Это сейчас такая модная тема — сравнивать различные виды вооружений и сталкивать их в предполагаемом бою. Особой популярностью пользуется авиация, когда берутся два истребителя разных стран, между которыми моделируется столкновение и таким образом определяется победитель. Если с использованием компьютерной графики, то получается красиво. Но, увы, не реалистично. Сейчас вот в Китае «схлестнулись» J-20 Chengdu J-20 «Черный орел» (по китайской классификации он относится к истребителям четвертого поколения, по западной — к пятому) и российский многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30 (по кодификации НАТО Flanker-C).
Убедительную «победу» по версии китайского издания Global Times одержали именно китайские самолёты J-20 (кто бы сомневался, не российский же канал"Звезда" об этом сообщил), которые имеют «бесспорное преимущество» перед истребителями Су-30 производства РФ. Военные эксперты КНР заявили, что во время тренировочных полётов пилот J-20 «разгромил» соперника со счётом 17:0, что вызвало усмешки у иностранных пользователей Сети, которые отметили, что заочное противостояние двух истребителей проходило на стимуляторе. В реальной боевой обстановке победить Су-30 с таким счётом у китайского J-20 точно бы не получилось.
К чему тогда такие сравнения и такие «победы»? Можно предположить, что тема появилась на фоне не определившейся с покупкой новых истребителей Индии, которая рассматривает в том числе и американский всепогодный истребитель F-15EX (новейшая модификация F-15 Eagle). Эти самолёты, как отмечают эксперты, в тандеме с имеющимися на вооружении ВВС Индии российскими истребителями Су-30МКИ смогут проводить более эффективные операции в высокогорных районах. А там, как известно, на границе в Гималаях между Китаем и Индией тлеет давний территориальный конфликт. Можно предположить, что следующий «воздушный бой» китайцы устроят с российским истребителем Су-35, к которому также присматриваются в Нью-Дели. Понятно, кто «победит» по их версии.
Нужно отметить, что китайцы периодически расхваливают российскую военную технику, примеряя её возможности на противостояние с Соединенными Штатами, тут они на похвалы не скупятся. Или когда сами намерены приобрести у России какие-то вооружения, как это было, например, с ракетной зенитной системой С-400. Сейчас вот китайское агентство «Жэньминь жибао» восхитилось новым российским ударно-разведывательным беспилотником С-70 «Охотник». Истребителю Су-30 сейчас просто не повезло — выступил в роли конкурента.
В самом Китае на вооружении ВВС тоже стоят российские «сушки» — 73 единицы Су-30МКК и 24 единицы Су-30МК2, что почти сопоставимо с авиапарком ВКС России, в котором в модификациях Су-30СМ и Су-30М2 числится 133 таких истребителя (часть из них используется при проведении операции в Сирии). Самым же большим импортёром этих истребителей является Индия, которая закупила 242 Су-30МКИ, что в определенной степени тревожит Пекин.
Понятно, что в самой России потенциал Су-30 оценивают гораздо выше, чем в Китае, хотя и не зацикливаются на нём одном, давая дорогу в небо и другим самолётам. Чтобы не быть голословными, сошлёмся на экспертов американского издания Military Watch, которые высоко оценили модернизированный Су-30, назвав сейчас его «непревзойденным». Помимо прочих достоинств отмечается и наличие двигателя с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1С, который позволяет не только увеличить дальность полёта, но и улучшает лётные характеристики, обеспечивая более высокую тяговооруженность, скороподъемность и маневренность. Эксперты классифицируют модернизированный Су-30 как истребитель поколения «4++». В публикации также отмечается, что подобный пакет модернизации был предложен и иностранным клиентам, поскольку Су-30 был самым широко экспортируемым российским истребителем за последнее десятилетие (стоит на вооружении ВВС 12 стран).
— Нельзя полноценно сравнивать боевые возможности самолётов по одним лишь техническим характеристикам, — считает военный авиационный эксперт Юрий Гаврилов. — Вот мы считаем, что лучшими самолетами Великой Отечественной войны были наши истребители Як-9 и Ла-7, американцы пальму первенства в небе во Второй мировой войне отдают «Мустангу», англичане своему «Спитфайеру», даже побежденные немцы расхваливают достоинства Мессершмитта Bf 109. Все они, бесспорно, имели высокие боевые качества и сражались практически на равных, при этом у каждого истребителя были свои особенности как положительные, так и отрицательные. Неслучайно многие советские пилоты предпочитали «лендлизовский» американский «Мустанг» из-за мощного вооружения, но любили отечественные машины за большую маневренность. Или взять период Корейской войны, когда в воздухе состязались американские F-86 Sabre и советские МиГ-15, машины практически равные в своем классе по многим характеристикам, но двукратное превосходство «мигарей» над «сейбрами» проявилось в количестве сбитых истребителей противника. Важно ведь еще и кто управляет самолетом.
Поэтому нынешнее «превосходство» китайских J-20 над российским Су-30 некорректно по целому ряду причин. Во-первых, из-за разного типа этих воздушных машин, когда первый является истребителем пятого поколения, а второй многоцелевым истребителем поколения «четыре плюс». Во-вторых, сам «бой» проходил на стимуляторе, а не в реальных условиях воздушного боя. И если бы такая ситуация сложилась, то счёт был бы уж точно не 17:0, как об этом рапортуют в Китае. «Сухой» бы изрядно потрепал хвост «дракону» за счёт своей большей манёвренности, собственно, он и создавался для завоевывания господства в воздухе.
Китайский истребитель J-20, «победивший» сейчас Су-30, при всех своих достоинствах, в том числе вполне неплохой универсальной ракеты PL-21 класса «воздух-воздух», имеет существенный недостаток. Эти истребители комплектуются двигателями российского производства АЛ-31Ф, которые более надежны, чем китайские WS-10 В, но и они не вытягивают китайский самолёт на пятое поколение. Именно эти двигатели, которые создавались для российского истребителя Су-27, «тормозят» сейчас и истребитель пятого поколения Су-57. В КНР рассчитывают сейчас на собственный потенциал производства — двигатели Xian WS-15.
Зная об этой «слабости» своего истребителя, Китай тем не менее регулярно нахваливает J-20, отмечая его выдающиеся характеристики. Как утверждает издание Sohu, он не уступает другим самолётам этого поколения, а по мощи вооружения и качеству радиолокационной системы сопоставим с американским истребителем F-22. Расхваливают китайцы и невидимость своего тяжелого истребителя, утверждая, что по технологиям стелс он даже превосходит аналогичные американские самолёты F-22 и F-35.
Эти истребители уже стоят на вооружении ВВС НОАК и регулярно летают (в активном использовании 28 истребителей). J-20 осуществляют постоянное патрулирование над юго-восточными водами Китая и так называемыми спорными островами в районе архипелага Спратли и островов Дяоюйдао. Китайские эксперты высоко оценивают преимущества своего самолета. «J-20 уже сегодня уникален своей концепцией по аэродинамической компоновке. Она существенно отличается от американских F-22 и F-35, и от российского Су-57. У американских самолетов отличная технология малозаметности, но есть проблемы с маневренностью, а потому они не подходят для ближнего боя. У Су-57 всё наоборот — прекрасная аэродинамика, но отсутствуют реализованные стелс-технологии», — пишет китайское издание Sohu.
Однако именно проблема с мощными реактивными двигателями для современных истребителей для Китая остается самой главной. Вот и ещё один перспективный и «слишком продвинутый» J-31, который предполагается использовать в качестве палубных истребителей для авианосцев, столкнулся именно с отсутствием соответствующего двигателя. И, как полагают китайские эксперты, проблему удастся решить не ранее, чем через два года. При этом не уточняется, за счет российских двигателей, или собственного производства.