На этой неделе недалеко от сирийского города Аль-Баб неизвестные беспилотные летательные аппараты нанесли точечные удары по протурецким боевым подразделениям в контролируемом ими районе Тархин. Похоже, что эти удары должны стать регулярными, дабы положить конец контрабанде сирийской нефти на территорию Турции, и отбить желание у боевиков продолжить впредь эту преступную практику.
Прицельные удары наносятся в ночное время по бензовозам, в связи с чем воздушные операции не сопряжены с жертвами среди мирных жителей.
Эксперты сходятся во мнении, что для этих налетов используются российские разведывательно-ударные беспилотники «Орион». Независимым экспертам вторят и представители протурецких сил, заявившие о неоднократном наблюдении за «Орионами», совершавшими разведывательные полеты в воздушном пространстве района Тархин.
Что же, можно поздравить конструкторов этого дрона с его боевым крещением.
Ну а минувшим летом в истории молодой компании «Кронштадт» из Санкт-Петербурга, входящей в состав АФК «Система», произошло еще одно знаменательное событие — был подписан контракт с Министерством обороны на серийные закупки беспилотника «Орион». Однако размеры закупок до сих пор держат в секрете.
В декабре было развернуто серийное производство этой машины, которая, впрочем, отстала от американского аналога MQ-1 Predator на 15 лет. Ну, конечно, «Орион» не является копией американского беспилотника, у него есть чем похвалиться оригинальным, тем не менее, концепция та же самая, да и планер весьма похож.
Тендер на создание беспилотного авиационного комплекса средней дальности в рамках проекта «Иноходец» в 2011 году компания «Транзас» (преобразованная впоследствии в «Кронштадт») выиграла у компаний «Туполев» и «Вега».
События развивались довольно стремительно, если учесть отсутствие в стране на тот момент опыта в создании ударных дронов. В 2015 году был готов опытный образец для проведения на нем испытаний. Через год он совершил первый полет. В 2017 году на салоне МАКС была представлена экспортная модификация «Ориона». В 2018 году для него уже было готово вооружение. Тогда же дрон отправился на «смотрины» в Сирию, но лишь в качественной разведывательной, но не ударной машины. В 2019 году министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что «Орион» в Сирии удачно отбомбился.
И вот теперь это серийный летательный аппарат, который на правах принятого на вооружение и серийно выпускающего беспилотного авиационного комплекса совершает плановые полеты с целью нанесения точечных ударом по позициям боевиков.
В начале десятых годов компании «Кронштадт» пришлось столкнуться с целым рядом технологических проблем, которые для отечественной авиастроительной отрасли были абсолютно новыми. Пришлось создавать планер с практически 100-процентным использованием композитных материалов — как несущих конструкций, так и обшивки. Для чего был использован метод вакуумной диффузии. Также непросто было сделать электрическую антиобледенительную систему при условии, что углепластик не должен нагреваться.
Созданный беспилотник довольно близок по характеристикам ко второй модификации «Предатора».
Размах крыла — 16,3 м, длина — 8 м, высота — 2,2 м.
Взлетная масса — 1000 кг, масса полезной нагрузки — 200 кг.
Скорость — 120−200 км/ч.
Дальность полета — 250 км, дальность при использовании БПЛА-ретранслятора — 300 км.
Продолжительность полета — 24 ч.
Высота — 7500 м.
Первоначально был установлен американский поршневой двигатель Rotax 914 мощностью 115 л.с., использующийся на «Предаторе». Но он был заменен отечественным двигателем АПД-110/120 мощностью 120 л.с., разработанным компанией «Агат» и Центральным институтом авиационного моторостроения. Двухлопастный толкающий винт диаметром 1,9 м установлен в хвостовой части аппарата. Носовое шасси убирающееся. Сзади расположен также убирающийся хвостовой костыль, предназначенный для защиты винта.
Бортовое радиоэлектронное оборудование — переменной комплектации. Те или иные системы устанавливаются в зависимости от постановки разведывательных задач. Разведка может быть и радиолокационная, и визуальная, и радиотехническая. РЛС для «Ориона» разработала компания «Фазатрон-НИИР», обслуживающая ОКБ Сухого и Микояна, а также создающая корабельные радары. Есть также цифровая камера, анализатор спектра радиоволн, электромагнитная аппаратура. В гиростабилизированную прицельную систему, обеспечивающую наведение беспилотника и его вооружения на наземные цели, входят две тепловизионные камеры, широкоугольная телевизионная камера и лазерный дальномер-целеуказатель.
В состав радиоэлектронного оборудования входят еще две системы — связи с командным пунктом, осуществляющим коррекцию полета, а также инерциально-спутниковая навигационная система, работающая с двумя сигналами — GPS и ГЛОНАСС.
Для «Ориона» разработали значительное количество бомб и ракет, которые условно можно разделить на два типа: 25-и и 50-килограммовые. Но есть еще дифференциация и по способу наведения на цель, и по типу боевой части. Они были созданы и непосредственно компанией «Кронштадт», и корпорацией «Тактическое ракетное вооружение», и Центральным научно-исследовательским институтом химии и механики.
Арсенал «Ориона» таков:
— КАБ-20 — корректируемая авиационная бомба с осколочно-фугасной БЧ, наведение спутниковое или лазерное. Масса — 21 кг, масса БЧ — 7 кг;
— УПАБ-50 — управляемая планирующая авиабомба с БЧ РСЗО «Град». Масса — 50 кг, масса БЧ — 37 кг;
— КАБ-50 — корректируемая авиабомба с БЧ РСЗО «Град». Наведение: спутниковое/лазерное/теле-/тепловизионное. Масса — 46 кг, масса БЧ — 37 кг;
— ФАБ-50 — свободнопадающая авиабомба. Масса — 50 кг, масса БЧ — н/д;
— Х-50 — авиационная управляемая ракета с осколочно-фугасной боевой частью повышенной проникающей способности. Наведение: инерциальное/спутниковое/различные головки самонаведения. Масса — 50 кг, масса БЧ — 10−20 кг (в зависимости от типа ГСН).
Боеприпасы массой 25 кг предназначены для уничтожения живой силы и легкобронированной техники, 50-килограммовые сверх того способны поражать и бронированную технику типа танка.