С задержкой на год вместо обещанного, через 11 лет после первого полёта (29 января 2010-го) российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 (по кодификации НАТО Felon — «Преступник»), всё-таки поступит на вооружение ВКС РФ. Предполагается, что это событие произойдёт уже на этой неделе, то есть ещё в этом году и, формально, сроки поставок этих самолётов Минобороны будут соблюдены. Не январь, а декабрь, но год-то всё равно 2020-й. Будем считать, что полёт нормальный.
Российский Су-57 стал, пожалуй, самым обсуждаемым истребителем в мире, превзойдя по упоминаниям в отечественных и иностранных СМИ американский F-35 и китайский J-20 — тоже самолёты пятого поколения. Здесь конкуренцию ему составил разве что тоже российский истребитель Су-35, который относится к поколению «4++», который в нынешнем году пользуется особой популярностью. И нынешнее сообщение о том, что «Преступник» наконец-то будет поставлен армии, это действительно событие, означающее ещё и то, что истребитель выйдет на серийное производство.
Су-57 в этом году будет существовать в единственном экземпляре, помимо уже выпущенных 10 лётных прототипов и 3 прототипов для наземных испытаний. Понятно, что в таком количестве он погоды в небе не сделает. И, скажем, сейчас в ВКС России насчитывается порядка 120 тяжёлых многофункциональных истребителей Су-27 в разных модификациях, в том числе наиболее продвинутой СМ3 (ещё 18 в морской авиации), которые и должны заменить новые Су-57.
При этом известно, что истребителями пятого поколения в количестве 76 единиц планируется до 2028 года укомплектовать три авиационных полка. Для ВКС России Су-57 станет не основным боевым самолётом, а одним из них. Собственно он и позиционируется в первую очередь как воздушный командный пункт управления, что было недавно продемонстрировано во время учений со «стаей» истребителей Су-35. Так же Су-57 будет управлять тяжелыми беспилотниками С-70 «Охотник» — истребитель сможет «курировать» до 12 таких дронов в небе. Истребитель пятого поколения в армии будет востребован, даже в таком относительно небольшом количестве.
Репутацию Су-57 подпортила авария 24 декабря 2019 года в 111 километрах от аэродрома Дземги в Хабаровском крае — истребитель рухнул на землю, но лётчик катапультировался и не пострадал. Не было и разрушений на земле — упал в тайге. Утверждается, что это был испытательный полет первого самолета, который должны были передать в войска до конца года. Предполагалось, что и в нынешнем, 2020-м, ВКС могли получить ещё один самолет, с последующим увеличениям серийного выпуска этого истребителя — всего до 2028 года армии было обещано 76 единиц Су-57, в том числе с двигателями второго этапа. По одной из версий, самолет разбился именно из-за неполадок в двигателе АЛ-41Ф1 (изделие 117), который является двигателем первого этапа.
За минувшие с первого полета одиннадцать лет, Су-57 лишь трижды попадал в сводки происшествий (с учетом декабря 2019-го). Во время демонстрационного полета на МАКС-2011 21 августа была замечена вспышка, после чего сработал тормозной парашют и самолет остановился на взлетно-посадочной полосе. 10 июля 2014 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском после выполнения штатного испытательного полета при посадке у Су-57 наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, а затем произошло локальное возгорание. Пожар быстро потушили, а самолет удалось восстановить, и он продолжил участвовать в испытаниях. Для сравнения — американские «невидимки» F-35 с момента первого полёта 16 декабря 2006 года семь раз становились участниками происшествий и катастроф, в том числе 9 апреля 2019 года, когда F-35 ВВС Японии рухнул в море при выполнении тренировочного полета.
— С задержками в серийном производстве Су-57 есть разные причины, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — Дело ещё и в том, что как в самом Минобороны, так и в руководстве ОПК отношение к производству Су-57 периодически менялось — доводить до ума или бросить на полпути дорогую «игрушку». Но деньги были вложены немалые и самолет всё-таки решили пустить в серийное производство. В принципе, 76 истребителей, пусть даже и нового поколения, это не так уж и много, тем более в масштабах такой страны, как Россия у которой около 3600 военных летательных аппаратов и еще около тысячи на хранении — больше только в США. Однако их боевое применение изначально предполагалось в виде своеобразного воздушного спецназа, группы высокотехнологической поддержки в воздухе остальных самолетов, как истребителей, так и бомбардировщиков. Это такой летающий куратор в воздухе, который способен как сам наносить удары по наземным целям и эффективно вести воздушный бой с самолетами противника, так и обеспечивать боевую работу групп других самолетов.
По отношению к истребителю Су-57 есть как претензии, так хвалебные отзывы. Среди первых — практически полное игнорирование стелс-технологий, обеспечивающих низкую радиолокационную заметность, а также отсутствие серийного двигателя второго этапа. Зато высокая скорость, маневренность, мощное вооружение.
Вот как, например, оценивают Су-57 американские эксперты на портале National Interest (аналитическое издание по военно-политической тематике), отмечающие, что новейший российский многофункциональный истребитель по большинству характеристик оказался предпочтительнее аналогичного самолета американского производства. Сравнивая характеристики Су-57 и F-35, специалисты пришли к выводу, что «сушка» отличается в лучшую сторону по таким показателям как дальность полета, скорость и маневренность. При этом, как и российские эксперты, американцы отмечают лучную скрытность Lightning и возможность этого истребителя в полной мере использовать концепцию «обобщения информации» и создавать интегрированную динамическую картину поля боя и передавать ее другим подразделениям в режиме реального времени.
Американцы, говоря о Су-57, отмечают, что его основная задача — завоевание превосходства в воздухе, угрожая важным воздушным целям противника. Поэтому российский истребитель не нуждается в повышенной скрытности и некоторых функциях, которые имеются у F-35. «Поскольку российская доктрина воздушного боя больше заинтересована в противодействии чужим самолетам-„невидимкам“, чем в развертывании собственных, Су-57 обладает техническим потенциалом для наилучшего решения стратегических потребностей России», — отмечает National Interest.
Первым летчиком-испытателем, который поднял в небо с заводского аэродрома в Комсомольске-на-Амуре Су-57 (тогда еще Т-50) 29 января 2010 года, был Сергей Богдан. Еще в 2011 году на авиасалоне в Жуковском он рассказывал: «Самолет Т-50 отличается именно тем, что это истребитель пятого поколения. По своим пилотажным характеристикам он близок к Су-35, который имеет статус „четыре два плюс“, но это уже совсем другой самолет. Он легче в управлении, более маневренный. И эти характеристики будут улучшены в ходе испытаний. Могу сказать, что это лучший истребитель, которым я управлял в жизни».
Известно, что у Су-57 есть ещё один яркий «поклонник» — президент Владимир Путин. Хорошо памятны его слова в марте 2019 года. «Самый лучший наш самолет. Не только наш — в мире самый лучший. Сто процентов. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может, как наш самолет», — «пропиарил» Путин истребитель Су-57. После этих слов президента дело сдвинулось с мертвой точки — истребитель пообещали поставить на поток.
Российский истребитель Су-57, разработанный в рамках проекта ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (Путин тогда даже вспомнил это название), должен был начать поступать на вооружение ВКС еще в 2016 году. Предполагалось, что еще через год его начнут выпускать серийно. Но этого не произошло. Этот самолет, не самый дешёвый по стоимости, но зато самый современный и оснащенный. Еще в 2010 году, когда Владимир Путин «временно работал» премьер-министром, он озвучил цифру в 30 миллиардов рублей, которая была потрачена на первый этап создания этого самолета. По его словам ещё столько же потребуется на модернизацию двигателя, вооружений и пр. Скорее всего, именно финансовая составляющая повлияла на задержки в разработке и производство этой машины.
С большой долей вероятности можно полагать, что после первого серийного Су-57, который сейчас готов к передаче в ВКС, процесс их производства будет налажен и поставлен на поток. Для выпуска истребителей пятого поколения на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре оборудована отдельная линия, которая способна изготовить затребованные Минобороны РФ 76 самолётов, а также обеспечить поставки Су-57 на экспорт. Как предполагается, Алжир готов на покупку 14 российских истребителей пятого поколения, проявляют к нему интерес и в других странах. Он несомненно увеличится после начала серийного производства Су-57 и его эксплуатацией в российской боевой авиации.