Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Британский эксперт вынес Су-57 суровый приговор

Наш новейший самолет выпихивают в четвертое поколение истребителей

5526

Журнал Forbes в очередной раз разоблачает многоцелевой российский истребитель Су-57. В статье авиационного эксперта Джастина Бонка, работающего в лондонском Королевском институте оборонных исследований, даже не обсуждается вопрос о том, принадлежит ли этот самолет к пятому поколению. Разумеется, не принадлежит. Авиационный эксперт ставит вопрос более радикально и уничижительно по отношению к ОКБ Сухого: а имеет ли Су-57 вообще право на существование? И все сходится к тому, что истребитель ожидает печальная участь.

Бонк утверждает, что Су-57 является жалкой пародией на американский истребитель F-22 Raptor, принятый на вооружение ВВС США в 2005 году. У русских не удалось даже приблизиться к нему.

«Благодаря высокой степени всесторонней малозаметности, невидимым радарам (???) и большой высоте полета (???) F-22 полностью превосходит все существующие российские боевые самолеты», — пишет Бонк.

При этом сейчас в США эксплуатируются 185 «Рапторов». В ВВС России нет ни одного Су-57. Да и неизвестно, будут ли. Потому что, считает автор публикации, у России не хватит средств для того, чтобы даже довести до полной боевой готовности десять существующих и давно уже летающих прототипов. Ну а о 76-и самолетах, которые должны передать в истребительные полки «по приказу Путина» за смехотворные закупочные цены, и говорить не приходится. Страна, по мнению Бонка, обескровленная западными санкциями, вряд ли потянет такую финансовую нагрузку.

Читайте также
В России создают мини «Искандер» Тактическую ракету «Клевок» разгонят до гиперзвуковой скорости?

И далее Бонк детально описывает не слабости даже, а немощь российского истребителя. Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) у него минимум в десять раз больше, чем у «Раптора». В связи с чем ни о какой малозаметности говорить не приходится.

Перечисляются и конкретные ошибки суховских конструкторов: «Главными отражающими поверхностями для радиолокационных волн являются полностью выдвигающиеся наплывы крыла, плоскости управления, приводы руля высоты, кабина, напорные воздухозаборники в нижней части скошенных вертикальных стабилизаторов, инфракрасные датчики в передней части фонаря и лицевая часть лишь частично прикрытых турбин двигателей. У этого самолета „сплющенная“ форма крыла-фюзеляжа, и есть два больших центральных отсека вооружений между воздухозаборниками. Из-за этого не хватает места для полной S-образной кривой, которая скрывает переднюю часть турбины, как у F-22». Хорошо хоть неправильно расположенные заклепки не раскритиковал.

На основании этого делается вывод о том, что у конструкторов ОКБ Сухого недостаточно опыта в конструировании и производстве самолетов-невидимок, построенных с максимальным использованием стелс-технологий. Да, действительно, в США первый самолет-невидимка — дозвуковой ударный F-117 — был принят на вооружение еще в 1983 году. Так что определенный опыт в США на момент создания «Раптора» уже имелся. Однако миф о том, что «невидимки» проходят сквозь зоны ПВО, как нож сквозь масло, развенчали в Югославии в 1999 году. F-117 был повержен с большого расстояния при помощи далеко не самого эффективного на тот момент ЗРК С-200.

При этом авиационный эксперт почему-то забывает упомянуть столь важный момент как различная специализация двух этих самолетов. F-22 создавался как истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе. То есть он был заточен исключительно на воздушные бои. Су-57 — это многоцелевой самолет. В равной степени успешно он способен и сражаться с истребителями противника, и наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям, и совершать разведывательные полеты. И, как показали события недавнего времени, он может управлять действиями ударных беспилотников, работая с ними в группе.

Для того, чтобы сделать внутренние отсеки просторнее, конфигурация воздухозаборников у Су-57 отличная от «Раптора». Конструкторы всегда ищут компромиссы между различными, зачастую антагонистическими, требованиями. Су-57 способен переносить существенно больше ракет во внутренних отсеках, чем F-22.

Абсолютно то же самое относится и к F-35. Хоть он и является истребителем-бомбардировщиком, но обладает незначительными возможностями для нанесения ударов по наземным целям. Что же касается обвинения Су-57 в том, что у него через прямые каналы воздухозаборников видны лопатки турбины, то для борьбы с этим существует противорадиолокационная решетка.

Еще более странным является утверждение авиационного эксперта относительно того, что Су-57 является модификацией старинного самолета Су-27. Где он почерпнул такую информацию, остается только гадать.

Уже сложилась традиция критики Су-57, которая даже имеет определенный сценарий. Начав с характеристик радиолокационной заметности практически всегда переключаются не просто на всю авионику, а конкретно на РЛС. Однако британский авиационный эксперт неожиданно отступил от традиционного сценария критики Су-57. Он заявил, что самолет обладает уникальной схемой компоновки РЛС.

Основная РЛС, направленная прямо по курсу с некоторым наклоном вниз, работает в традиционном Х-диапазоне (сантиметровых волн). Она оснащена активной фазированной антенной решеткой, состоящей из 1526 приемо-передающих модулей. Есть и еще две РЛС Х-диапазона с АФАР, обеспечивающие боковой обзор.

И, наконец, чего нет ни у одного самолета мира, так это двух РЛС L-диапазона (дециметрового), расположенных в предкрылках. Все ныне существующие стелс-технологии нацелены на то, чтобы обеспечить самолету максимальную невидимость для РЛС, работающих в Х-диапазоне волн. Однако при увеличении длины рабочей волны РЛС «невидимки» существенно утрачивают это свое качество. В L-диапазоне волн их можно увидеть на значительных расстояниях, как, скажем, истребитель четвертого поколения с незначительно сниженной ЭПР. Ну, а если использовать метровые волны, то на экране радара самолет-невидимка ничем не будет отличаться от стратегического бомбардировщика 60-х годов.

Читайте также
Секретное оружие Америки: Пентагон собирается топить наши «Ясени» Военно-морской институт США сообщил о новых эффективных средствах противолодочной борьбы в Арктике

Однако при метровых волнах очень низкая точность определения координат самолета. В связи с чем снимаемые с метрового радара данные невозможно использовать для наведения ракеты на цель, которая находится «где-то там впереди». Дециметровый диапазон волн занимает промежуточное положение — у него большая дальность обзора, при которой F-22 утрачивает все свои стелс-преимущества.

То есть пилот Су-57 окажется в более выигрышном положении. Но при этом точность пеленгации противника будет не слишком высокой. Но хоть ракету по этой причине и не удастся запустить, но пилот сможет подготовиться к пуску, когда противника обнаружит Х-РЛС или же оптико-локационная станция. Однако если у ракеты головка самонаведения способна захватывать цель на большом расстоянии, то можно осуществлять пуск и по информации, поступающей от дециметровой РЛС.

Бонк согласен, что система обнаружения цели, сопровождения и прицеливания у Су-57 прогрессивна. Но он уверен, что это все лишь в теории. На самом деле русским не удастся воплотить в жизнь свои замыслы в полном объеме. И дело тут не в технологиях, а в экономике. И она напрямую зависит от Крыма и связанных с ним западными санкциями.

Кремль отложил 2,6 млрд. долларов на строительство 76-и самолетов, то есть по 34 млн. на каждый истребитель. «Вряд ли этого хватит, чтобы покрыть датчиками весь фюзеляж и крылья», — считает Бонк.

«Даже если все 76 самолетов будут заказаны в соответствии с распоряжением Путина, к концу 2020-х годов на вооружении в российских ВВС будет гораздо меньше 100 Су-57. И есть большие сомнения, что к тому времени будут доработаны приборы обнаружения, бортовая электроника и двигатели», — выносит британский авиационный эксперт окончательный приговор.

Что же, время покажет.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня