Новость о том, что Израиль фактически выкручивает США руки, требуя для своих ВВС тяжелые истребители F-22 Raptor, повергла в шок западное экспертное сообщество. Формально Тель-Авив объяснил настоятельный запрос на поставку давно уже снятых с производства самолетов пятого поколения своим согласием на продажу Америкой в Объединенные Арабские Эмираты партии легких «невидимок» F-35 Lightning II. Мол, это нарушает баланс сил в регионе.
Однако акции Lockheed Martin (производителя F-35), вместо того, чтобы подняться в цене из-за нового рынка сбыта, рухнули на этих новостях сразу на 3,2% - до $350. А ведь совсем недавно бумаги ведущего оборонного подрядчика Пентагона стоили $430.
По информации израильской газеты Haaretz, руководство ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) открытым текстом назвало F-22 Raptor истребителем, имеющим больше боевых возможностей, чем F-35. Именно поэтому «на последних встречах между израильскими и американскими военными чиновниками, израильские представители поднимали вопрос о возможности покупки F-22, — пишет Haaretz. — …Наше качественное преимущество сужается… Это совсем не тот Ближний Восток, каким он был в последнее десятилетие».
Сначала многочисленные западные эксперты говорили — «нет, это невозможно». Во-первых, F-22 Raptor снят с производства еще в 2011 году. Во-вторых, в ВВС США их всего 177, и Пентагон молится на каждую машину. И в-третьих, его продажа иностранным государствам запрещена федеральным законом — из-за опасения, что передовые технологии просочатся во враждебные страны.
Но потом заокеанские СМИ начали анализировать итоги недавнего визита в Вашингтон главы ЦАХАЛ Бени Ганца и его встречу с министром обороны США Марком Эспером и пришли к мысли, что поставка в ВВС Израиля до двадцати F-22 Raptor не так уж и нереальна.
Мало кто знает, что Трамп, хоть и считается человеком Тель-Авива, в 2019 году подписал с Нетаньяху драконовское для евреев соглашение о военной помощи, в котором продажа Израилю американского оружия в период с 2019 по 2028 год должна осуществляться в долларах, тогда как до этого велась в шекелях. К примеру, раньше за один F-35 ЦАХАЛ перечислял Lockheed Martin свою национальную валюту в сумме, эквивалентную $108 млн., а потом янки на эти деньги отоваривались в Израиле.
Но Трамп не был бы Трампом, если бы не заключил «замечательную сделку». И вот: накануне президентского голосования в США, Ганц поспешил объявить о новом соглашении с Соединенными Штатами, которое, по его словам, гарантирует Израилю военное преимущество в ближайшие годы. Он также сказал, что Тель-Авив не будет возражать, если Lockheed Martin поставит в ОАЭ истребители F-35.
Из этого можно сделать первое предположение, что Трамп согласился на все условия Нетаньяху, лишь бы еврейское лобби в США и на Уолл-стрит поддержали его на решающем голосовании 3 ноября.
Если 45-й президент Соединенных Штатов не переизберется, то ему грозит целый ряд уголовных преследований, в том числе по обвинению в изнасиловании, якобы совершенном много лет назад, а также опять-таки, якобы за незаконные налоговые вычеты. Вспомнят ему и связи с Джеффри Эпштейном, осужденного за сексуальные преступления и торговлю малолетними девочками. Тогда 23-летний тюремный срок, который получил по аналогичным обвинениям один из столпов Голливуда Харви Вайнштейн, покажется еще мягким наказанием.
Словом, Трампу сегодня не до «замечательных сделок». Тем более, что закон, запрещающий продажу Израилю истребителей F-22, устарел. Напомним, его приняли в ответ на передачу Израилем американских аэрокосмических технологий Китаю. Однако сегодня Пекин располагает аналогичными самолетами J-20, что является базой для пересмотра эмбарго на поставку Raptor.
Как пишет Forbes, Ганц возобновил давнюю израильскую просьбу на экспорт F-22, после того как ЦАХАЛ получил $8 млрд. на закупку новых видов вооружения.
Чем же привлекает летчиков ВВС Израиля в принципе старенький F-22. Как известно, Raptor поступил на вооружение в 2005 году и с тех пор не модернизировался. Значит, его авионика, как минимум, устарела по сравнению с Lightning II. Кроме того, Lockheed Martin неоднократно хвалилась тем, что радиопоглощающие материалы корпуса F-35 намного лучше, чем на первом американском истребителе 5-го поколения.
То, как Тель-Авив настоятельно требует Raptor, подрывает имидж Lightning II. Оказывается, еврейские летчики не хотят летать на хваленой «невидимке» — им нужен высокоманевренный самолет с управляемым (только в вертикальной плоскости) вектором тяги и способным без форсажа крейсировать на сверхзвуковых скоростях. «В то время как F-35 может быть менее дорогостоящим в приобретении и полет, — пишет Forbes, — F-22 является более страшным противником в воздушном бою».
С учетом схожести летно-технических характеристик F-22 и Су-57, можно сделать еще одно — третье по счету — предположение. Израилю нужен самолет, который сможет на равных драться именно с нашей «сушкой» пятого поколения. Другого объяснения нет, поскольку имеющий в ЦАХАЛ флот модернизированных эскадрилий F-16 справится с любым вызовом в регионе.
Любопытно, что и Япония, полетав на F-35, не прочь тоже закупить F-22. Ее эксперты еще в 2018 году предоставили американцам свои доводы в пользу Raptor, согласно которым Lightning II не справятся с русскими и китайскими истребителями.
Что касается продажи F-35 арабам, то наличие у нефтяных шейхов истребителей Lightning II не меняет расклада сил. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, который покинул свой пост в конце февраля, в интервью катарскому информагентству «Аль-Джазира» сказал, что американские самолеты хороши тем, что можно «летать на них только на авиашоу». По его словам, их нельзя применять по-своему усмотрению, так как для каждого вылета требуется «исходный код».
Иначе говоря, только Вашингтон решает, как будут арабы применять свои «невидимки», которые, по свидетельству операторов современных зенитно-ракетных комплексов, не такие уж незаметные, как их «малюют» американцы. Никто не отрицает малозаметность Lightning II. Тем не менее, наши «сушки» его видят на расстоянии, как минимум, 40−50 км, а в случае ракетной атаки — до 190 км. Опытный летчик просто увернется от пущенной в него ракеты «воздух-воздух».
Отметим также, что и американские летчики считают F-22 более удачным, чем F-35.
«Основная проблема заключается в том, что последний Raptor сошел с конвейера в декабре 2011 года. Перезапуск производства мог быть осуществлен только с огромными затратами», — констатирует Forbes. Но с учетом того, что потребность в нем высока даже в ВВС США, рестарт производства выглядит вполне закономерно.
Если это случится, обновленный Raptor получит адаптированную к своим характеристикам авионику Lightning II и новое стелс-покрытие. Таким образом, напрашивается и уже четвертое предположение: в США тайно готовится возобновление производства F-22, о чем и был уведомлен Израиль.
В любом случае, Су-57 оказался концептуально более правильным, чем супернавороченный F-35. По сути, Израиль, требуя от США Raptor, поставил все точки над «i «в затянувшемся споре, какой самолет пятого поколения лучше — наша «сушка» или «невидимка».