В Объединенной судостроительной корпорации наблюдается громадный разрыв между проектной деятельностью и непосредственно судостроительной. На заводах корпорации энергично строят катера и малые ракетные корабли, с некоторым замедлением — корветы, и совсем немного и очень долго — фрегаты. На корабли серьезных рангов не хватает не только средств, но и производственных мощностей.
В то же самое время в различных КБ и научных центрах с высокой производительностью плодятся проекты авианосцев, универсальных десантных кораблей (УДК), крейсеров и эсминцев. Все это горячо обсуждается. Называются судостроительные заводы, где начнут строить «наш ответ» ВМС США. Но вскоре все это забывается.
Однако через некоторое время, на удивление небольшое для проектирования гигантского корабля, появляется новый авианосец или УДК. И вот сейчас такой момент настал. Опять настал.
Невское проектно-конструкторское бюро, отметившее на этой неделе 90-летие со дня основания, разработало эскизные проекты двух кораблей первого ранга. Универсальный морской корабль (УМК) «Варан» и новый Универсальный десантный корабль, названия которого пока еще нет.
«Варан» представляет собой авианесущий корабль, отличающийся высокой степенью автоматизации и использованием роботизированных комплексов. Его водоизмещение — 45 тыс. тонн, длина — 250 м, ширина — 65 м, осадка — 9 м. Скорость полного хода — 26 узлов. Судя по довольно умеренным скоростным способностям корабля, атомная энергетическая установка на нем не предусмотрена.
На борту авианосца размещаются 24 многоцелевых самолета, 6 вертолетов и 20 беспилотников. Какого типа, чьего производства и какой модели все эти летательные аппараты не сообщается. Однако на картинке видно, что большого разнообразия не предусмотрено. И это, собственно, проистекает из того однообразия, которое предлагает авианесущим кораблям отечественная авиастроительная промышленность. С ударными самолетами все нормально. Это могут быть и традиционные в морской авиации МиГ-29К/КУБ, и корабельные версии Су-35 и Су-57.
Однако не существует палубного самолета ДРЛО, без которого авианосец нельзя считать полностью полноценным. Правда, есть вертолет ДРЛО, однако и по дальности, и по времени патрулирования, и по мощности РЛС он значительно уступает гипотетическому самолету, которого в ВМФ нет.
Большая часть вертолетов «Варана», несомненно, — это ударные палубные машины Ка-52К «Катран» со складывающимися лопастями. О беспилотниках ничего определенного сказать нельзя. Кроме того, что они разведывательные, потому что ударные для моря не делают.
Трамплин на представленном Невским ПКБ рисунке не просматривается. Соответственно для взлета самолетов предполагается катапульта. Но паровая ли, или же электромагнитная? Однако опыта создания любой катапульты, претворенного в конкретное работоспособное изделие, у российских морских инженеров нет.
О новом УДК известно еще меньше. Его водоизмещение достигает 30 тыс. тонн. Длина — 220 м, ширина — 42 м, осадка — 7 м. Скорость полного хода — 24 узла. На палубе размещены 7 посадочных площадок для вертолетов.
Надо сказать, что проект УДК с точки зрения его реализации абсолютно бесперспективен. Потому что в Керчи на судостроительном заводе «Залив» с лета прошлого года уже строятся два УДК проекта 23900, шифр «Прибой» — «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». И, кстати, спроектированы они в том же Невском ПКБ. С этим проектом была странная история. При закладке было заявлено, что водоизмещение «Прибоя» — 15 тыс. тонн. Однако осенью те же самые официальные лица заявили, что вовсе не 15, а все 30. Интересно, чем же все закончится в 2026 году, когда первый корабль должен быть передан ВМФ. В настоящий момент предполагается, что на корабле будут базироваться 16 вертолетов различных типов. Также они смогут высаживать на берег до тысячи морских пехотинцев с техникой.
Необходимо признать, что решение о постройке двух УДК Министерство обороны приняло на почве синдрома потери двух вертолетоносцев «Мистраль», которые были перенаправлены в Египет. «Прибой» по характеристикам сильно напоминает «Мистраль», который является именно УДК.
Значительно более пестрая картина по авианосцам. Вначале главным претендентом на строительство был «Шторм» проекта 23000. Спроектировавший его Крыловский государственный научно-исследовательский центр решил посрамить американцев. «Шторм» предполагалось сделать не только атомным, 100-тысячетонным, на 90 самолетов, но еще и кораблем ледового класса.
Проектировщики ни в чем себе не отказывали. Разместили на палубе 4 взлетных позиции — 2 с электромагнитной катапультой, 2 с трамплином. В качестве средства ПВО использовали морскую модификацию ЗРС С-500. В авиационную группу ввели самолет ДРЛО, который в России пока никто не собирается создавать. В общем, должен был получиться монстр, который затмил бы американские авианосцы.
Однако, когда подсчитали стоимость реализации проекта, которая перевалила за триллион рублей, от «Шторма» категорически отказались.
Несколько скромнее оказался проект 11430 «Ламантин» Невского ПКБ. Водоизмещение авианосца урезали до 90 тыс. тонн, длина стала немного больше, чем у «Адмирала Кузнецова» — 320 м. Атомную силовую установку убрали, заменив традиционными котлами. В смешанную авиагруппу включили 60 самолетов.
И при этом это был очень реалистичный проект. Но реалистический в условиях развития кораблестроительной промышленности советского периода. Потому что в «Ламантине» было использовано много из того, что было заложено в недостроенный первый советский атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск». Реалистичность этого проекта заключается в том, что строительство могло бы существенно упроститься за счет использования уже отработанных технологий.
«Невцам» ответили «крыловцы», предложив проект легкого многоцелевого авианосца (ЛМА), более миниатюрного чем «Адмирал Кузнецов». Корабль водоизмещением 44 тыс. тонн (у «Кузнецова» 59 тыс. тонн) должен вмещать 40−50 самолетов и вертолетов. Среди них как уже существующие палубные машины — Су-33 и МиГ-29К, так и создающиеся для ВМФ модификации Су-35. Почему-то и сюда «крыловцы» засовывают мифический самолет ДРЛО.
Длина корабля — 304 м, ширина — 78 м, скорость — 28 узлов. Предполагается и трамплин, и паровая катапульта. Но при этом дальность плавания ограничена 8000 миль при автономности в 60 суток.
И, наконец, о самом грандиозном проекте строительства неавианосного корабля первого ранга. Это атомный эсминец проекта 23560 «Лидер» водоизмещением 18 тыс. тонн и длиной 180 м. Его спроектировало Северное ПКБ, в свое время создавшее тяжелые атомные крейсера проекта 1144 «Орлан», более внушительные, чем «Лидер».
Намечалось построить пару «Лидеров», которые по ударной мощи должны быть на уровне прошедшего модернизацию «Адмирала Нахимова», одного из двух оставшихся в ВМФ «Орланов». 100 крылатых ракет различных типов — «Оникс», «Калибр», «Циркон». Мощная система ПВО ближней и дальней зоны со 128-ю зенитными ракетами. 16 противолодочных ракет.
В общем, эсминец вооружили до зубов, разместив чуть ли ни все самые современные виды морского вооружения. Артиллерийскую установку калибра 130 мм, противоторпедный комплекс «Пакет-НК», гидроакустический комплекс, набор различных РЛС, РЭБ и прочую электронику.
Однако когда выяснилось, что на строительство двух таких кораблей, которые посрамили бы американские «Арли Бёрк» и «Тикондерогу», должно уйти при самом оптимистичном подсчете 200 млрд. рублей, от чудо-корабля отказались.