Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Перспективный МиГ может выстрелить в пустоту

Инициативы Сердюкова могут привести к потере покупателей на перспективный легкий истребитель

6495

Итальянское издание Defense Analysis рассматривает перспективы создания компанией «МиГ» легкого одномоторного истребителя, о котором в России, можно сказать, забыли. И это неудивительно — на фоне бурной деятельности ОКБ Сухого работа миговцев в информационном пространстве почти не отражается. А если что-то и проскальзывает, то с негативным подтекстом. Новый МиГ-35, относящийся к поколению 4++ и функционально близкий к Су-35С, называют хорошим, но бесполезным самолетом.

В нынешней ситуации урезания средств на закупки военной техники это понятно — налажено серийное производство целой линейки «Фланкеров», т.е. «Сушек». И Минобороны не потянет покупку совершенно новых, с пока еще не проявившимися детскими болезнями, самолетов. Да и вся наша аэродромная инфраструктура заточена именно под самолеты Сухого.

Поэтому МиГ-35 выпихивают на внешний рынок. Но законы внешнего рынка таковы, что к технике, которая не эксплуатируется в стране-производительнице, большое недоверие. Дескать, на тебе, боже, что нам негоже.

С начала истекшего десятилетия порой просачивались сообщения о том, что РСК «МиГ» в инициативном порядке, на собственные средства, которых у компании немного, продолжает развивать проект Легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС). Который должен принадлежать к пятому поколению. И при этом должен быть дешевым за счет оптимизации его функциональности и использования лишь одного двигателя.

Читайте также
Сделка века: Белоруссия прикроет небо России российскими же зенитными ракетными системами Минск выразил готовность купить у Москвы ЗРС-400 «Триумф», ЗРПК «Панцирь-С» и истребители Су-30СМ

И вдруг в апреле прошлого года выяснилось, что проект решили существенно скорректировать. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила о том, что ЛМФС — это уже не конкретный истребитель, а платформа, на которой будут создаваться самолеты различной ориентации. И что двигателей будет два, а не один. И что самолет должен не уступать по боевым возможностям зарубежным машинам. И при этом быть дешевым.

Сразу же возникают сомнения относительно того, что самолет получится дешевым. Да, собственно, даже и легким. О МиГ-35 довольно долго говорили, что он должен быть легким истребителем. Но за счет двухдвигательности стал относиться к классу средних истребителей. И дешевым он должен был быть. Но стоит 45 млн. долларов.

Так вот, если взять за базовую основу функциональности МиГ-35, то к его стоимости придется добавить еще изрядно, чтобы перевести самолет в пятое поколение. То есть добиться высокой степени малозаметности. Получить бесфорсажную скорость, которая была бы сверхзвуковой. Ввести в систему управления достаточно развитый искусственный интеллект. Ведь когда ЛМФС будет готов, большинство самолетов стран с высокоразвитыми технологиями будут «умнее» нынешних «пятерочников». Появятся истребители поколения 5+. Так что ЛМФС по части интеллектуальности должен превзойти Су-57.

Смысл замены в проекте одного двигателя на два абсолютно непонятен. Ведь шведы делают прекрасный однодвигательный легкий истребитель «Грипен». И американский F-35 также обходится одним двигателем.

И еще один существенный вопрос. Зачем создавать платформу? Ведь, начиная с четвертого поколения истребителей, одно из основных к ним требований — многофункциональность, приближающаяся к универсальности. Самолет должен быть и истребителем, и разведчиком, и бомбардировщиком, и при определенных условиях штурмовиком. Именно таковы машины ОКБ Сухого. Су-34 может наносить мощные удары по наземным целям и сражаться с истребителями противника. Также он может выступать в роли штурмовика, благо имеет более серьезное бронирование, чем «чистый» штурмовик Су-25.

Так вот, на базе ЛМФС предполагается создать несколько узкоспециальных самолетов с одинаковыми базовыми характеристиками. Что можно расценивать как возврат к принципам, которые существовали при создании третьего поколения самолетов. Чем это чревато? Необходимостью будет строить существенно больше узкоспециальных самолетов по сравнению с многоцелевыми. А также готовить большее количество пилотов. Причем и пилоты будут «узкоспециальными», то есть процесс обучения разобьется на несколько потоков.

Эксперты высказали свои мнения о том, что же могут строить на платформе ЛМФС. Не так уж и много. Ведь не перехватчик же и не бомбардировщик. Причем почти все единодушно назвали легкий фронтовой истребитель, учебно-боевой самолет и штурмовик Су-25, который прекрасно воевал в Афганистане, но время его ушло.

Но у нас уже есть прекрасный легкий учебно-боевой самолет Як-130, обладающий способностью воспроизводить летные характеристики самых разнообразных самолетов, в том числе и натовских. Да, он дозвуковой. Но именно на дозвуковых скоростях отрабатывается 90% учебной программы в летных училищах. Зачем нам два УБС, если новый будет вряд ли лучше машины ОКБ Яковлева?

То же самое можно сказать и о варианте штурмовика на базе ЛМФС. Яковлевцы в настоящий момент создают штурмовую модификацию Як-130. И здесь также не требуются сверхзвуковые скорости. Штурмовики, поддерживая действия своих войск на поле боя, уничтожают технику и живую силу противника на дозвуковых скоростях и небольших высотах.

Из Як-130 получится легкий штурмовик. Но есть и тяжелый — вышеупомянутый тяжелый истребитель-бомбардировщик Су-34. Прикрытый прочной титановой броней, с продублированными важнейшими для обеспечения живучести системами. Система управления вооружением позволяет Су-34 поражать как неподвижные цели типа дотов, так и подвижную автомобильную и бронетехнику.

И вполне уместно в этом ряду предположительных специализаций выглядит лишь легкий фронтовой истребитель. И он был бы востребован не только ВВС России, но и на внешнем рынке. За примерами далеко ходить не надо. Количество эксплуатирующихся с 1980 года американских легких однодвигательных истребителей F-16 приблизилось к пяти тысячам. Это рекорд для машин четвертого поколения. За счет громадного тиражирования этого самолета он сейчас стоит немного больше 30 млн. долларов.

Самолет постоянно модернизируется, и поэтому его последние модификации вполне соответствуют современным требованиям к многоцелевым истребителям. Причем за счет гибкой ценовой политики производители удовлетворяют потребности ВВС стран с сильно различающимися по размерам военными бюджетами.

Читайте также
«Суперджет»: Летающий чемодан без ручки Проект, на который уже потрачены десятки миллиардов рублей, снова требует денег

Но, допустим, авиационный завод в Луховицах вдруг начнет выпускать в огромных количествах все три самолета, созданных на платформе ЛМФС. И они окажутся дешевыми, правда, учитывая, что они двухдвигательные. Что мы сможем предложить иностранным покупателям кроме истребителя? Ведь не нужен же на внешнем рынке в чрезмерном количестве ни учебно-боевой самолет, ни штурмовик.

Надо сказать, что итальянское издание при описании ситуации с миговской разработкой использует устаревшую информацию, рассказывая читателям об одном двигателе, который будет, вероятно, позаимствован у Су-57. Об аэродинамической схеме «утка». О том, что многое будет позаимствовано из нереализованного проекта тяжелого истребителя пятого поколения МиГ 1.44.

Однако ситуация изменилась после того, как в 2019 году ОАК возглавил Анатолий Сердюков. По его инициативе объединяются компании «МиГ» и «Сухой» в Дивизион военной авиации. Не мог он не повлиять и на коррекцию проекта ЛМФС, из-за чего сроки его исполнения неизбежно должны сдвинуться вправо. И это чревато тяжелыми последствиями.

Вот как объясняет ситуацию Defense Analysis: «Создание многоцелевого стелс-истребителя ЛФМС позволит МиГ бороться за мировой рынок в период, когда на нём потребуется замена истребителей категории МиГ-29, F-16 и Saab JAS 39 Gripen… Сейчас еще неизвестно, сколько времени займёт разработка нового МиГа. Но ожидание еще 10 лет для развёртывания производства ЛФМС может означать потерю будущих клиентов и безуспешность проекта, который не имеет шансов к реализации».

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня