Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны / Авиакатастрофы
24 сентября 2020 08:21

И сбивают самолёты совсем не так: Как Су-35 умудрился «завалить» Су-30

Учебный воздушный бой в Тверской области обернулся потерей 3 миллиардов рублей

16584
Материал комментируют:

Невероятная история с потерпевшим крушение в Тверской области истребителем Су-30 вызвала непонимание и недоумение, как у самих военных лётчиков, так и у многочисленных экспертов. Вскоре выяснилось, что боевой самолёт был сбит во время учебного боя другим истребителем — Су-35. «Не может такого быть!», — в один голос утверждают люди сведущие. Оказалось — может. Но как?

Изначально пресс-служба Западного военного округа сообщала, что самолёт Су-30СМ потерпел аварию «при проведении планового учебно-тренировочного полёта» и упал «в лесистой местности» в 45 километрах от аэропорта Хотилово Тверской области (это, как в песне, где-то между Ленинградом и Москвой). Места там глухие, малонаселённые, при падении истребителя никто не пострадал. Экипаж (два человека) благополучно катапультировался, лётчики после приземления вышли на связь и были эвакуированы спасательным вертолётом. На месте падения самолёта остались одни обломки.

Можно философски сказать: «Ну, бывает, падают самолёты». За свою историю существования известно о 20 катастрофах Су-30 (эксплуатируется с 1992 года), при этом с российскими экипажами подобное случалось прежде лишь трижды. Памятен случай с падением такого истребителя в июне 1999 года во время демонстрационного полёта на авиасалоне в Ле Бурже, когда машина потеряла высоту и задела хвостовым оперением землю (оба пилота катапультировались).

Читайте также
Шойгу защитил Крым: Министр обороны устроил облаву на корабли НАТО Масштабные военные учения «Кавказ-2020» вышли за пределы отдельно взятого округа

Ещё один самолёт разбился в феврале 2012 года во время приёмочных испытаний для ВВС Вьетнама — при выполнении разгона до максимальной приборной скорости открылась и отвалилась фара подсветки при дозаправке, которая попала в воздухозаборник, что вызвало пожар правого двигателя. Экипаж также катапультировался. В мае 2018 года Су-30СМ ВКС РФ, взлетевший с аэродрома Хмеймим в Сирии, потерпел катастрофу над акваторией Средиземного моря. По одной из версий причиной могло стать попадание птицы в один из двигателей. Оба лётчика погибли. Остальные разбившиеся Су-30 были экспортными (большей частью ВВС Индии и Китая) и потерпели катастрофу в основном из-за ошибки пилота.

Последний случай в Тверской области произошёл, как теперь выяснилось, из-за попадания снаряда авиационной пушки в хвостовое оперение Су-30. Утверждается теперь, что «дружественным огнём» своего же истребителя Су-35. То есть во время обычных учений, отрабатывая учебный воздушный бой, один самолёт валит другой реальным боезарядом?

— Подобного не могло произойти, если не имело место быть грубого нарушения со стороны экипажа и контролирующих служб, — рассказал «СП» заместитель главнокомандующего ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО государств-участников СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев. — Существует система радиолокационного опознания известная по названию «свой-чужой», которая не позволяет нанести поражение по своему самолёту по ошибке пилота. Впрочем, и она не является какой-то панацеей. Известен случай, когда в начале 1980-х во время учений в районе озера Балхаш истребитель МиГ-25 подбил другой истребитель в учебном бою и тогда ввели некоторые изменения в систему распознания. С тех пор было введено правило не использовать во время учений боеприпасы, а подтверждать результат воздушного поединка исключительно фото и видеофиксацией.

Боекомплект устанавливается лишь на самолётах дежурных расчётов, готовых к реальному применению по нарушителям воздушного пространства. При этом лётчик действует не только по обстановке, но и запрашивает разрешение на открытие огня на поражение у дежурной службы. И уж сбить своего точно не может. В данном случае можно предположить, что истребители отрабатывали поражение наземных целей как с применением ракетного вооружения, так и авиационных пушек. После учебной атаки все они ставятся на предохранитель, что исключает случайный выстрел. Если пилот Су-35 забыл это сделать, то это не просто ошибка, а грубое нарушение. Опять же, если стрельба действительно была произведена из авиационной пушки, то имело место быть ещё и воздушное хулиганство, когда пилот решил продемонстрировать своё «мастерство» и зайти в хвост другому самолёту. Забыв про неизрасходованный боекомплект нажать кнопку пуска и произвести непроизвольный выстрел.

Вторит нашему эксперту и Заслуженный военный лётчик России Владимир Попов, который допускает, что теоретически стрельба боеприпасами вместо «фотопулемёта» была возможной, если боевая цель осталась включённой. «Всё зависит от одного тумблера — включён ли боевой сигнал или выключен… Может быть имел место быть какой-то элемент недосмотра или халатности в выполнении боевой задачи, когда велась подготовка самолёта к боевому дежурству. Но технически это маловероятно», — цитирует Попова российское издание «Взгляд».

Если с дилетантской точки зрения посмотреть на ситуацию, учитывая естественно мнение авторитетных экспертов, то пилот Су-35, который «завалил» Су-30, достоин звания «лётчик-снайпер». Поразил многофункциональный истребитель, предназначением которого является завоевание господства в воздухе, посредством обычной штатной 30-мм авиационной пушки ГШ-30−1, а не ракетой класса «воздух-воздух». Такой выстрел точно не может быть случайным и прошить очередью сверхзвуковой самолёт не так-то и просто. Это нужно уметь.

Читайте также
И как финал — трибунал: Рядовой Шамсутдинов признал вину Стрелку, убившему 8 сослуживцев, грозит пожизненный срок, если так решат присяжные

Можно предположить, опять же весьма наивно, что имело место быть некое хулиганство, кураж. Отработали учебные стрельбы на наземном полигоне, а на обратном пути решили поиграть в воздушный бой. Ну, и судя по всему, банально заигрались, позабыв, что даже в театре ружьё иногда стреляет. Правда, цена вопроса оказалась достаточно высокой. И если снаряд авиационной пушки стоит в сущности копейки, то вот Су-30СМ оценивается в 3 миллиарда рублей (в экспортном варианте это уже 80 миллионов долларов). Возместить ущерб пилоту Су-35 с зарплатой в 70−80 тысяч рублей в месяц точно не получится.

Впрочем, во всей этой истории с падением Су-30 есть какие-то недоговорки — то технические причины, то сбит своим. Истребитель, как утверждается, при столкновении с землей был полностью разрушен. О том, что его мог поразить истребитель Су-35, высказали одному из агентств некие «экстренные службы» (вероятно МЧС, принимавшее участие в спасательной операции, хотя у военных есть собственная аварийная служба).

Немногочисленные свидетели говорят о том, что видели в небе три самолёта, один из которых задымил и стал падать, что факт воздушного боя не подтверждает. В Минобороны эпизод с падением истребителя подтвердили, при этом ничего конкретного не сказали, заявив лишь, что «расследование проводится в соответствии с руководящими документами».

Опять же, если принимать во внимание утверждения экспертов, то подобный случай со сбитым «дружественным огнём» истребителем никак не мог произойти. Версий много, а результат один — минус дорогостоящая воздушная машина, потерянная при странных обстоятельствах.

Последние новости
Цитаты
Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня