Почему российские комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и радиоэлектронной разведки (РЭР) получили такое сугубо «морское» название «Леер», применительное к натянутым тросам ограждения вдоль бортов судна или корабля, доподлинно неизвестно. Ну, это всё равно, что догадаться, почему радиолокационный комплекс разведки и контроля стрельбы назвали «Зоопарк». С РБ-341 В «Леер-3» даже более понятно, ведь леера создают некую защиту, предотвращающуют падение за борт при качке или шторме.
Сейчас эти комплексы РЭБ «Леер-3» зафиксировали в Карабахе в составе военных колонн российских миротворцев, которые направлялись в район Степанакерта. На полевые кухни внимание никто особо не акцентировал, а вот внешне ничем не примечательные камуфлированные кунги на базе шасси «КамАЗ-5350» сразу были идентифицированы как машины управления одного из самых секретных российских комплексов радиоэлектронной борьбы. Собственно, по опубликованным фото чётко видно, что это не какая-то ТРМ (транспортная ремонтная машина), не походная хлебопекарня или, скажем, передвижной солдатский киноклуб. В «начинке» разглядели антенно-фидерную систему управления, пусть и в сложенном положении, характерную именно для комплекса «Леер-3».
Прибывший в Карабах комплекс РЭБ назвали «новейшим», хотя это может быть применительно разве что к конкретному региону — раньше таких здесь действительно не было. А вообще, «Леер-3» — старый знакомец, «СП» ранее сообщала о возможном его применении в Сирии. В частности, одним из результатов действий этой системы РЭБ мог стать случай с американским ударным вертолётом АН-64 Apache, у которого в середине сентября нынешнего года в сирийской провинции Эль-Хасака неожиданно отказали все системы управления и он чудом не разбился — пилотам удалось стабилизировать винтокрылую машину за несколько метров от земли.
Известно, что «Леер-3» был принят на вооружение российской армии ещё в 2016 году, впрочем, о его «подвигах» российское военное ведомство не распространяется. Известно, что радиус его потенциала ограничен в расстояние 120 километров, то есть это, по сравнению с той же станцией РЭБ «Красуха-4», можно назвать оружием «ближнего боя». Его основная особенность — забрасываемые на большую дальность беспилотники «Орлан-10», которые и являются теми «щупальцами», которые и выполняют целый ряд специальных задач.
Система «Леер-3» официально называется «аэродинамически забрасываемым передатчиком помех абонентским терминалам сотовой связи стандарта GSM». Комплекс предназначается для подавления GSM-связи при помощи помех, передаваемых специальным беспилотным летательным аппаратом. Специальный передатчик, установленный на легком БПЛА, имитирует работу базовой станции сотовой сети и тем самым мешает нормальной работе абонентских терминалов.
Внешне комплекс РБ-341 В на базе шасси КамАз-5350, действительно, не отличить от какой-то ремонтно-технической машины или штабного кунга. Разве что в районе развертывания фургон специального оборудования «Леер-3» выдает себя выдвижными антеннами и локаторами, но человек непосвященный может принять его за обычную машину связи. Все «изюминки» находятся внутри. А еще — в воздухе. Ведь непосредственным ударным средством комплекса являются два беспилотных летательных аппарата «Орлан-10». Эти БПЛА оснащены специальными передатчиками радиосигнала, имитирующими работу базовых сетей GSM и противодействующими использованию абонентских терминалов. Такая аппаратура позволяет блокировать работу любых устройств в диапазонах GSM-900 и GSM-1800. Сотовые сети при этом полностью блокируются.
«Орланы-10» с двумя передатчиками виртуальной базовой станции с мощностью в 10 Вт и 2 Вт позволяют эффективно блокировать работу абонентского оборудования в радиусе до 6 километров. Передатчики способны блокировать работу сетей трех операторов и выдавать нужные «сведения» до 2000 абонентских терминалов. В каждом комплексе имеется два БПЛА, каждый из которых способен находиться в воздухе до 10 часов и передвигаться со скоростью от 80 км/ч до 150. Отработал один, на смену ему запускается второй, что позволяет практически круглосуточно обеспечивать возможность блокирования сетей телефонных операторов и запускать нужную информацию. Так что привычный «мобильник» боевикам уже не нужен — как средство коммуникации вблизи защищаемых объектов он совершенно бесполезен.
Возникает вопрос, почему сейчас в Карабах в помощь российским миротворцам переброшены именно комплексы «Леер-3», а не, скажем, иные новые технические средства радиоподавления связи, радиолокации и навигации, защиты от высокоточного оружия, средст управления и обеспечения. Почему не задействовали более мощные комплексы «Красуха-2.0», «Мурманск-БН», «Борисоглебск-2», «Красуха-С4″, „Свет-КУ“, „Инфауна“,"Лесочек», «Житель», «Дзюдоист», «Заслон-РЭБ» и многие другие имеющиеся на вооружении российской армии средства РЭБ?
— «Леер-3» является достаточно уникальным, к тому же весьма мобильным комплексом, его потенциал гораздо шире заявленных параметров, — считает военный эксперт Владимир Попов. — Помимо подавления мобильной связи, имитации работы базовых станций сотовой связи и отправки ложных сообщений, этот комплекс способен вести и эффективную воздушную разведку с последующей выдачей координат перемещающихся сил. Он также персофиницирует определенный объект и потом показывает его точное местоположение. За счет используемых беспилотников, «зависающих» над объектом «исследования», «Леер-3» видит его даже за закрытыми стенами и способен подслушивать разговоры через окно. Помимо этих способностей, этот комплекс, захватив в прицел любой летательный объект, беспилотник в том числе, парализует его работу и принуждает либо к приземлению, либо полностью ликвидирует его управление. Эта уникальность способностей и определила выбор использование в Карабахе именно этого комплекса.
Если существует «Леер-3», то, логично, должны быть и его предшественники. Например, «Леер-2» или «Леер-1». Они, действительно, есть. И, скажем, «двойка», это всё та же система, только в десантном варианте. Ещё в 2013 году подразделения радиоэлектронной борьбы ВДВ приняли на вооружение мобильные автоматизированные комплексы технического контроля радиоэлектронной имитации и постановки помех «Леер-2», которые базируются на шасси бронеавтомобиля «Тигр-М». Первые такие «леера» поступили на вооружение 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады (миротворческой, дислоцированной в Ульяновске), 98-й воздушно-десантной дивизии (Иваново) и 45-го полка специального назначения (подмосковная Кубинка).
«Леер-1», как таковой, на вооружение так и не поступал, но стал основой для продолжения этой серии средств РЭБ. Наиболее эффективным из этого «морского ограждения» стала именно «тройка», которую сейчас и увидели по дороге в Карабах. Кому надо GPS она точно «заглючит», заодно включит режим «абонент временно недоступен» — не дозвонится никто, кого не захотят услышать миротворцы слышать в эфире.