как правильно действовать в Арктике — нахрапом у них не получилось.
«СП»: — Почему США опасаются нашего Северного флота?
— Это как раз понятно. Опасаться Северного флота — традиционная «фишка» американцев, начиная со времен противостояния СССР, стран-участниц Варшавского договора и НАТО.
Американцы в то время имели в Европе крупный контингент, плюс численность сил НАТО в боеготовом состоянии в Европе была значительно выше, чем сегодня. Тем не менее, США и их союзники не могли обеспечить паритет с СССР в сухопутных войсках. Вся их ставка делалась на то, чтобы быстро перекинуть из Америки крупный контингент и технику. А наша стратегия строилась на том, чтобы быстрым решительным ударом проломить оборону противника и выйти к Ла-Маншу — до того, как американцы перебросят силы из-за океана.
А на случай, если быстро выйти к Ла-Маншу не получится, у нас был «план Б». Он предусматривал блокирование переброски американских войск через Атлантику. По надводным кораблям мы не могли тягаться с НАТО, но решить задачу при помощи подлодок и морской авиации могли.
У нас, напомню, была специальная военно-морская авиация — Ту-22, оснащенные ракетами, которые могли поражать корабли, идущие в конвое. Авиация отвлекала бы корабли охранения, и тогда с транспортными судами в Атлантике расправлялись бы наши подлодки.
США и НАТО, чтобы избежать такой сложной ситуации, создали систему слежения за советскими подлодками, и на Фареро-Исландском рубеже поставили соответствующие датчики. Но проблема в том, что наши технологии строительства подлодок шагнули вперед. Я не уверен, что сейчас американские датчики вообще способны засекать современные российские подлодки типа «Ясень». Понятно, таких подлодок пока немного, но строительство идет. Плюс, российские подлодки предыдущего поколения оснащают активными системами шумоподавления.
Словом, в США и НАТО возникли новые проблемы. Раз Фареро-Исландский рубеж неэффективен — нужно держать в этом районе Северной Атлантики надводный флот в большом количестве. Но этот флот беспомощен перед новейшими гиперзвуковыми российскими ракетами «Кинжал», и гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон».
Так что сейчас США ищут способ не дать нашему Северному флоту развернуться — зажать его в Баренцевом море, не дать выйти на Фареро-Исландский рубеж. Но пока это у американцев не очень получается.
— Арктика — один из важнейших регионов, как в военном отношении, так и в экономическом, поэтому США туда и рвутся, — отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — Конечно, при существующем положении дел — учитывая ядерный потенциал России — у НАТО в Арктике нет особых перспектив. Но расчет делается на случай, если в Кремле сменится режим и в России произойдет социальный взрыв, в результате которого власть в целом разрушится. Вот тогда США смогут решить задачу проникновения в Арктику. Грубо говоря, тогда они смогут оттяпать Арктический бассейн.
«СП»: — В июне президент США Дональд Трамп распорядился создать к 2029 году полноценный ледокольный флот для обеспечения постоянного присутствия США в Арктике и Антарктике. Кроме строительства трех тяжелых ледоколов американцы собираются оценить два оптимальных места базирования нового ледокольного флота на территории США и еще два международных места базирования. Это реальная задача?
— Отсутствие у США ледокольного флота — момент, конечно, принципиальный. Но такой флот американцы получат далеко не скоро. В реальности, я считаю, речь идет о десятилетиях. Так что диктовать России волю в Арктике в ближайшее время у НАТО точно не получится.