Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Лукашенко помог НАТО поставить Су-25 на «новое крыло»

Болгария протестировала советские штурмовики, модернизированные в Белоруссии, и дала им статус «стандарт альянса»

6053
Материал комментируют:

Еще к 15 февраля Военно-воздушные силы Болгарии получили все восемь Су-25, прошедших капитально-восстановительный ремонт на белорусском ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» в Барановичах. А теперь их лично протестировал министр обороны страны Красимир Каракачанов. Чтобы проверить боеспособность отремонтированных советских военных самолётов он лично забрался в кабину штурмовика — на место второго пилота. С учётом того, что Каракачанов вообще не служил в армии, тем более в ВВС, то слетал он «пассажиром».

Тем не менее, это обстоятельство не помешало болгарскому министру заявить, что «после ремонта Су-25 соответствует стандартам НАТО». Каким образом он разглядел эти «стандарты» на штурманском месте в самолёте, не совсем понятно — может быть, просто понравились надписи на приборах на болгарском языке.

С учётом того, что в самой Болгарии Каракачанов подвергается критике за то, что вложил миллионы в старую советскую технику — контракт на ремонт штурмовиков обошёлся в 82,5 миллиона левов (49,2 миллиона долларов) — министр обороны не мог не похвалить белорусскую модификацию. Одновременно заявил: «Тут нет русских самолётов. Раз за них платят болгарские граждане, значит, они болгарские».

Сейчас в ВВС Болгарии штурмовики Су-25 остались, пожалуй, единственными боевыми самолётами. Имевшиеся на вооружении МиГ-21 были списаны и проданы в Румынию, а истребители МиГ-29 находятся в плачевном состоянии и болгарские лётчики отказываются на них летать.

Читайте также

Контракт на их ремонт в России оказался сорванным, возможно, что из-за требования довести эти воздушные машины до стандартов НАТО. Под «стандарты» попадут разве что американские истребители F-16, которые в скором времени пополнят состав ВВС Болгарии.

Как сообщило в конце прошлого года американское посольство в Софии, США передадут Болгарии два таких списанных самолёта в рамках программы «Передача излишков продукции военного назначения зарубежным странам» — истребители будут поставлены безвозмездно. Уточняется, что решение о передаче двух списанных F-16 было принято в связи с покупкой Болгарией восьми самолётов F-16 Blok 70 у компании Lockheed Martin. Болгария уже сейчас перевела американскому Агентству обороны сотрудничества в области безопасности (DSCA) 1,2 миллиарда долларов за эти многоцелевые истребители. При этом ожидается, что первые шесть самолётов будут поставлены в Болгарию до конца 2023 года, а остальные два — в начале 2024 года. За это время на территории страны должна быть подготовлена наземная база по обслуживанию истребителей, обучены пилоты и технический персонал.

До этого времени в небе над Болгарией будут лишь модернизированные до «стандартов НАТО» советско-белорусско-болгарские штурмовики Су-25. Каким образом 558-й авиационно-ремонтный завод в Барановичах довёл их под стандарты альянска?

— 558-й АРЗ хорошо известен за пределами Белоруссии. Как и вся нынешняя местная оборонка, завод достался республике от Советского Союза, — рассказывает консультант-специалист по военно-административной документации НАТО Александр Зимовский. Благодаря своей специализации (а специализируется он на ремонте самолётов и вертолётов, входивших в парк боевой авиации Союза) завод устоял на рынке подержанных аэропланов и б/у геликоптеров.

Уверенно скажу, что почти все страны, где доживает, а кое-где и довоевывает продукция советского военного авиапрома, являются клиентами белорусского АРЗ № 558. Мне доводилось на этом заводе бывать, с процессом знаком, и ответственно говорю: география заказов у них реально от Белоруссии до Анголы с севера на юг, и от Алжира до Южно-Китайских морей с запада на восток.

Модернизация болгарских Су-25 на АРЗ № 558 была предметом длительной внутриболгарской политической склоки. При том, что «Грачей» всего-то у Болгарии восемь штук в составе ВВС.

Болгары долго добивались от Брюсселя разъяснений: зашквар или не зашквар стране-члену НАТО чинить свой авиапарк в «последней диктатуре Европы»? Было дело, европейские банки-корреспонденты даже ставили блок на болгарские платёжки в адрес Белоруссии. Процесс тянулся с 2018 года, и болгары успели проскочить до того, как после президентских выборов, закончившихся акциями массового гражданского неповиновения, на Белоруссию обрушился основной пакет санкций США и ЕС.

Что сделано? Белорусы довели до ума шесть болгарских Су-25К и два Су-25УБК. Фактически, это капремонт. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а двигателей Р-95Ш — на 500 часов. Кстати, на болгарские самолеты в Барановичах поставили белорусскую контейнерную систему РЭБ «Сателлит М2», и ещё подшаманили навигационную и прицельную системы.

Боевые характеристики любезно предоставляю для анализа профильным специалистам. А если кто глубоко интересуется темой, то можно попроситься для знакомства на российский АРЗ № 121 в Кубинке, они делают точно такую же модернизацию «Грачей», что и белорусы.

И, как я понимаю, оживленную реакцию вызвали слова «по стандартам НАТО», которыми пестрели заметки о ремонте болгарских штурмовиков в Белоруссии. Волноваться особенно нечего, потому что в медиа бывших союзных республик «стандарты НАТО» — такой же заезженный журналистский штамп, как «евроремонт», «иномарка», «автоледи» и «стремительным домкратом». Проще говоря, понты неокрепших головой щелкоперов.

Читайте также

На практике НАТО выпускает широкий набор регламентаций с общим названием STANAG. Они получают соответствующий индекс, он означает, к какой сфере относится натовский циркуляр. Скажем, STANAG 4355 устанавливает единые термины и понятия для наземных артиллерийских, минометных и ракетных систем. STANAG 4172 это всем хорошо известный стандарт 5,56 мм патрона НАТО, а STANAG 4383 — стандарт 12,7 мм натовского патрона «Браунинг».
Есть стандарт НАТО по использованию слов, обозначающих гендер — не шучу, и этот же стандарт устанавливает, как политкорректно маркировать солдатские сортиры.

На практике, когда говорят, что где-то там в постсоветских республиках кто-то куда-то перешёл на «стандарты НАТО», обычно имеют в виду, что бойцов заставили перешивать новые фанерные бирки на советских подсумках и противогазах. То же касается и подгонки советской техники под «стандарты НАТО». Кстати, в настоящем старом НАТО это прекрасно знают, и когда выпускают новый циркуляр, то указывают «не для советской техники и вооружения».

Не буду детализировать, но вот я посмотрел именно авиационные рекомендации НАТО, например, для такого жизненно важного для пилотов оборудования, как бортовое кислородное оборудование и высотно-компенсирующие костюмы. А там чёрным по белому написано: «эти стандарты НАТО не распространяются на самолеты Су-25 ВВС Болгарии». И так по всем позициям. Поэтому надо понимать, что любые туземные заявления типа «по стандартам НАТО» имеют такую же информативную нагрузку, как в бородатом анекдоте: «Ну и ты говори».

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Владимир Оленченко

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня