Американских военных научат управлять украинскими танками. Для этих целей, по всей видимости, на испытательный полигон Юма в Аризоне был доставлен боевой Т-84 («Оплот»), сообщает издание The National Interest.
Автор — эксперт по военным вопросам Питер Сучиу — делает свой вывод на основании простой логики. Поскольку обычно военные транспортные средства иностранного производства появляются на этом полигоне для обучения американских солдат, украинская машина тоже оказалась там, в качестве своего рода учебного «пособия».
А именно, чтобы американские военные не только ознакомились со всеми особенностями танка, но и научились им управлять.
Сучиу напоминает, что это не первый случай, когда украинская боевая машина замечена на испытательном полигоне в США. В 2003 году американцами была приобретена партия из четырех украинских танков для их тестирования в Абердинском испытательном центре (штат Мэриленд).
Украинский «Оплот», это модификация советского танка Т-80. От предшественника он отличается новой системой управления огнем, командирским прицелом, оригинальной сварной башней, бортовыми экранами, встроенной динамической защитой и комплексом оптико-электронного противодействия «Варта» с лазерной системой управления для защиты от высокоточного оружия.
Так, во всяком случае, его представляют украинские оборонщики.
При этом в самой Украине Т-84 почти не использовался, и хотя на вооружение был принят еще в 2000 году, в серию из-за высокой стоимости так и не вышел. Всего было произведено около десятка таких машин. Еще одну, как сообщалось ранее, Харьковский завод им. Малышева, входящий в состав «Укроборонпрома», изготовит в 2021 году. Танк должен быть готов к 24 августа, чтобы принять участие в военном параде по случаю Дня независимости Украины. Затем его собираются использовать на международных выставках.
Была еще скандальная история с экспортом в Таиланд, которая серьезно подпортила реноме всему украинскому военно-промышленному комплексу.
Тайцы в 2011 году заключили с Украиной контракт на поставку до 2015 года 49 боевых машин стоимостью 240 млн. долларов. Однако первую партию из двадцати «Оплотов» Бангкок получил только в 2016. Заказчик даже готов был прервать контракт и взыскать с Киева неустойку, но затем все же продлил его еще на год. Но исполнитель и тут не уложился в срок — последние шесть танков Украина смогла передать лишь в августе 2018 года.
К тому же, выяснилось, что и качество украинских «Оплотов» далеко не соответствует заявленным стандартам. Броня оказалась намного хуже рекламируемой, а механизмы танков, в том числе система наведения оружия, постоянно выходили из строя.
В итоге от второй партии в 49 машин Таиланд просто отказался.
Что касается Т-84, который был замечен на полигоне Юма, то вполне вероятно это тот самый единственный «Оплот», который в феврале 2018 года харьковский «Завод им. Малышева» собирался продать американцам при посредничестве некой госкомпании-спецэкспортера. На Украине с этой сделкой тогда связывали большие надежды, рассчитывая на расширение сотрудничества с США в военно-промышленной сфере.
Между тем, как пояснил в комментариях «Взгляду» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, американцы приобрели образец вовсе не для того, чтобы развивать украинский ВПК.
По его словам, «один танк американцы купили точно так же, как покупали по одной единице предыдущие модификации советских изделий: один самолет, один танк, одну ракету. Им нужно разобрать технику, провести испытания, проверить параметры защищенности, заметность в различных диапазонах (радиоэлектронных, оптических, инфракрасных) и так далее».
Хотя основа танка «Оплот» — хорошо известная советская машина Т-64, американцы интересовались всеми ее дальнейшими модификациями. Точно так же они покупали, например, танк Т-80УД и другие единицы бронетехники, отметил эксперт.
Военный эксперт Алексей Леонков, в свою очередь, тоже уверен, что в экспортных объемах продукция ВПК Украины Соединенные Штаты никак не интересует:
— На самом деле, американцы очень внимательно относятся к любой технике, которая когда-то производилась советским военпромом. И очень любят получать такое вооружение и такого рода комплексы, чтобы, как говорится, на натуре отрабатывать определенные боевые задачи.
Например, в штате Невада у них есть авиабаза «Тонопа» с несколькими испытательными полигонами, где сосредоточены советские средства ПВО — «Стрела-10», «Оса-АКМ», «Круг», «Квадрат», ЗРК «Тор», С-300 В
На этой же базе американцы тестируют советские и российские самолеты, которые попали к ним таким же образом.
Что касается Юмы, то там находятся определенные единицы бронетехники.
Дело в том, что у американцев производство бронетехники фактически остановилось в 2008 году, и наладить его они так и не смогли. Пытался Трамп это сделать, но теперь, после его ухода, вряд ли кто-то будет продолжать эту тему.
Скорей всего, будут продолжать тему — «давайте создадим некий боеприпас, который будет эти танки останавливать». У них сейчас, кстати, носится в воздухе идея — создать боеприпас с искусственным интеллектом, который будет высокоточно поражать основные боевые танки.
Украинский «Оплот» был создан на базе советского танка Т-64. Работы велись, когда еще были нормальные отношения с Россией. Почти все производство бронетехники на Украине держалось на тесной кооперации с российскими партнерами. И когда после госпереворота все связи были разорваны, то танк не получил тех инноваций, о которых заявлялось изначально.
«СП»: — Но сами украинцы очень гордятся своим «Оплотом». Почему, интересно?
— Да, там есть некоторые элементы активной динамической защиты, есть другие прицелы, которые отличаются от Т-64. Но, скажем так, в целом, танк себя не проявил ни коим образом. Потому что главная задача там была система управления огнем и поставки новых стволов пушек. На Украине с этим делом все очень плохо. Там не умеют делать орудийные стволы. Сейчас гладкоствольные пушки там какой-то трубопрокатный завод делает, но живучесть у них очень низкая.
Опять же, странное дело: если на Украине эти танки стреляли и точно попадали в цель, то в Таиланде почему-то они отказывались это делать.
Но в качестве некоего учебного пособия, я думаю, Т-84 вполне сгодится. Как действующий макет, например, на который можно наводить беспилотники, ракеты воздух-земля или высокоточное оружие артиллерийских комплексов. Чтобы можно было четко обнаруживать этот танк, идентифицировать и уничтожать.
Понятно, что сами американцы на этой машине в бой не полезут. Но им нужны те, кто это будет делать. А для того, чтобы они это делали эффективно, им нужно дать соответствующие комплексы. И иметь у себя такие комплексы, если обстоятельства начнут развиваться не по их сценарию.
Поэтому они и отрабатывают на имеющихся образцах различные приемы и тактики, а также различные системы вооружений, системы целеуказания и целенаведения.
«СП»: — То есть, надежды Киева на углубление военно-технического сотрудничества с США, не оправдаются?
— Надеяться они могут сколько хотят. Но, дело в том, что американцы в военно-техническом сотрудничестве не терпят конкуренцию. Ни один контракт, который был подписан с американцами по военно-техническому сотрудничеству, никому никогда выгоды не приносил, кроме самих американцев.
Поэтому интеграции не будет.
Американцам выгодно, чтобы, так сказать, «партнеры» покупали их оружие. А участие в технологических цепочках производства вооружений и военной техники, это еще надо заслужить. Не всем государствам это позволено.
Но что в этом смысле может предложить Украина с ее дотационной экономикой, которая вот-вот развалится?
Только почти умерший ВПК, который многократно пытался заинтересовать своими проектами многие страны, входящие в блок НАТО. Вот с Польшей они что-то пытались создать — не получилось. Теперь большие надежды в Киеве возлагают на Великобританию. Но британской армии самой сейчас не хватает средств для поддержания боевой готовности.
Мне все эти суетливые попытки Украины напоминают не здоровый поиск сотрудничества, а некую агонию украинского ВПК. Поэтому рисковать какими-то разработками и инвестициями в такой ситуации никто не будет. К тому же, страна давно имеет репутацию неблагонадежной, несмотря на то, что украинское руководство готово в буквальном смысле пуститься во все тяжкие ради членства в НАТО.