Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Малые» корабли большого океана: В бой идут одни корветы

Сможет ли Россия защитить дальневосточные рубежи нынешними силами ТОФ?

9504

Новость о том, что Тихоокеанский флот (ТОФ) получит в ближайшей перспективе шесть новых корветов проектов 20380 и 20385 не может не радовать как минимум по двум причинам. Во-первых, силы флота пополнятся дополнительными боевыми единицами — утверждается, что их оснастят комплексами гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Во-вторых, этот контракт Минобороны заключило с ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ), который в интересах военного ведомства после 1991 года работал не очень-то активно.

Начнём с последнего. АСЗ, известный в прошлом как судостроительный завод № 199 имени Ленинского Комсомола, расположен в Комсомольске-на-Амуре и является крупным градообразующим судостроительным предприятием. За всю историю своей деятельности завод выпустил 57 боевых надводных кораблей, 57 подводных атомоходов и 41 дизель-электрическую подводную лодку. Самой известной продукцией стал Краснознамённый лидер эсминцев «Баку» (1939 год), который во время Великой Отечественной перегнали Северным морским путём на Северный флот.

Нынешние оснащения АСЗ приспособлены для строительства кораблей спусковой массой до 10 000 тонн, длиной до 150 метров и шириной до 19 метров. То есть построить тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» с его 59 100 тонн водоизмещения и длиной в 306 метров, амурские судостроители не смогут. Не поместятся в доки и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант» (на ТОФ это флагман «Варяг»). При этом вполне по силам выпускать на Дальнем Востоке фрегаты (до 5 000 тонн водоизмещения) и эсминцы (до 10 000 тонн).

На Амурском судостроительном заводе не по своей воле «ограничили» тонажность изготовляемой продукции — ВМФ России большие корабли сейчас не заказывает. Из «крупняков» для ТОФ сейчас строятся 3 фрегата дальней морской и океанской зоны проекта 22 350 типа «Адмирал Горшков» (водоизмещение 5 400 тонн). Их производство отдано «Северной верфи» в Санкт-Петербурге. АСЗ сейчас строит малые ракетные корабли (МРК) проекта 22 800 «Каракурт», являющиеся носителями крылатых ракет «Калибр». Это корветы «Удомля», «Ржев», «Уссурийск» и «Павловск» водоизмещением 870 тонн — полностью всю серию планируют сдать к 2026 году. А также корветы проектов 20380 и 20385, контракт на строительство которых сейчас подписан с Минобороны — сроки сдачи 2024−2028 гг.

Постройка этих проектов для АСЗ не является новым делом. В 2017 году был передан ВМФ России корвет «Совершенный», в 2018 «Громкий», завершает государственные испытания «Алдар Цыденжапов», в 2021 году должен вступить в строй корвет «Резкий». А вот два корвета проекта 20380/20385 для Тихоокеанского флота «Гремящий» (готов к передаче) и «Проворный» (готовится к швартовым испытаниям, ожидается во Владивостоке в 2021 году) являются продукцией «Северной верфи». Надо полагать, что контракт на дополнительные 6 корветов для ТОФ означает, что АСЗ сможет увеличить производственные мощности, что обеспечит это предприятие работой на годы вперед. Вероятно, что последуют и заказы на более крупные корабли.

Читайте также
Господство в воздухе: ВВС России против US Air Forces Боевая авиация двух стран попала на «переходный период» и простаивает на земле

Теперь, собственно, о самих корветах, которые, похоже, станут основой ТОФ в ближайшие годы. Если посмотреть списочный состав флота, в нём присутствуют корабли разных рангов, при этом многие, мягко говоря, уже на ладан дышат. Флагман «Варяг» (аналогичный с ракетным крейсером ЧФ «Москва») бороздит воды уже 30 лет, последний плановый ремонт прошёл на «Дальзаводе» в начале 2013 года.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (эксплуатировался с 1984 года) находится в отстое, решается судьба его утилизации. Из шести эсминцев проекта 956 «Сарыч» в строю лишь один эскадренный миноносец «Быстрый» (в составе флота с 1989 года), остальные либо в ремонте, либо готовятся к утилизации. В строю ТОФ четыре больших противолодочных корабля (БПК) проекта 1155 «Фрегат», один из них, «Адмирал Виноградов» в 2021 году должен стать на ремонт и модернизацию под ракетный комплекс «Калибр».

Из новых фрегатов ТОФ в 2025—2026 годах рассчитывает получить три корабля проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Это фрегаты с водоизмещением в 5 400 тонн «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов» и «Адмирал Юмашев», которые сейчас строятся на «Северной верфи». Основное же пополнение Тихоокеанскому флоту достанется в виде «малышей"-корветов проектов 20380/20385 (водоизмещением 2250/2430 тонн) и МРК проекта 22 800 «Каракурт» (870 тонн), которые также относятся к классу корветов.

Заметим, корветы, несмотря на свои хорошие мореходные качества и возможностью вести прицельную стрельбу при шторме в 5 баллов, всё-таки являются кораблями ближней морской зоны в которой способны вести борьбу с надводными кораблями и подводными лодками противника. Несмотря на дальность плавания в 4 000 морских миль и автономностью в 15 суток, корветы всё же «привязаны» к берегу. Если, скажем, в Чёрном и Балтийском морям им вполне вольготно, можно и в Средиземку «сбегать», то вот с просторами Тихого океана лучше поближе к берегу ходить. Собственно, фрегаты и предназначены для поддержки морских десантных операций ракетно-артиллерийскими ударами, а также патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Можно предположить, что корветы, которые в ближайшие 30−40 лет будут составлять основу ВМФ России, не случайно войдут именно в состав ТОФ. В дальние походы они, естественно, ходить не будут, на Тихом океане есть и ближние цели. В первую очередь это защита российских Курил и всего дальневосточного побережья, а также противостояние на море Японии. С учётом подобных задач пополнение ТОФ шестью корветами дело нужное, но подобного количества явно недостаточно. Особенно с учётом «старения» флота и постепенного выхода из строя кораблей более высокого ранга — фрегатов и эсминцев.

Пока находящиеся в строю корветы проектов 20380/20385 (на ТОФ это «Совершенный» и «Громкий», к которым вскоре присоединятся «Алдар Цыденжапов», «Гремящий», «Резкий» и «Проворный») не имеют на вооружении гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон», однако и их нынешний боекомплект вполне внушительный. Корветы оснащены зенитно-ракетным комплексом «Полимер-Редут», 100-мм артиллерийской установкой А-190−01, двумя шестиствольными зенитными автоматическими пушками АК-630М. Корабль вооружён торпедным комплексом «Пакет-М», способный эффективно уничтожать подводные лодки противника и перехватывать пущенные торпеды. Ракетные комплексы фрегата позволяют использование противокорабельных ракет «Оникс», многофункциональных «Калибров» и зенитных ракет.

Читайте также
ВВС США хотят взломать воздушные ворота России По данным Минобороны, активность иностранной авиаразведки у наших границ выросла на 40%

Разработчика кораблей проекта 20385 отмечают, что корвет оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Сигма», которая объединяет в себе управление боевым вооружением, средствами наблюдения и разведки. Американские эксперты из издания National Interest назвали сейчас корветы проекта 20380 «наиболее перспективными военными кораблями ВМФ России».

Заметим, что американские аналитики уже не в первый раз оценивают российский флот как активно развивающийся, но маломерный, сила которого в первую очередь в современных вооружениях и технологиях. Не учитывая при этом еще подводный флот РФ, где одна атомная субмарина способна пустить на дно пару-тройку авианосцев одним пуском крылатых противокорабельных ракет.

Как-то несправедливо забыта и роль российских фрегатов дальней морской зоны (корабли проекта 11356), типа «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров» и им подобных. При этом National Interest, отмечая вывод Россией из эксплуатации крупных кораблей с заменой их на корабли меньшего водоизмещения (российские корветы «пятитонники» против американских эсминцев в девять тонн), полагает, что флот РФ становится «региональным флотом».

Не совсем верное утверждение, ВМФ России сейчас активно наращивает присутствие в Мировом океане, а тот же ТОФ вполне достойно обеспечивает военную безопасность страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И в этой концепции усиление роли корветов имеет своё конкретное значение — противодействие существующим в регионе угрозам, а они таковы, что позволяют с ними справиться и кораблями подобного класса. Хотя побольше крейсеров и эсминцев России бы не помешало иметь на вооружении.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня