«Учителя в новейшее время низведены до уровня чуть ли не обслуги... принеси, подай...»
Сергей Аксенов
Американское издание The National Interest обращает внимание своих читателей на то, что новая модификация русского ударного вертолета «Ночной охотник» — Ми-28НМ — снабжена столь совершенным ракетным вооружением, что он способен уничтожать истребители пятого поколения F-22 и F-35.
Это конечно, явный перебор. Впрочем, простительный экспертам этого издания, которых отличает восторженность в отношении стоящего на вооружении российской армии вооружения. Не так давно, например, они заявили, что самой страшной в мире подводной лодкой является атомный стратегический подводный крейсер проекта 941 «Акула», на том основании, что у нее рекордные водоизмещение и габаритные размеры.
Тем не менее, обновленный «Ночной охотник», действительно, способен поражать воздушные цели. Правда, не столь защищенные, как два упомянутых выше истребителя. Ему вполне по плечу справляться с вертолетами противника, с транспортными самолетами и с самолетами специальной авиации — АВАКСами, заправщиками, воздушными командными пунктами.
Такую возможность «Ночному охотнику» предоставляет легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) или «изделие 305», которую предполагается ввести в состав вертолета. Ракета универсальная, способная поражать как стационарные и подвижные наземные цели, так и воздушные маневрирующие.
У основного американского ударного вертолета McDonnell Douglas AH-64 Apache ракета «воздух-воздух» отсутствует. Поэтому при встрече с «Ночным охотником» ему придется отстреливаться из авиационной пушки калибра 30 мм с дальностью прицельной стрельбы в 1500 м. Можно, конечно, стрелять и, что называется, наудачу с дистанции 4000 м. Однако дальность полета российской ракеты — 25 км. Так что встреча в бою с Ми-28МН для «Апача» будет равносильна самоубийству.
Правда, на одном из этапов модернизации «Апача» его хотели оснастить зенитной ракетой «Стингер», использующейся в ПЗРК. Но и в этом случае, с этой слабенькой ракетой, приближаться к «Ночному охотнику» ему было бы противопоказано.
ЛМУР обладает уникальной системой управления. На начальном участке траектории она летит под управлением инерциальной системы. При подлете к цели включается головка самонаведения. Причем ГСН может работать как с контрастными тепловыми целями, к которым относится работающая бронетехника или летательные аппараты. Так и с «холодными», например, с инженерными сооружениями или с танками с выключенным двигателем. В этом случае используется наведение по изображению, снимаемому с телевизионной камеры, которой оснащена ГСН, при работающем лазером дальномере.
У ГСН еще есть и тепловой канал с двухдиапазонным матричным инфракрасным фотоприемником. Использование двухдиапазонного датчика позволяет существенно повысить помехозащищенность ГСН. Ее не способны «ввести в заблуждение» ни отстреливаемые противником тепловые ловушки, ни источники оптико-электронных помех.
«Изделие 305», которое при всей его сложности отличают незначительные габариты и вес, является, можно сказать, ближайшим родственником ракет малой дальности, которыми оснащаются истребители — Р-73РДМ и AIM-9X. Этого в вертолетах армейской авиации прежде не было.
ЛМУР относится к боеприпасам класса «выстрелил и забыл». То есть после пуска управляющая система самостоятельно ведет ракету к цели без помощи пилота или оператора летательного аппарата.
В противотанковых ракетах, которые сейчас используются на российских вертолетах, используется радиокомандное наведение на цель. Это означает постоянную подсветку ракеты и цели лучом РЛС до момента ее подлета к цели и подрыва. На протяжении этого отрезка времени вертолет становится особенно уязвимым, поскольку он не имеет возможности маневрировать.
В американской ракете «Апача» AGM-114 Hellfire («Адское пламя») пилот проделывает после пуска примерно то же самое. У этой ракеты полуактивная лазерная ГСН. То есть фотоприемник ГСН также необходимо постоянно подсвечивать лазерным лучом.
Резюме The National Interest таково: «Ударные вертолеты не предназначены для ведения воздушного боя, они должны доминировать на поле боя, но в случае необходимости „Апачи“ можно вооружить ракетами „воздух-воздух“. Но пока счет не в нашу пользу».
Однако заявление о возможности привесить «Апачу» что-нибудь типа AIM-9X для «воздушной охоты» — дело не такое уж и простое. Для этого придется существенно переработать бортовое радиоэлектронное оборудование. И, в частности, РЛС, которой необходимо существенно увеличить дальность обнаружения и идентификации целей. Причем сразу в несколько раз, потому что РЛС американского вертолета обслуживает ракету Hellfire, имеющую дальность всего лишь 8 км.
В российских вертолетах эта задача и для Ми-28МН, и для Ка-52 решалась ступенчато. При этом главная цель, которую преследовало наращивание дальности противотанковых ракет «воздух-поверхность», состояла в повышении живучести вертолета. Дело в том, что для пуска ракет по наземным целям «Апач» должен входить в зону действия ЗРК малой дальности.
Абсолютно то же самое было и с Ми-28Н до того, как его отправили для испытаний в реальной боевой обстановке в Сирию. С ракетой «воздух-поверхность» «Атака», имеющей хорошую бронепробиваемость, равную 900 мм, и скорость 1,5 М. Однако дальность в 6 км военных не устраивала.
После чего ракету заменили на «Вихрь-М» с дальностью 10 км и скоростью 2 М.
Но на этом решили не останавливаться, поскольку радиус действия натовских ЗРК малой дальности лежит в пределах от 8 км до 12 км. У морской модификации вертолета Ка-52 «Катран» позаимствовали разработанную в тульском КБ приборостроения ракету «Гермес-А». «А» — авиационная ракета, имеющая дальность 20 км. В то же время использующийся в наземных пусковых установках «Гермес» способен летать на расстояние в 100 км.
Эта ракета, введенная в состав вооружения Ми-28НМ, развивает скорость 3 М и имеет бронепробиваемость, равную 1000 мм. То есть самое оно для поражения наземных целей. Для того, чтобы «Гермес-А» можно было использовать против столь удаленных целей, не входя в зону объектовых ПВО противника, конструкторам пришлось нарастить мощность РЛС.
И еще об РЛС модифицированного «Ночного охотника» — она надвтулочная. То есть расположена в самой верхней части вертолета, выше несущего винта. Впрочем, точно такое же расположение РЛС и у американского «Апача».
Такая компоновка обеспечивает круговой обзор, что жизненно важно в условиях, когда атаку противника можно ожидать с любого ракурса. А также позволяет уничтожать цели, находящиеся не только прямо по курсу, но и «за спиной». Благодаря такой конструкции также можно вести скрытную разведку, прячась за складками местности, приподняв лишь одну РЛС, прикрытую сферой из прозрачного для радиоволн материала.
Ну, а теперь, когда на подходе не только количественно, но и качественно превосходящая американское «Адское пламя» универсальная ракета ЛМУР, «Ночной охотник» должен гонять «Апача» в воздушном пространстве и днем, и ночью.