В Японии предложили радикально подойти к решению вопроса «северных территорий», а именно — заблокировать проливы между южными Курильскими островами и материковой Россией. С такой инициативой выступил японский политолог, бывший дипломат Акио Каватао в своей статье для Newsweek Japan.
Речь идет о проливе Лаперуза между островом Хоккайдо и Сахалином и Сангарском проливе между Хоккайдо и Хонсю, которые являются «основными маршрутами снабжения между материковой Россией и четырьмя Курильскими островами» — Итурупом, Кунаширом, Шикотаном и Хабомаи. По мнению экс-дипломата, перекрытие проливов и блокада должны стать частью общей стратегии Японии, которая должна заключаться в том, чтобы оспорить принадлежность остовов России.
Недавние поправки в Конституцию РФ делают невозможной передачу части территории другим государствам, и, естественно, были болезненно восприняты в Японии. Однако Акио предлагает начать кампанию по убеждению мировой общественности в том, что «северные территории» никогда и не являлись частью России, а достигнутые во время Ялтинской конференции 1945 года и последующие договоренности законодательно ничего не значат*.
«Мы должны сообщить миру, что Ялтинские соглашения не означают изменения границ, и что США вообще не соглашались передать эти четыре острова Советскому Союзу в Ялте. Раз это не территория России, то и никакого нарушения Конституции в случае их передачи не будет. А для того, чтобы дать понять российскому руководству важность решения проблемы, мы покажем, что в любой момент готовы перекрыть проливы Соя (Лаперуза) и Цугару (Сангарский пролив)», — пишет политолог.
В то же время, он отмечает, что к этому вопросу нужно подходить «спокойно» и не превращать русских, «которые любят японскую еду, культуру и машины», во врагов. Лучше всего, по мнению Акио Каватао, было бы дождаться ослабления России на международной арене или же возникновения ее конфликта с Китаем, который японец считает неизбежным.
«Решение территориальных вопросов продвинется вперед, когда национальная мощь России снизится, как было в 90-х, или же если Китай начнет проявлять интерес к российскому Дальнему Востоку», — мечтает политолог.
Руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев считает, что подобные действия Японии вряд ли будут реализованы, так как не имеют правовых оснований и будут означать casus belli — повод для войны.
— Япония начинает терять терпение в переговорах с Россией о судьбе четырех островов Курильской гряды. В стране раздается все больше голосов в пользу того, чтобы решить эту проблему чуть ли не силовым путем. Очевидно, у японского руководства были какие-то надежды на то, что с Москвой можно договориться. Россия несколько лет назад действительно занимала двусмысленную позицию, намекала на то, что территориальный вопрос можно решить, но все должно быть увязано с заключением мирного договора.
Однако после внесения поправок в Конституцию, где четко сказано, что никаких территориальных изменений допущено быть не может, вопрос о судьбе Курильских островов отпал. Сказано четко и ясно, что они являются частью территорий России и никому возвращены быть не могут. Это решительный отказ от декларации 1956 года, на которую в России одно время ссылались и делали намеки, что ее положения о возвращении двух островов могут быть реализованы при соблюдении определенных условий. Но сейчас четко сказано, что таких условий нет. Это территория России, и вопрос закрыт навсегда.
На этом фоне в Японии появились деятели, которые предлагают решить проблему жестким путем. Этот экс-дипломат выражает интересы части японского общества, которая считает, что в обозримом будущем острова можно будет вернуть силой, при условии ослабления России в мире и на Дальнем Востоке. Они надеются, что в случае турбулентных процессов в нашей стране ей будет не до этих территорий.
Подобные статьи будут появляться все более часто. В условиях холодной войны и обострений отношений с Западом, Япония, как его часть, тоже ужесточает свою политику в отношении России и в вопросе четырех островов.
«СП»: — Что может сделать Россия в этой ситуации?
— Ситуация тупиковая. Россия четко сказала «нет», Япония все равно считает, что острова должны быть ей возвращены. Об исторических предпосылках того, что Курилы находятся под российским суверенитетом, можно говорить очень долго. У Токио своя трактовка некоторых документов, но она должна исходить из существующих реалий. Если Япония не хочет сотрудничать с Россией и готова идти на обострение из-за островов, это ее дело. У нас есть, что противопоставить возможному силовому давлению в регионе.
Конечно, это новый фронт конфронтации для России на Дальнем Востоке. Он потребует новых расходов и строительства новых объектов, что не может благоприятно сказаться на экономической ситуации в стране. У нас множество социальных проблем, которые требуют решения, и отвлекать деньги на армию не продуктивно. Но здесь выбора не остается. Необходимо наращивать военный потенциал России на Дальнем Востоке, развивать Тихоокеанский флот.
Кроме того, необходимо больше вкладывать и заниматься развитием Дальнего Востока в целом. Об этом постоянно говорят последние 20 лет, было заседание Совбеза на эту тему, принимают различные программы, но реально делается очень мало, ситуация меняется медленно. Это усложняет положение России в нарастающей конфронтации с Японией.
«СП»: — Может ли Япония перейти от слов к делу и перекрыть проливы?
— С точки зрения международного права никаких оснований для перекрытия пролива Лаперуза и Сангарского пролива у Японии нет. Это может быть только силовым решением Токио, которое будет фактически означать casus belli, то есть повод для войны. Думаю, у японского руководства и у стоящих за ними США хватит здравого смысла для того, чтобы по этому пути не идти. Даже в годы Второй мировой войны после Халхин-Гола Япония этого не делала.
Если сейчас Токио пойдет на такой шаг, он приведет к очень серьезным последствиям как для российско-японских отношений, так и для самой Японии. Крайне маловероятно, что японские политики встанут на этот путь. Тем более что, еще раз подчеркну, никаких международно-правовых оснований для подобных действий у Японии нет.
Расчеты этих авторов на то, что в случае такой конфронтации Япония может получить поддержку или хотя бы доброжелательный суверенитет со стороны Китая не обоснованы. В условиях противостояния Китая и США наши геополитические интересы совпадают, мы нуждаемся друг в друге. Наши отношения близки к военно-политическому союзу, поэтому японские авторы выдают желаемое за действительное.
Военный эксперт, историк Юрий Кнутов считает, что за ростом милитаристских настроений в Японии стоит Вашингтон, которому выгодно создать еще одну горячую точку у российских границ.
— В Японии нарастает кампания, связанная с давлением на Россию, причем с применением вооруженных сил. Там все чаще появляются публикации с заголовками вроде: «Японии нужна атомная бомба», «Хватит держаться за мирную конституцию», «Вернуть Курильские острова» и так далее. Идет обработка японского общества.
Соответствующая работа ведется и на практике. Поставлена задача создать собственное гиперзвуковое оружие, оно должно появиться в Японии в 2026—2030 годах. Уже разработаны подлодки с воздухонезависимыми энергетическими установками, которые могут находиться под водой 30 дней, не всплывая. Это далеко не оборонительные средства.
Статья Акио Каватао идет в милитаристском и реваншистском тренде, который просыпается в японском обществе и поддерживается США. Не случайно, как только назначили нового министра обороны США в правительстве Байдена, он первым делом заявил, что в случае конфликта Японии с Китаем США выступят на стороне Японии. Это показывает, что за этой кампанией стоит Вашингтон, а Токио просто служит рупором.
Обострение ситуации вокруг Курил имеет целью создать еще одну точку напряженности на границах России для дестабилизации внутренней ситуации в стране, что в перспективе может привести к росту социального недовольства и смене политической власти. Именно на это делает ставку Вашингтон.
«СП»: — Способна ли Япония выполнить угрозы, о которых пишет экс-дипломат?
— На сегодняшний день у Японии нет ресурсов для осуществления этих угроз. Мы периодически слышим такие реваншистские заявления, но относимся к ним спокойно. У нас создана достаточная группировка войск на Курилах, на Дальнем Востоке также имеются силы, чтобы сохранить территориальную целостность России и не дать Японии возможность захватить острова силовым путем.
Мы прекрасно понимаем, что как только Курильские острова окажутся под флагом Японии, там тут же будут развернуты американские военные базы с ракетами средней дальности. Нам не нужна еще одна ракетная угроза у наших границ. Кроме того, передача Курильских островов Японии приведет к тому, что наш Тихоокеанский флот мы должны будем порезать на иголки, потому что он просто не сможет выйти в океан.
Что касается поведения Японии, даже в статье этого экс-дипломата он отмечает, что при всем давлении нельзя перегибать палку. Нужно держать дверь открытой, чтобы не прекращать переговоры. Так что со стороны японцев ведется политика «шаг вперед, два шага назад».