Десятки человек ворвались в здания правительства и парламента Армении после подписания соглашения о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Как сообщает РБК, люди, не согласные с подписанием соглашения, захватили здание правительства на площади Республики в центре Еревана, заняв главный корпус правительственных зданий, в том числе зал заседаний Национального собрания страны. Премьера и министров в зале не было, а присутствовавшие депутаты пытались успокоить людей, однако протестующие избили спикера Национального собрания Арарата Мирзояна. полиция сопротивления не оказала.
Сообщается также, что протестующие озвучили свои требования, призвав Никола Пашиняна уйти в отставку и передать власть Генштабу страны.
«Тут люди, чьи отцы, братья и сыновья пали на поле боя. И в то же время тайно, без учета общественного мнения, одним росчерком пера было принято решение передать земли, отдать Шуши», — заявила депутат от оппозиционной партии «Процветающая Армения» Ивета Тоноян, добавив, что отставка — меньшее, что должен сделать Пашинян.
В свою очередь, в Минобороны и Генштабе заявили о том, что война в Нагорном Карабахе «не закончилась полноценно». Тем не менее представители армянских военных отметили, что армия будет выполнять все решения руководства страны.
Военные также призвали граждан страны не расшатывать «основы государственности». По словам представителей ведомств, вооруженные силы сделали все возможное и невозможное для противостояния противнику, однако сейчас пришло время остановить кровопролитие.
Сам Никол Пашинян заявил, что он находится в стране.
«Конечно, я в Армении и продолжаю выполнять свою работу на посту премьера», — написал он.
Ранее армянский лидер объяснил причины подписания заявления по Нагорному Карабаху тем, что у него не было иного выхода. Он добавил, что «чист» перед родиной и армянским народом.
Пашинян также призвал тех, кто верит ему, подготовиться к борьбе и ни секунды не сомневаться в его действиях и посоветовал всем, кто не имеет отношения к погромщикам, отправиться домой. При этом он пообещал «поговорить» с теми, кто ловит рыбу в мутной воде.
Позже он заявил, что принял решение подписать соглашение после рекомендации армии страны. По его словам, в Армении были проблемы с мобилизацией резерва для продолжения войны.
«Я принял такое решение после того, когда армия, по сути, настаивала на принятии такого решения. Вы представляете ситуацию, когда армия говорит, что надо остановиться», — написал он в «Фейсбуке».
Минувшей ночью Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин договорились о прекращении войны в Нагорном Карабахе с 10 ноября. Сообщается, что боевые действия в зоне конфликта будут полностью остановлены с полуночи вторника по московскому времени, стороны останавливаются на занятых позициях, а также должны обменяться военнопленными.
При этом Армения до 15 ноября должна вернуть Азербайджану Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года — Лачинский район, оставляя за собой Лачинский коридор шириной пять километров, который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией. Города Шуши, ранее занятого азербайджанскими военными, данный пункт не касается. Кроме того, до 20 ноября Ереван должен передать Баку Агдамский и часть удерживаемого им Газахского района Азербайджана.
Для контроля за соблюдением договоренностей в регионе будут размещены российские миротворцы.
— Судя по тексту, история с вертолётом мало на что повлияла, и должна стать темой отдельного разбирательства, — уверен доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Вадим Трухачев.
— Соглашение явно в пользу Азербайджана и стоящей за ним Турции, явно не в пользу Армении. Россия смогла сохранить присутствие в Закавказье, хотя стратегически всё выглядит для неё не очень хорошо без постоянной военной базы. Запад оказался не у дел, и теперь наверняка попытается сказать своё слово.
«СП»: — Что теперь будет с Пашиняном? Вмешаются ли в ситуацию военные?
— По всей логике, Пашинян должен бежать из страны на Запад. Однако противостоящий ему «карабахский клан», по сути, лишился своей опоры. Так что политические потрясения страну ждут. Что касается военных, они могут саботировать передачу Азербайджану некоторых территорий, воспользовавшись прикрытием из российских миротворцев.
«СП»: — А Алиев, по-вашему, добился своего? Говорят, что он остановился в шаге от военной победы…
— Алиев тактически добился своего. Даже если не занятая половина Карабаха войдёт в состав Армении — он всё равно добился 75−80% желаемого. Но в то же время теперь Эрдоган ограничил ему свободу действий. Зависимость Азербайджана от Турции существенно выросла. Эрдоган заинтересован в полном контроле над Азербайджаном. Алиев достиг успеха во многом благодаря Турции. И теперь придёт черёд расплачиваться за это. Вероятно, прямые турецкие ставленники постепенно займут ключевые посты, а внешняя политика Азербайджана будет контролироваться из Анкары.
«СП»: — Что можно сказать о роли России? Почему раньше нельзя было договориться и все соглашения, достигнутые при посредничестве Москвы, нарушались?
— Россия никак не могла чётко обозначить свои интересы. И лишь когда замаячила перспектива «раздела» Закавказья между Турцией и Западом, сказала своё слово. Очевидно, пригрозив чем-то обеим сторонам.
«СП»: — Некоторые эксперты считают, что Москва прежде не вмешивалась лишь из-за нелояльности ей Пашиняна. Даже выдвигались теории, что все это обострение нужно было для того, чтобы «обнулить» Пашиняна…
— Похоже, что его «обнулили» больше, чем планировалось. Теперь есть риск, что армяне взвалят на Россию часть вины, и на смену Пашиняну придёт другой прозападный политик, только не запятнанный поражением. Так что есть риск, что Армения станет теперь для нас «смягчённой Грузией».
«СП»: — По-вашему, это станет началом полного урегулирования конфликта или это только промежуточный этап?
— Это явно многоточие. Развязка наступит, когда в следующем году в игру вступят США и Евросоюз, недовольные тем, что решение приняли без них.
— Надо понимать, что Азербайджан не хотел идти ни на какие уступки, поэтому торпедировался мирный процесс, — говорит армянский журналист, политический обозреватель Айк Халатян.
— Напомню, в ходе всех последних встреч лидеров сторон именно Азербайджан саботировал подписание мирного соглашения. Так в 2011 году Азербайджан в Казани в последний момент отказался подписывать соглашения, выдвинув в последний момент прямо на встрече новые условия, которые были неприемлемы для армянской стороны.
Что же теперь будет с Пашиняном — покажут ближайшие дни. С одной стороны, у его партии конституционное большинство в парламенте, а Армения — парламентская республика. С другой - рейтинг Пашиняна сильно упал, общество в нем разочаровано. Многие и вовсе враждебно к нему настроены, обвиняя его в подписании этого соглашения на очень тяжелых для Армении и Арцаха условиях.
«СП»: — А как бы вы оценили роль России?
— Россия решила любой ценой избежать конфликта с Турцией, и это может очень сильно ослабить ее влияние на Южном Кавказе. Азербайджан теперь полностью уходит под влияние Турции, а российское влияние в Армении может быть ослаблено разочарованием армянского общества действиями России. И, кстати, то, что Россия и другие участники Минской группы не смогли протолкнуть прекращение огня, которое было подписано в Москве 10 октября, после того, как в Баку позвонил глава турецкого МИД — это уже говорило о том, что для Азербайджана важнее указания из Анкары, а отношения с Москвой. Поэтому, с одной стороны, Россия попыталась укрепиться в регионе, разместив своих миротворцев в Карабахе, а с другой - окончательно потеряла Азербайджан и получила сильный удар по своему имиджу в Армении.
— Решение о перемирии не было скоропалительно, — уверен доцент политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Переговоры о нем велись достаточно давно. К правде, речь шла на несколько других условиях. Предполагалось, что у армян останется вся территория НКР. Но Азербайджан провел успешную операцию в Шуши, армянское руководство при этом продемонстрировало полную политическую импотенцию. Инцидент с вертолетом был способом унизить Россию, заставить Путина подписать соглашение без наказания Баку за преднамеренное убийство российских.
«СП»: — Насколько критично подписанное соглашение для Армении? Россия давно предлагала поступиться территориями, провести разумный обмен с Баку, но Ереван упорствовал. Почему нельзя было раньше договориться?
— Это не критично, это полная капитуляция. Армения не готова была раньше менять пояс безопасности на статус по нескольким причинам. Во-первых, к этому не был готов Ереван и армянское общество. Во-вторых, к этому не были готовы в Баку. Компромисс можно было найти в самом начале войны, однако Никол Пашинян упорствовал. Вот, доупорствовался.
Все боятся сказать о том, что армия проиграла войну. Что же касается Пашиняна, то его дни сочтены. Он уйдет в отставку — или его уйдут. Население не простит ему поражения во Второй карабахской войне и в гибели стольких людей.
Что касается России, то она, как Армении, является проигравшей в этом конфликте. Сливая Пашиняна, Россия сливала свою репутацию, заработанную решительностью в 2008 и 2014 годах. Достаточно посмотреть, сколько раз Эрдоган унижал Россию в ходе этого конфликта.
«СП»: — Пашинян был неудобен Москве. С его уходом что-то изменится в отношениях двух стран?
— Со стороны Москвы изменится, но вопрос, изменится ли со стороны Еревана? Не будут ли армяне винить Россию в поражении и в потере Шуши? Не побегут ли они теперь на Запад, особенно после того, как пришедшая к власти команда Байдена покажет разные плюшки? За ошибки нужно отвечать.
«СП»: — Можно ли говорить, что это конец войне?
— Нет, это промежуточный этап. Миротворческая миссия рассчитана на 5 лет. После этого Азербайджан может её аннулировать и начать всё заново. После чего захватить оставшийся кусочек Нагорного Карабаха.