Эта новость наверняка заставит Пентагон сильно понервничать: с 1 декабря 2020 года на аэродроме Анадырь на Чукотке к боевому дежурству приступили истребители-перехватчики МиГ-31 морской авиации ВМФ РФ. Об этом главной российской военной газете «Красная звезда» сообщил командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. Что из этого следует? Для тех, кто сегодня отвечает за оборону США — очень многое и очень тревожное.
Прежде всего, понятно, что основной задачей немногочисленных пока МиГ-31 на Чукотке (по имеющимся сведениям их там приземлилось всего одно звено из состава 317-го смешанного авиационного полка, который базируется на аэродроме Елизово в Петропавловске-Камчатском) станет вовсе не противовоздушная оборона почти безлюдного и утонувшего в снегах полуострова. Если бы это было так, на Анадырь наверняка посадили бы тоже достаточно мощные, но куда менее тяжелые и потому более дешевые в использовании и обслуживании истребители типа Су-30СМ.
Их в составе нашей морской авиации сегодня намного больше, чем МиГ-31. Между тем, даже боевых возможностей Су-30СМ вполне хватило бы, чтобы парировать угрозы российскому аэродрому Анадырь и всему, что за последние годы построено вокруг него, со стороны стоящей совсем рядом — за нешироким Беринговым проливом — крупнейшей авиабазы ВВС США «Эльмендорф» с истребителями пятого поколения типа F-22.
Тогда что заставило наш Генштаб отправить на Чукотку именно МиГи? В поисках ответа придется пролистать календарь вспять — вплоть до августа 2018 года.
В тот месяц на аэродроме Анадырь после перелета от берегов Волги дальностью в 7000 километров впервые в истории произвела посадку пара «Белых лебедей» — стратегических ракетоносцев типа Ту-160. Это было огромное достижение наших летчиков, поставившее на уши всю систему ПВО США. Потому что сократило подлетное время до сотен важнейших объектов на территории США (не только на Аляске!) до того, что наши авиационные ракеты и бомбы могли бы оказаться над головами американцев почти из ниоткуда.
К такому результату поистине стратегического значения наши авиаторы готовились как минимум с 2003 года. За это время на самом приближенном к американской территории российском аэродроме была отремонтирована и удлинена старая ВВП, устроены новые рулежные дорожки, установлена система светотехнической системы посадки с огнями высокой интенсивности, полностью заменены кабельные трассы. В октябре 2007 года военные закончили там реконструкцию объектов авиатопливообеспечения. И Анадырь мгновенно превратился в отличный аэродром «подскока» для ракетоносцев Дальней авиации Военно-Космических сил России, регулярно совершающими боевые патрулирование в Арктике и над Тихим океаном.
Впрочем, даже очень внушительные размеры новой ВВП на авиабазе Анадырь все равно делают посадку Ту-160 на нее очень рискованным предприятием. Все дело в огромном весе каждого такого ракетоносца. Даже совершенно пустой он «тянет» на 110 тонн. Именно поэтому на чукотскую землю «Белых лебедей» приходится приземлять почти, так сказать, «порожняком». Во всяком случае, по свидетельствам очевидцев, та пара Ту-160, что 16 августа 2018 года совершила историческую посадку в этих краях, перед приземлением долго кружила в воздухе, вырабатывая «лишнее» топливо. А уж недостающий керосин и оружие (включая ядерное) перед вылетом к побережью США экипажи ракетоносцев получают непосредственно на Чукотке. Чтобы это стало возможным, в вечной мерзлоте (примерно в 10 километрах от аэродрома), в середине 1950-х годов было построено огромное подземное хранилище «Портал» с полной противоатомной защитой.
Но топливо и крылатые ракеты — это далеко не все, что необходимо «Белым лебедям» для обеспечения длительного боевого патрулирования, продолжительной которого обычно существенно превышает 10−12 часов. Любое их появление вблизи американских границ никогда не оставляют без пристального внимания истребители ВВС США, которые тут же вылетают на перехват наших «стратегов». Значит, российским ракетоносцам на всем маршруте необходимо еще и надежное прикрытие. Осуществить его в состоянии только дальние перехватчики МиГ-31. Практической дальности полета истребителя Су-30СМ (всего до 1350 километров у земли и до 2125 километров на высоте) для этого явно недостаточно. У МиГ-31 этот показатель существенно выше (3000 километров без дозаправки в воздухе и 5400 — с одной дозаправкой).
Мало того. В подобном полете МиГ-31 в состоянии выполнять еще и функции самолета дальнего радиолокационного дозора. Эту возможность нашему перехватчику дает его всепогодный многолучевой радар «Заслон», разработанный как часть системы управления оружием именно этого самолёта. Даже малоразмерные воздушные цели он в состоянии обнаруживать на очень внушительной дальности. Скажем, американский истребитель F-16 «Заслон» гарантированно увидит за 120 километров. А бомбардировщик В-1 В ВВС США — за 200 километров.
К тому же бортовая аппаратура обеспечивает обмен радиоэлектронной информацией между другими самолетами МиГ-31, летящими на удалении до 200 километров друг от друга. В итоге группа из четырех таких перехватчиков способна надежно прикрыть от самолетов противника пространство шириной до 1000 километров. А стоящие на МиГах ракеты большой дальности Р-33 позволяют уничтожать врага на удалении до 120 километров в диапазоне высот от 25 до 28 000 метров.
Ничего подобного не в силах проделать ни один другой истребитель в мире. Включая, естественно, и флотский вариант новейшего Су-30СМ, в задачи которого именно поэтому сопровождение «стратегов» над любым океаном и не входит. Но что происходило до сих пор? Прежде эскортировать взлетающие с Чукотки «Белые лебеди» в сторону арктического побережья Штатов приходилось тихоокеанским МиГ-31, постоянно базирующимся на Камчатке. Однако расстояние между Анадырем и Елизово по прямой достаточно велико — 1631 километр. Исходя из этого, до сих пор значительную часть топлива перехватчики тратили только на то, чтобы занять свое место в общем строю со стратегическими ракетоносцами.
К тому же дело не только в топливе. Наши летчики-истребители ведь тоже не железные, они устают.
Отныне, надо полагать, эти трудности позади. И истребители, и «Белые лебеди» станут взлетать с одного аэродрома и практически одновременно. Это существенно улучшит качество и продолжительность истребительного прикрытия наших стратегических воздушных патрулей. И вряд ли обрадует наших заокеанских оппонентов.
Но это, возможно, еще далеко не все неприятности, которые несет для них первое появление МиГов на Чукотке. Ведь пока, насколько возможно судить, речь идет о перелетевшем туда на время боевого дежурства звене камчатских перехватчиков, модернизированных до варианта МиГ-31БМ. Однако ведь в последнее время Воздушно-Космические силы России стали получать и внешне очень похожие самолеты типа МиГ-31К. Что в корне поменяло дело. Потому что любая такая сверхзвуковая машина специально переделана в носитель гиперзвуковой баллистической ракеты «Кинжал», в свою очередь тоже не имеющей аналогов в мире.
Американское издание The National Interest выразило мнение, что первая ступень «Кинжала» имеет, во всяком случае, внешнее сходство с аэробаллистической ракетой 9М723−1 (обозначение США — SS-26) оперативно-тактического комплекса «Искандер-М». Поэтому она «способна маневрировать в полете и имеет непредсказуемую траекторию, которая затрудняет перехват». «Ни у кого в мире нет баллистической ракеты воздушного пуска, поэтому Москва справедливо говорит о том, что у „Кинжала“ нет аналогов за рубежом», — пишет издание.
В сухом остатке: переделанный таким образом, МиГ-31 приобрел совершенно новую для себя роль — мощнейшего ударного самолета. Теперь он поднимает ракету на высоту до 25 километров и разгоняет ее до 3 тысяч километров в час. После чего «Кинжал» на гиперзвуковой скорости начинает самостоятельное автономное движение к цели, которая может находиться на расстоянии до 2000 километров места пуска. Таким образом, неотразимый удар в ядерном или обычном снаряжении по важнейшим объектам на территории противника не только на Аляске может быть нанесен даже и без захода самолета-носителя в зону действия американской ПВО.
«Я думаю, что „Кинжалы“ будут сосредоточены на самых важных целях, таких как командные пункты, военные базы и крупные корабли», — отметил известный западный эксперт по ядерной безопасности Хан Кристенсен.
Да, пока у России не так много самолетов МиГ-31К и «Кинжалов» для них. Как утверждают — до десятка таких боевых комплексов с территории Южного военного округа с 2018 года регулярно вылетают на патрулирование Черного и Каспийского морей. Еще считанное количество — в Заполярье, на аэродроме Мончегорск (Мурманская область). Но теперь-то, когда внешне почти такие же машины с Камчатки уже вполне «освоились» на Чукотке, что мешает и МиГ-31К с «Кинжалами» под брюхом из европейской части России в тайне от американцев перелететь на аэродром Анадырь? Возможно, в таком случае на берегах Берингова пролива нам тяжеленные и слишком заметные из космоса Ту-160 не очень-то и понадобятся? Чтобы граждане Штатов и без войны оказались не в состоянии тревожно засыпать без порции снотворного?