В России создаются беспилотные морские подводные суда для обороны. Об этом 4 декабря сообщил Владимир Путин во время дискуссии «Искусственный интеллект — главная технология XXI века».
«В наши внутренние воды выходят морские корабли, которые могут работать без капитана и команды, мы сами создаем беспилотные морские суда, в том числе в подводном варианте, в данном случае в сфере обороны», — сказал Путин.
Он также отметил, что главные российские разработки в сфере искусственного интеллекта основаны «на отечественных научных технологических заделах, причем мирового уровня».
Президент не уточнил, о каких именно морских судах идет речь. Однако ранее гендиректор ЦКБ морской техники «Рубин» Игорь Вильнит сообщил, что бюро прорабатывает создание глобальной сети из подводных и надводных автономных необитаемых аппаратов, а также беспилотных летательных аппаратов.
Речь идет, в частности, о комплексе «Витязь-Д» двойного назначения. Он включает автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА), донную станцию связи и навигации, а также корабельное оборудование. «Витязь-Д» имеет массу около 2 тонн, габариты 4×1 метр, и способен погружаться на 12000 метров.
Из пресс-релизов ничего не известно о системе управления аппаратом. По мнению экспертов, каждый модуль АНПА является самостоятельным интеллектуальным агентом, причем миссию подводных аппаратов обеспечивает диспетчер с элементами или даже блоками искусственного интеллекта.
Заметим, что иностранный аналог «Витязя-Д» — АНПА Echo Voyager производства Boeing (США) — способен автономно двигаться под водой на протяжении нескольких месяцев. Его длинна 15,5 метра, а предельная глубина погружения 3353 метра.
АНПА типа «Витязь» способны как выполнять задачи обследования больших площадей на крейсерской скорости, так и решать вопросы локального позиционирования особых объектов.
Заместитель командующего Тихоокеанским флотом по вооружению контр-адмирал Игорь Королев уже отметил особую важность создания робототехнических комплексов для решения задач как Тихоокеанского флота, обладающего наибольшей зоной ответственности среди флотов РФ, так и для всего ВМФ. По его словам, создание технических средств в рамках проекта «Витязь-Д» позволит решать задачи в интересах Министерства обороны Российской Федерации во всех без исключения районах Мирового океана.
Какие козыри дают России военные морские беспилотники, объединенные в сеть и управляемые искусственным интеллектом?
— Подводные беспилотные аппараты для военных целей — действительно серьезный прорыв, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Надо понимать: надводные беспилотные корабли или БПЛА — это гораздо более легкий, с технической точки зрения, уровень управления. Надводные аппараты могут использовать для ориентации систему ГЛОНАСС, а управляющие команды получать по радиосвязи.
С подводными системами все намного сложнее. Сигналы на «нормальных» частотах под водой не принимаются, и радиоуправление поэтому невозможно. Либо нужно выводить станцию связи на поверхность, что сразу обнаруживает объект.
Как подсказывает логика, управляться подводные аппараты могут только с помощью систем искусственного интеллекта — возможно, с привязкой к цифровым картам морского дна. При этом связь между беспилотником может быть налажена в диапазоне длинных волн, с помощью которых осуществляется связь между подлодками.
Так что Путин прав — военные подводные беспилотники действительно прорыв, в том числе, в области систем искусственного интеллекта. И это создает для России беспрецедентные возможности на военно-морских театрах боевых действий.
«СП»: — Что конкретно могут АНПА?
— Теоретически на подводном беспилотнике можно разместить ядерный заряд. Не исключаю, что несколько таких аппаратов у нас будет припасено на крайний случай. Но АНПА можно использовать более широко и более эффективно.
Представьте, что где-то в океане идут авианосная группа США. А на большой глубине ей навстречу идет подводный беспилотник. Он проходит, незамеченный кораблями охранения, прямо под авианосец, и поражает его из глубины — такой дрон-самоубийца.
Да, подводный беспилотник — штука не дешевая. Предшественник «Витязя» — автономный необитаемый подводный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ» — имеет страховочную стоимость в 300 млн. рублей. Но авианосец-то стоит и вовсе астрономические деньги — напомню, новейший «Джеральд Форд» обошелся ВМС США в $13 млрд!
То есть, по сравнению с авианосцем, наш подводный беспилотник стоит сущие копейки. И если мы изготовим несколько десятков АНПА, все американские авианосные группы будут уязвимыми. Тем более, подводные роботы могут оснащаться ядерной силовой установкой, и могут долгое время находиться рядом с авианосными группами — постоянно держать их под ударом.
Такого робота крайне трудно обнаружить. Думаю, если Штаты поставят такую задачу, им для этого придется задействовать весь свой подводный флот. На деле, даже 20−30 подводных беспилотников создают серьезную проблему для ВМС США.
Есть и другой момент, крайне неприятный для американцев. США рассчитывают, в случае войны, оперативно перебросить войска в Европу через Атлантику. Транспортные корабли в этом случае станут для подводных беспилотников очень легкой добычей.
«СП»: — С подводными беспилотниками можно бороться?
— Эффективных средств борьбы с АНПА нет. Скажем, у НАТО есть Фареро-Исландский рубеж — линия противолодочной обороны в Северной Атлантике, но какой от него толк? Ну, засечет гидроакустическая аппаратура, что мимо прошел какой-то аппарат — но ведь догнать его нет никакой возможности. Им что, сети противолодочные ставить по всему Мировому океану?
Это просто несерьезно, тем более, подводные беспилотники запускают скрытно, с подлодок-носителей. Те же «Клавесины-2Р-ПМ», напомню, вошли в состав комплекса оборудования специальных атомных подводных лодок проекта 09852 БС-139 «Белгород» и проекта 09787 БС-64 «Подмосковье».
Словом, американцам есть, чего опасаться.
— Руководитель ЦКБ «Рубин» рассказывал о создании сети автономных устройств, которые, очевидно, должны обмениваться друг с другом большими объемами информации, — говорит научный сотрудник НИИЯФ МГУ, заместитель главного конструктора комплекса научной аппаратуры Василий Петров. — Для этого страны развертывают системы спутниковой связи — в России, в частности, имеется система «Гонец». Проблема, однако, в том, что радиоволны должны проходить через ионосферу — область атмосферы, где большое количество ионизированного газа. Для этого подходят только частоты из так называемых «окон прозрачности» — их диапазоны не слишком большие. К тому же волны таких диапазонов плохо проходят через воду.
Мне поэтому сложно предположить, какие технологии будут использоваться для связи с автономными подводными аппаратами. Обычно связь с подлодками держат в длинноволновом диапазоне, но для космической связи он очень плохо подходит. Эта одна из проблем, которые должны решить разработчики ЦКБ. В том числе, используя для управления АНПА системы искусственного интеллекта (ИИ).
ИИ сегодня трактуется очень широко. В самом простом случае, имеются в виду самообучающиеся алгоритмы. Некая система совершает действия по определенным правилам — передает и получает информацию, реагирует на внешние сигналы — и по мере своей работы адаптируется к изменениям внешней среды. То есть, внутри самой системы существует обратная связь.
Но не стоит воспринимать подводный беспилотник с искусственным интеллектом как потенциальное ядро «Скайнет» (искусственный интеллект, главный антагонист фильмов о Терминаторе, вымышленный суперкомпьютер Минобороны США, — «СП»), которое спит и видит, как бы побыстрее уничтожить всех людей.
В реальности, каждый из самообучающихся алгоритмов имеет вполне определенные задачи и цели. И работает только в соответствии с этими задачами.
Конечно, когда разнородных устройств с ИИ становится слишком много — десятки или даже сотни миллионов единиц — возможен так называемый эволюционный процесс, который разработчики этих устройств могут себе изначально не представлять. Как говорят физики, может произойти фазовый переход от микрообъектов к макрообъектам — в результате, устройства с ИИ могут начать подчиняться каким-то общим правилам на уровне больших систем. Например, иначе перераспределять информацию.
Но в любом случае, каждое конечное устройство — скажем, подводный беспилотник — все равно будут выполнять задачи, ради которых его разработали. И не будет причинять вреда людям.