Похоже, очередная война за Нагорный Карабах окончательно затихла. При активном посредничестве России соглашение о мире между Арменией и Азербайджаном подписано. Настало время попытаться оценить политический «пейзаж после битвы». Кто — в проигравших, а кто — в победителях?
Понятно, что Ильхам Алиев уже стал настоящим героем своей нации. И, если бы дело происходило где-нибудь в Северной Корее, на днях, вероятно, примеривал бы погоны генералиссимуса.
Понятно, что Никол Пашинян, перед лицом неминуемого сокрушительного поражения фактически подписавший акт о капитуляции своей страны, теперь вынужден больше думать о бегстве ради спасения собственной жизни от разъяренных соотечественников, чем о продолжении карьеры государственного деятеля.
Понятно, что Владимир Путин с удовольствием примеривает лавры миротворца, поскольку именно он единолично усадил за стол переговоров враждующие стороны в момент, когда Азербайджану это было уже не так и необходимо. С захватом города-крепости Шуши победа в Карабахе и так бы через считанные дни свалилась Алиеву в руки. Что заставило Ильхама Гейдаровича отдать своим войскам команду: «Стой!»? Не исключено — трагедия с российским боевым вертолетом, вечером 9 ноября по ошибке (как утверждают в Баку) сбитым в небе Армении у самой кромки границы с Нахичеванской автономной республикой АР.
Но как бы там ни было — Путин на глазах всего мира просто плечом пренебрежительно отодвинул от Карабаха американцев, всего несколько дней назад посредством помощника президента США по национальной безопасности Роберта О’Брайена предложивших ввести в зону конфликта миротворческий контингент из неназванных скандинавский стран. Идею посредничества Вашингтона Москва отвергла с порога. Ни о каких скандинавах на линии соприкосновения и речи не идет. А вот почти две тысячи российских миротворцев из самарской 15-й отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа уже встают между азербайджанцами и армянами.
Если судить по актуальной новостной ленте — на утро вторника нами перечислены практически все действующие лица этого военно-политического спектакля в Закавказье. Но за кадром пока остается, возможно, главный триумфатор только что отгремевшей войны — президент Турции Реджеп Эрдоган. Его подписи под совместным заявлением Путина, Алиева и Пашиняна, понятное дело, нет. Но совершенно очевидно, что этот документ просто не мог родиться без полного и горячего одобрения Анкары. Хотя бы потому, что без этого одобрения Алиев, давно находящейся в полной экономической и военной зависимости от турок, и шагу не сделал бы не только в Карабахе.
Что получает Турция от зафиксированного в подписанном в понедельник документе по Карабаху? На самом деле — больше всех. Просто невообразимо много.
Первое — несмотря на неоднократно высказанные категорические возражения Еревана, да и очевидное недовольство России с согласия Путина к миротворческой миссии в Закавказье впервые будет подключена не только Москва, но и Анкара. По этому поводу Алиев просто не в состоянии скрыть своей радости: «Одним из пунктов сегодняшнего заявления является совместная миротворческая миссия России и Турции. Тем самым мы создаем совершенно новый формат взаимодействия в регионе не только в рамках урегулирования конфликта, но и будущего развития».
Вот как раз про «будущее развитие» — особенно тревожно для нас. Потому что не скрывающий неоосманских амбиций Эрдоган прямо на глазах просто без мыла всерьез и надолго пролез в регион, очень чувствительный для нашей страны. И если для Москвы сложности политического общения с ним еще недавно ограничивались, главным образом, Сирией и Ливией, то теперь новоявленный «султан» начал успешно отвоевывать для себя еще и постсоветское пространство.
Второе: предусмотренный подписанным соглашением наземный «коридор» через армянскую территорию из нахичеванского анклава Азербайджана в основную часть этой страны — давняя мечта не только Баку, но и турок. Хотя бы потому, что турки после развала СССР прочно обосновались в Нахичевани. Практически вся торговля автономии — с Турцией, с которой у нее общая граница, а до собственной метрополии пока можно добраться лишь по воздуху. Граждане Азербайджана из этих краев работать и учиться в массовом порядке уезжают туда же. В Нахичевани ежегодно проводятся военные учения этих стран, а на вооружении дислоцированной в регионе Отдельной общевойсковой армии ВС Азербайджана находится новейшее турецкое оружие. Неслучайно строительство скоростной железной дороги Карс — Игдыр — Нахичевань сегодня значится в промышленных приоритетах у Анкары.
Словом, формально азербайджанская автономия все более и более «отуречивается» и является самой наглядной иллюстрацией давно принятой в Анкаре и Баку концепции «одна нация — две страны». Но коли так — тогда получается, что пробитый в результате нынешней войны и прежде совершенно неприемлемый для армян азербайджанский «коридор» через их земли становится важнейшим геополитическим мостом и для Турции. Его важность в том, что теперь этот «коридор» дает Эрдогану преимущество, о котором еще недавно лидер Турции мог только мечтать, — прямой выход к Каспийскому морю.
Собственно, не так давно предупреждал главный советник главы армянского правительства Вагаршак Арутюнян. Вот его слова: «По данным разведки, основная цель Турции и Азербайджана — отрезать границу Арцаха и Ирана, достичь государственной границы Армении и прорубить „коридор“ в Нахичевань».
Теперь «коридор» фактически прорублен. Если так и дальше пойдет — еще немного, и на Каспии, сегодня почти безраздельно контролируемом Россией, мы можем увидеть, скажем, военно-морскую и военно-воздушную базы Турции. Это будет просто трагический для Москвы оборот событий. Который известный военно-политический эксперт из Израиля Яков Кедми охарактеризовал так: «Если в России кто-то допустит базы Турции и НАТО на побережье Каспийского моря, то его нужно расстреливать без суда».
Логика Кедми проста и совершенно неопровержима: Турция, при всех ее политических зигзагах — это член НАТО. Если завтра появятся турецкие базы в Азербайджане, то это будет означать, что уже НАТО получит выход на берега Каспийского моря. Тогда британские или американские бомбардировщики станут закладывать виражи не только над Черным, но и над Каспийским морем.
Словом — полный кошмар для России. Но мы же сами только что все это подписали. Разве не так?