Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Гроза субмарин «Альбатрос» летит в Арктику

Охотник за подводными лодками возвращается в состав флота

8862
На фото: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-12 (справа налево)
На фото: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-12 (справа налево) (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Минобороны объявило о планах испытать в Арктике несколько типов военных самолётов — интерес России к этому региону очевиден, как и обеспечение безопасности Северного морского пути. Поэтому «обкатка» в условиях Заполярья бомбардировщиков Су-34 и истребителей Су-35 вполне резонна — эти самолёты дополнят потенциал дальних перехватчиков МиГ-31, которые сейчас господствуют на Севере. Интересен в списке боевой авиации другой род «пернатых» — самолёт-амфибия Бе-200, в военном варианте это А-42 «Альбатрос». Проект, который долгие годы «пылился» на полке.

Первый такой самолёт, способный садиться и взлетать как с воды, так и с суши, предназначенный именно для Минобороны, совершил первый полёт в феврале 2020 года, а сейчас уже долетел до флота. Местом его базирования стал город Ейск (на берегу Таганрогского залива в Азовском море), где находится 190-й учебный смешанный авиационный полк на базе 859-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Морской авиации ВМФ России.

Читайте также
Вынудит ли МВФ Украину продать Крым России за $80 млрд? Вынудит ли МВФ Украину продать Крым России за $80 млрд? Из-за тяжелейшего финансового положения Киев может тайно выйти к Москве с сомнительным предложением о компенсации за Тавриду

Эти гигантские летающие лодки способны следить за атомными субмаринами и использоваться для проведения спасательных работ на море. Их предшественники самолеты Бе-12 давно выработали свой ресурс и не соответствуют запросам морской авиации ВМФ. Предполагается, что с новым бортовым оборудованием и вооружением, состоящим из глубинных бомб и торпед, обновленный «Альбатрос» станет настоящей ударной силой на море.

Похоже, что в Минобороны всё-таки приняли решение о возобновлении программы по производству самолетов-амфибий, которые были в экспериментальном порядке опробованы ещё в советские времена и были известны по индексу А-40. Как предполагалось, это будет усовершенствованная модель А-42, которая получит более современное оборудование при старой авионике — самолет брат-близнец Бе-200, который пошёл в гражданской серии и используется большей частью в МЧС. Потребность ВМФ в таких самолетах невелика, от силы два-три самолета на каждый флот. В 2018 году военное ведомство подписало контракт с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Бериева (ТАНТК) лишь на три таких воздушных машин.

На фото: сборка многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200 ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение" по заказу МЧС России. Эта машина сконструирована в Таганроге в ОКБ имени Г.Бериева. При ее создании был использован опыт, полученный в ходе создания самолета-амфибии ПЛО А-40 "Альбатрос"
На фото: сборка многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200 ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение" по заказу МЧС России. Эта машина сконструирована в Таганроге в ОКБ имени Г.Бериева. При ее создании был использован опыт, полученный в ходе создания самолета-амфибии ПЛО А-40 "Альбатрос" (Фото: Виталий Иванов/ТАСС)

История этого самолёта полна противоречий. Заложенные изначально в А-40 «Альбатрос» (Бе-42, по классификации НАТО Mermaid — «Русалка») лётные характеристики и вооружение с боевой нагрузкой в 6500 килограмм свидетельствовали, что самолет-амфибия предназначался для использования исключительно в военных целях и должен был сменить устаревшие турбовинтовые амфибии Бе-12 «Чайка» (в строю ВМФ) и его предшественника Бе-6 (1949 года выпуска).

Собственно для этого в ТАНТК и был создан этот реактивный «летающий крейсер» с взлетной массой в 90 тонн военного предназначения, который впервые поднялся в небо от земли 8 декабря 1986-го, а через год успешно стартовал и с воды. Однако массового производства «Альбатросов» в интересах военного ведомства так тогда и не случилось.

На фот: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103 (слева направо на первом плане), А-40 (на втором плане) и А-42 (на третьем плане) на шестой международной выставке "Гидроавиасалон-2006" в Геленджике
На фот: самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103 (слева направо на первом плане), А-40 (на втором плане) и А-42 (на третьем плане) на шестой международной выставке "Гидроавиасалон-2006" в Геленджике (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Проект большой «летающей лодки» остановили после распада Советского Союза. Отчасти из-за отсутствия финансирования на «оборонку», но в большей степени потому, что в то время развитие техники для ВМФ свелось лишь к модернизации имеющихся кораблей, подводных лодок и авиации. Так что вариантов для выхода на поток у «Альбатросов», которых имелось в наличии (были приняты на вооружение) всего две машины, априори не было. И после неоднократных заявлений о возобновлении производства А-40, в 2012 году Минобороны окончательно отказалась от самолетов этого типа.

И это при том, что всё у «скитальца морей» было совершенным, начиная с того, что до недавнего времени он считался самым большим реактивным самолетом-амфибией в мире, установившим 148 мировых рекордов. Сейчас китайцы пытаются «наступать на хвост» российскому самолету-амфибии своим AG600 Цзилун. Максимальная скорость «Альбатроса» — 800 км/ч (крейсерская -720), которую ему позволяют развивать два турбореактивных двигателя Д-30 КВТ, практическая дальность полета — 4000 километров, продолжительность патрулирования в воздухе на высоте до 13 тысяч километров — 12 часов. Из вооружения — гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды и противолодочные ракеты. Этакий универсальный охотник за подводными лодками.

Забвение «Альбатросов», к счастью, оказалось недолгим — сейчас самолет под индексом А-42 (Бе-200ПС) прошёл модернизацию для ввода в строй. Предполагается, что находящиеся на вооружении самолеты-амфибии Бе-12 будут заменены именно на А-42. Для расширения боевых возможностей новый самолет усовершенствовали. На нём установили радиолокационную систему поиска, включающую обзорно-прицельную РЛС, тепло-телевизионное оборудование, пилотажно-навигационный комплекс и новый бортовой комплекс связи. Предусмотрен и вариант оснащения самолета двигателями Д-27, которые увеличат дальность его полёта до 9 тысяч километров. Воздушную машину оборудовали системой дозаправки топливом в воздухе.

В отличие от своего военного собрата, которого едва не отправили в запас, дальнейшее мощное развитие ранее получил Бе-200 «Альтаир», в производстве которого были использованы все основные конструкторские идеи «Альбатроса». «Двухсоток» с начала эксплуатации в 2003 году выпустили 14 единиц. Они нашли свое применение при тушении пожаров, поисково-спасательных операциях, охране водных поверхностей, экологических миссиях, перевозке пассажиров и грузов. На его счету 24 мировых рекорда.

На фото: самолет МЧС РФ Бе-200ЧС во время тушения лесных пожаров в городе Вила-Реал, Португалия, 2016 год
На фото: самолет МЧС РФ Бе-200ЧС во время тушения лесных пожаров в городе Вила-Реал, Португалия, 2016 год (Фото: Михаил Почуев/ТАСС)

В основу Бе-200 «Альтаир», как упоминалось, легли технологии, реализованные в рамках проекта А-40 «Альбатрос», так что их ТТХ практически идентичны. Важнейшая особенность заключается в исключительной эксплуатационной гибкости — самолет-амфибия может взлетать и приземляться на любых аэродромах, но с длиной ВПП не менее 2,6 километров, и на водоемы с приводнением в 1,2 километра при волнении в 3 балла. К слову, в Арктике построено и модернизировано 10 аэродромов, на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), куда сейчас и отправился военный «Альбатрос», взлётно-посадочную полосу удлинили до 3 500 метров.

На фото: члены экипажа самолета Бе-200 ЧС МЧС России во время тушения природных пожаров в районе национального парка "Пенеда-Джериш", Португалия, 2016 год
На фото: члены экипажа самолета Бе-200 ЧС МЧС России во время тушения природных пожаров в районе национального парка "Пенеда-Джериш", Португалия, 2016 год (Фото: Михаил Почуев/ТАСС)

Размах крыльев у «Альбатроса» как и у Бе-200 — 32,78 метра, длина составляет 32,05 метра, высота (на шасси) — 8,9 метра, максимальная взлетная масса — 37,3 тонны (в режиме глиссирования — 43 тонны). Управляют самолетом-амфибией два пилота. В салоне в зависимости от модификации могут размещаться от 43 до 72 человек. Представители ТАНТК им. Бериева отмечают, что этот тип самолётов обладает «исключительной маневренностью, отличной зоной обзора из кабины лётчиков, высокой тяговооружённостью и современным оборудованием, установленном на борту».

Читайте также
Британия опять хочет стать владычицей морей – Балтийского и Черного Британия опять хочет стать владычицей морей — Балтийского и Черного Лондон показывает «козью морду» Москве и Вашингтону

Исторически развитие гидропланов гражданского и военного назначения шло параллельно — уже первые летающие лодки практически сразу стали использовать вооружение. В Первую мировую войну Россия, например, устанавливала на летающих лодках М-5 и М-9 из состава эскадрильи гидроавианосца «Орлица», созданных конструктором Дмитрием Григоровичем, пулеметы и бомбовое вооружение. Во время Второй мировой войны многие страны-участницы нередко вооружали гидросамолёты торпедами. Кстати, писатель Антуан де Сент-Экзюпери одно время был лётчиком-испытателем гидросамолёта и даже падал на нём, впрочем, автор «Маленького принца» был сбит немецким истребителем 31 июня 1944 года при пилотировании самолета-разведчика.

Вот и создание военного «Альбатроса» и гражданского Бе-200 «Альтаир» проходило практически одновременно — с разницей в несколько лет и необходимостью применения. Министерству обороны не требуются «пожарные» самолёты, это прерогатива МЧС. Для применения в интересах ВМФ гораздо интереснее именно наличие на борту гидроакустических буёв, глубинных бомб, мин, торпед АТ-3 «Орлан» и противолодочных ракет АПР-2 «Ястреб»".

Не случайно Минобороны сейчас готово заказать небольшое количество обновленных «Альбатросов» — ударная мощь лишь сопутствующий фактор этого самолета. Основная его миссия всё-таки в спасательных функциях. А-42 способен приземлиться на воду даже в штормовую погоду и снять, например, экипаж терпящей бедствие подводной лодки или корабля. Вероятно, что сейчас в Арктике самолёт-амфибия будет отрабатывать именно такие учебные задачи.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня