Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Гроза субмарин «Альбатрос» летит в Арктику

Охотник за подводными лодками возвращается в состав флота

8876
На фото: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-12 (справа налево)
На фото: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-12 (справа налево) (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Минобороны объявило о планах испытать в Арктике несколько типов военных самолётов — интерес России к этому региону очевиден, как и обеспечение безопасности Северного морского пути. Поэтому «обкатка» в условиях Заполярья бомбардировщиков Су-34 и истребителей Су-35 вполне резонна — эти самолёты дополнят потенциал дальних перехватчиков МиГ-31, которые сейчас господствуют на Севере. Интересен в списке боевой авиации другой род «пернатых» — самолёт-амфибия Бе-200, в военном варианте это А-42 «Альбатрос». Проект, который долгие годы «пылился» на полке.

Первый такой самолёт, способный садиться и взлетать как с воды, так и с суши, предназначенный именно для Минобороны, совершил первый полёт в феврале 2020 года, а сейчас уже долетел до флота. Местом его базирования стал город Ейск (на берегу Таганрогского залива в Азовском море), где находится 190-й учебный смешанный авиационный полк на базе 859-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Морской авиации ВМФ России.

Читайте также

Эти гигантские летающие лодки способны следить за атомными субмаринами и использоваться для проведения спасательных работ на море. Их предшественники самолеты Бе-12 давно выработали свой ресурс и не соответствуют запросам морской авиации ВМФ. Предполагается, что с новым бортовым оборудованием и вооружением, состоящим из глубинных бомб и торпед, обновленный «Альбатрос» станет настоящей ударной силой на море.

Похоже, что в Минобороны всё-таки приняли решение о возобновлении программы по производству самолетов-амфибий, которые были в экспериментальном порядке опробованы ещё в советские времена и были известны по индексу А-40. Как предполагалось, это будет усовершенствованная модель А-42, которая получит более современное оборудование при старой авионике — самолет брат-близнец Бе-200, который пошёл в гражданской серии и используется большей частью в МЧС. Потребность ВМФ в таких самолетах невелика, от силы два-три самолета на каждый флот. В 2018 году военное ведомство подписало контракт с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Бериева (ТАНТК) лишь на три таких воздушных машин.

На фото: сборка многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200 ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение" по заказу МЧС России. Эта машина сконструирована в Таганроге в ОКБ имени Г.Бериева. При ее создании был использован опыт, полученный в ходе создания самолета-амфибии ПЛО А-40 "Альбатрос"
На фото: сборка многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200 ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение" по заказу МЧС России. Эта машина сконструирована в Таганроге в ОКБ имени Г.Бериева. При ее создании был использован опыт, полученный в ходе создания самолета-амфибии ПЛО А-40 "Альбатрос" (Фото: Виталий Иванов/ТАСС)

История этого самолёта полна противоречий. Заложенные изначально в А-40 «Альбатрос» (Бе-42, по классификации НАТО Mermaid — «Русалка») лётные характеристики и вооружение с боевой нагрузкой в 6500 килограмм свидетельствовали, что самолет-амфибия предназначался для использования исключительно в военных целях и должен был сменить устаревшие турбовинтовые амфибии Бе-12 «Чайка» (в строю ВМФ) и его предшественника Бе-6 (1949 года выпуска).

Собственно для этого в ТАНТК и был создан этот реактивный «летающий крейсер» с взлетной массой в 90 тонн военного предназначения, который впервые поднялся в небо от земли 8 декабря 1986-го, а через год успешно стартовал и с воды. Однако массового производства «Альбатросов» в интересах военного ведомства так тогда и не случилось.

На фот: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103 (слева направо на первом плане), А-40 (на втором плане) и А-42 (на третьем плане) на шестой международной выставке "Гидроавиасалон-2006" в Геленджике
На фот: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103 (слева направо на первом плане), А-40 (на втором плане) и А-42 (на третьем плане) на шестой международной выставке "Гидроавиасалон-2006" в Геленджике (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Проект большой «летающей лодки» остановили после распада Советского Союза. Отчасти из-за отсутствия финансирования на «оборонку», но в большей степени потому, что в то время развитие техники для ВМФ свелось лишь к модернизации имеющихся кораблей, подводных лодок и авиации. Так что вариантов для выхода на поток у «Альбатросов», которых имелось в наличии (были приняты на вооружение) всего две машины, априори не было. И после неоднократных заявлений о возобновлении производства А-40, в 2012 году Минобороны окончательно отказалась от самолетов этого типа.

И это при том, что всё у «скитальца морей» было совершенным, начиная с того, что до недавнего времени он считался самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире, установившим 148 мировых рекордов. Сейчас китайцы пытаются «наступать на хвост» российскому самолету-амфибии своим AG600 Цзилун. Максимальная скорость «Альбатроса» — 800 км/ч (крейсерская -720), которую ему позволяют развивать два турбореактивных двигателя Д-30 КВТ, практическая дальность полета — 4000 километров, продолжительность патрулирования в воздухе на высоте до 13 тысяч километров — 12 часов. Из вооружения — гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды и противолодочные ракеты. Этакий универсальный охотник за подводными лодками.

Забвение «Альбатросов», к счастью, оказалось недолгим — сейчас самолет под индексом А-42 (Бе-200ПС) прошёл модернизацию для ввода в строй. Предполагается, что находящиеся на вооружении самолеты-амфибии Бе-12 будут заменены именно на А-42. Для расширения боевых возможностей новый самолет усовершенствовали. На нём установили радиолокационную систему поиска, включающую обзорно-прицельную РЛС, тепло-телевизионное оборудование, пилотажно-навигационный комплекс и новый бортовой комплекс связи. Предусмотрен и вариант оснащения самолета двигателями Д-27, которые увеличат дальность его полёта до 9 тысяч километров. Воздушную машину оборудовали системой дозаправки топливом в воздухе.

В отличие от своего военного собрата, которого едва не отправили в запас, дальнейшее мощное развитие ранее получил Бе-200 «Альтаир», в производстве которого были использованы все основные конструкторские идеи «Альбатроса». «Двухсоток» с начала эксплуатации в 2003 году выпустили 14 единиц. Они нашли свое применение при тушении пожаров, поисково-спасательных операциях, охране водных поверхностей, экологических миссиях, перевозке пассажиров и грузов. На его счету 24 мировых рекорда.

На фото: самолет МЧС РФ Бе-200ЧС во время тушения лесных пожаров в городе Вила-Реал, Португалия, 2016 год
На фото: самолет МЧС РФ Бе-200ЧС во время тушения лесных пожаров в городе Вила-Реал, Португалия, 2016 год (Фото: Михаил Почуев/ТАСС)

В основу Бе-200 «Альтаир», как упоминалось, легли технологии, реализованные в рамках проекта А-40 «Альбатрос», так что их ТТХ практически идентичны. Важнейшая особенность заключается в исключительной эксплуатационной гибкости — самолет-амфибия может взлетать и приземляться на любых аэродромах, но с длиной ВПП не менее 2,6 километров, и на водоемы с приводнением в 1,2 километра при волнении в 3 балла. К слову, в Арктике построено и модернизировано 10 аэродромов, на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), куда сейчас и отправился военный «Альбатрос», взлётно-посадочную полосу удлинили до 3 500 метров.

На фото: члены экипажа самолета Бе-200 ЧС МЧС России во время тушения природных пожаров в районе национального парка "Пенеда-Джериш", Португалия, 2016 год
На фото: члены экипажа самолета Бе-200 ЧС МЧС России во время тушения природных пожаров в районе национального парка "Пенеда-Джериш", Португалия, 2016 год (Фото: Михаил Почуев/ТАСС)

Размах крыльев у «Альбатроса» как и у Бе-200 — 32,78 метра, длина составляет 32,05 метра, высота (на шасси) — 8,9 метра, максимальная взлетная масса — 37,3 тонны (в режиме глиссирования — 43 тонны). Управляют самолетом-амфибией два пилота. В салоне в зависимости от модификации могут размещаться от 43 до 72 человек. Представители ТАНТК им. Бериева отмечают, что этот тип самолётов обладает «исключительной маневренностью, отличной зоной обзора из кабины лётчиков, высокой тяговооружённостью и современным оборудованием, установленном на борту».

Читайте также

Исторически развитие гидропланов гражданского и военного назначения шло параллельно — уже первые летающие лодки практически сразу стали использовать вооружение. В Первую мировую войну Россия, например, устанавливала на летающих лодках М-5 и М-9 из состава эскадрильи гидроавианосца «Орлица», созданных конструктором Дмитрием Григоровичем, пулеметы и бомбовое вооружение. Во время Второй мировой войны многие страны-участницы нередко вооружали гидросамолёты торпедами. Кстати, писатель Антуан де Сент-Экзюпери одно время был лётчиком-испытателем гидросамолёта и даже падал на нём, впрочем, автор «Маленького принца» был сбит немецким истребителем 31 июня 1944 года при пилотировании самолета-разведчика.

Вот и создание военного «Альбатроса» и гражданского Бе-200 «Альтаир» проходило практически одновременно — с разницей в несколько лет и необходимостью применения. Министерству обороны не требуются «пожарные» самолёты, это прерогатива МЧС. Для применения в интересах ВМФ гораздо интереснее именно наличие на борту гидроакустических буёв, глубинных бомб, мин, торпед АТ-3 «Орлан» и противолодочных ракет АПР-2 «Ястреб»".

Не случайно Минобороны сейчас готово заказать небольшое количество обновленных «Альбатросов» — ударная мощь лишь сопутствующий фактор этого самолета. Основная его миссия всё-таки в спасательных функциях. А-42 способен приземлиться на воду даже в штормовую погоду и снять, например, экипаж терпящей бедствие подводной лодки или корабля. Вероятно, что сейчас в Арктике самолёт-амфибия будет отрабатывать именно такие учебные задачи.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня