В западном медиапространстве армяно-азербайджанская война освещается без особого интереса. Ну, да, где-то стреляют, что давно уже не редкость. Куда важнее для обывателя новости о президентской гонке в США, об эндшпиле Brexit, о второй волне COVID-19, о ценах на нефть, золото, акции, фьючерсы
Если называть вещи своими именами, начавшаяся война за Нагорный Карабах воспринимается практически всеми столицами (за исключением, само собой, Еревана и Баку) как сугубо внутренняя драка без каких-либо глобальных последствий. Ведь битвы идут на локальном театре военных действий, не затрагивая метрополии. Значит, не так страшно.
На самом деле, все очень серьезно. Эхо от войны в кавказских горах докатится и до России. Потому что речь идет о спорных территориях.
Среди тех государств, которые «созрели для восстановления исторической справедливости» наиболее сильной является Япония, о военном потенциале которой в начале октября рассуждали на американском круглом столе «Будущее японской безопасности и обороны».
Как известно, Токио не оставляет надежду на захват наших Курил. Ушедший недавно в отставку Синдзо Абэ даже клялся на могиле отца вернуть «северные территории», что, согласно японским древним традициям, воспринимается как дело чести. Не выполнивший такого рода обещания самурай в прошлом делал себе харакири, но, к счастью, бывший премьер не вспорол себе живот.
Тем не менее, Синдзо Абэ эстафету передал Ёсихидэ Суге, новому главе кабмина Страны восходящего солнца. А тот пообещал еще активнее работать в этом направлении. Что интересно: американцам нет дела до японских амбиций в отношении российских Курил. В регионе Тихого океана у них совсем другие интересы.
Прежде всего, на круглом столе «Будущее японской безопасности и обороны» американские эксперты вспомнили работу о мировой безопасности Питера Катценштейна, который еще в середине 1980-х годов предсказал, что глобальные игроки будут использовать другие более слабые государства для укрепления своих геополитических позиций.
Согласно этой теории, к примеру, победа Баку над Ереваном в Арцахе повысит потенциал Анкары и уменьшит возможности Москвы. И наоборот — если армяне отстоят свои земли, то авторитет Эрдогана упадет. Тогда ему не видать средиземноморского газа, из-за которого Турция бодается с Грецией.
Участники американского круглого стола не стали ходить вокруг да около, а сразу обозначили свои цели. Для начала хотели бы посмотреть на локальный конфликт между Японией и Поднебесной на спорных островах. Кстати, заокеанские эксперты назвали Китай «региональной державой с точки зрения военного потенциала, краткосрочных и среднесрочных геостратегических амбиций». Мол, «даже хваленая инициатива „Один пояс и один путь“ в первую очередь ориентирована на непосредственные границы и морские пути Китая».
Тем не менее, американские эксперты уверены, что в крупном конфликте США не победят Китай без мобилизации всех ресурсов, что в нынешних политических условиях в самих Штатах просто нереально. Другое дело — если Токио вцепится с Пекином, а Вашингтон поможет своему союзнику, призвав на войну еще Южную Корею, Тайвань, Австралию, Филиппины и Индонезию.
Проблема, однако, в том, что самураи не так просты, как другие союзники из третьих стран. «Цели и возможности Японии недостаточно понятны американским стратегам. Даже внутри Японии интересы страны остаются глубоко спорными" — рассуждают эксперты.
И этот сдвиг, незаметный постороннему взгляду, произошел совсем недавно. Он вызван достижениями островной экономики в разработке новых видов оружия, включая стаи дронов с искусственным интеллектом, гиперзвуковые ударные ракеты, противолодочные, противокорабельные и противоспутниковые системы. Если так пойдет и дальше, то японцы будут уничтожать врага, «не целясь» — просто нажав кнопку «ликвидировать».
Япония набрала военную мощь после того, как в 2015 году в Токио отменили наложенные послевоенные обязательства в отношении своих их Вооруженных сил. Никто в мире публично не возразил против этого шага. Японцы заявили о праве вести военные операции за пределами своих сухопутных границ, а Силы самообороны получили статус армии. Не хотелось бы проводить исторические параллели, но они напрашиваются сами: сегодня Япония ведет себя как гитлеровская Германия, которая нарушила Версальский договор.
Возникает вопрос, а против кого Япония вооружается и, главное, куда распространяются ее реальные амбиции? Как признали эксперты на круглом столе, вся Япония находится в пределах досягаемости огромного числа китайских ракет средней и малой дальности. Если прибавить сюда крылатые ракеты и ракеты «воздух-земля» 29 военно-воздушных баз НОАК и ВМФ КНР, находящихся в зоне «японской ответственности», то у островного государства нет шансов отбиться, несмотря на самые лучшие технологии.
Но даже без ударов по суше, у Пекина хватит морских сил, чтобы организовать блокаду самурайских островов. Оставшись без экспорта-импорта, третья экономика мира просто рухнет. Но дело даже не в этом. Китай является настолько важнейшим экономическим партнером Японии, что при всех политических противоречиях чашу весов перевешивает взаимовыгодное сотрудничество. Как бы того ни хотелось Вашингтону, в сегодняшних реалиях самураи не пойдут войной на Поднебесную. А китайцы уж тем более не дадут американцам стравить себя в конфликт с могущественным соседом, находящемся в военном союзе с Америкой.
Собственно, это уже видно по оборонным расходам. Больше 1% ВВП японцы на армию не тратят, что никак не увязывается с подготовкой войны с Китаем. Эксперт круглого стола, Масаси Мурано видит две угрозы для Японии: это политика Северной Кореи и самой Америки.
Пхеньян использует Токио как заложника в случае атаки на нее со стороны Америки. Что касается Вашингтона, то американцы требуют от японцев разрыва экономического альянса с Пекином. Именно это заставило Японию создавать свои системы вооружения, прежде всего, ракетные и противоракетные. Это позволит нанести неприемлемый ущерб врагам без получения «ответки».
Китаю пришлось создать огромный военный потенциал, чтобы гарантированно пробить противовоздушную оборону островного государства. Тем не менее, начавшийся отказ Токио от американских систем ПВО может оказаться большим сюрпризом для китайских и российских ракет и самолетов. Новые японские технологии способны стать для них непреодолимой стеной.
Япония уже объявила о модернизации Воздушной самообороны. В Токио заявили компании Lockheed Martin, что F-35 станет последним типом самолета, закупаемого в США. «Мы признаем, что создали достаточно технологий, чтобы сделать проект разработки истребителя возможным внутри страны», объяснило Минобороны Японии.
Более того, Япония в августе текущего года подписала первое соглашение (после снятия запрета на продажу своего оружия другим государствам) об экспорте на Филиппины своих уникальных радаров воздушного наблюдения J/FPS-3ME Active Electronic Scanned Array (AESA), которые даже американцы называют «золотым стандартом». По информации из японских источников, AESA определяет точное местоположение всех воздушных объектов на расстоянии 150 км даже в условиях активной работы вражеских РЭБ, а также видит цели на дистанции 600 км.
Судя по всему, американский круглый стол не так уж неправ, когда назвал Японию новым геополитическим игроком, который со временем будет готов решать территориальные споры силой. И первыми в списке самурайских притязаний значатся наши Курилы. Нарастающее технологическое отставание Москвы от Токио делает обещание Синдзо Абэ по «северным территориям» не таким уж невыполнимым.