Усиление Россией сухопутной защиты Калининградской области ставит НАТО перед «смертельной дилеммой», считает магистр Джорджтаунского университета в США и обозреватель популярного сайта War is Boring Себастьен Роблин, который специализируется на вопросах безопасности и военной истории, а также разрешения конфликтов. Таким образом Роблин обосновывает потенциальную необходимость «физической оккупации» российского региона.
По мнению Роблина, увеличение присутствия российских военных в регионе «создает серьезные операционные проблемы для альянса в случае конфликта», поскольку ракетный обстрел из Калининградской области будет препятствовать «передвижению воздушных, морских и сухопутных сил [НАТО] через Польшу и Балтийское море».
«Масштабы этих угроз означают, что НАТО будет вынуждена направить значительные средства на их нейтрализацию — либо путем сдерживания калининградского гарнизона и подавления мобильных ракетных установок, артиллерии, самолетов, датчиков и систем радиоэлектронной борьбы внутри эксклава, либо попеременно направляя войска на его осаду и физическую оккупацию», — пишет автор.
Среди оружия, которое, как уверен американец, может представлять угрозу для альянса, называются, в частности, дизель-электрические подводные лодки, ракетные и противолодочные корветы и большие десантные корабли, а также оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер-М», способные поражать цели на расстоянии до 500 километров с точностью удара до 6 метров.
Кроме того, по мнению американского эксперта, опасность представляют противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) «Бал» и «Бастион-П», которые могут уничтожать противника с расстояния в несколько сотен километров. Регион также надежно защищен и от авиации потенциального противника. Речь идет о системах ПВО большой дальности, среди которых С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф», а также комплексах малой дальности «Панцирь-С1». Также в эксплуатацию была введена радиолокационная станция 29В6 «Контейнер», способная отслеживать воздушную активность от Великобритании до США.
Кроме того, автор выражает обеспокоенность тем, что российские подразделения радиотехнической разведки и РЭБ с легкостью соберут все необходимые разведданные о деятельности НАТО.
Стоит отметить, что планы войны за Калининград в странах НАТО выдвигают регулярно. Совсем недавно один из вероятных сценариев такой войны в статье для издания Defence 24 предложил бывший командующий сухопутными войсками Польши, генерал Вальдемар Скшипчак. А советник по нацбезопасности бывшего президента США Дональда Трампа Роберт О’Брайен называл Калининград кинжалом в сердце Европы.
Когда они уже успокоятся?
— Прежде всего, нужно понимать, что подобные планы всегда имеются в портфелях генералов, — подчеркивает политолог Владимир Можегов. — Военные стратегии никто ведь не отменял ни у нас, ни на Западе. Другое дело — зачем эти вещи озвучивают? С этим тоже вопросов, в общем, нет. То, что победа демпартии будет означать резкую конфронтацию с Россией, ясно было еще до американских выборов. И, конечно, не только в Калининграде будет расти напряжение. Мы неизбежно испытаем еще давление по всему периметру наших границ: это и Дальний Восток, и Украина, и Юг.
«СП»: — Действительно ли в случае войны с Россией для НАТО оккупация Калининграда станет первоочередной необходимостью? Без этого победа над Россией невозможна? Почему он их так тревожит?
— Мы не знаем сценариев возможной войны. Но, конечно, Калининград — важнейший наш форпост на Западе. Знаете, Вторая мировая война началась из-за подобного же эксклава — немецкого города Данцига, который объявил себя частью Рейха, но с которым поляки никак не хотели расставаться. Наши западные «партнеры» любят разыгрывать подобные гамбиты.
«СП»: — Это далеко не первое подобное заявление. На Западе регулярно обсуждают способы захвата Калининграда. Зачем это обсуждать? Такие вещи должны содержаться в закрытых докладах… или это просто часть пропаганды, цель которой держать нас в напряжении?
— Да, конечно. Это знак того, что наши отношения крайне напряжены. И демонстрация силы.
«СП»: — Как России реагировать на эти заявления? Может, опубликовать «планы по захвату Аляски»?
— России нужна собственная идеология прежде всего. Идеология, которая могла бы веско аргументированно противостоять глобалистской идеологии сегодняшнего Запада. Который сегодня окончательно сходит с ума со всеми этими движениями БЛМ и гендерным дискурсом. Нам нужно искать себе союзников на Западе среди нормальных консервативных людей, движений, сил. Кстати, особенно на Востоке Европы таких сил очень много. Запад (то есть, глобальный центр) на самом деле больше всего боится именно этого — нашего стратегического союза с Германией и Восточной Европой в целом. Почитайте английского геополитика Х. Макиндера, и поймете, что две мировые войны были развязаны в прошлом веке главным образом для того, чтобы не дать состоятся такому союзу. Потому что, как справедливо писал Макиндер, союз России и Германии навсегда похоронит мировую гегемонию англосаксов. Сегодняшняя история с Калининградом — из того же арсенала. Глобальному центру нужно держать в напряжении не только нас, но и Польшу, и Прибалтику, и Германию, и постоянно сеять раздор между нашими странами…
— Сам термин «смертельная дилемма» явно свидетельствует о том, что Калининградская область явно мешает реализации каких-то натовских или собственно американских военных сценариев, — уверен доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, член Экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев.
— О каких именно сценариях идет речь? Предполагаю, что первый сценарий может быть связан как с агрессией против Республики Беларусь, так и в отношении Российской Федерации. А может, и против союзного государства Россия-Беларусь как такого. Второй сценарий может быть связан с тем, что в США и в руководстве НАТО прогнозируют, что народы Прибалтики и Польши в один прекрасный день осознают, что пока их пугали российской военной угрозой они давно уже находятся в оккупации со стороны США и НАТО. И начнут вооруженное сопротивление этой оккупации с одновременным призывом к союзному государству России-Беларусь о военной помощи в деле освобождения от заокеанских захватчиков. Я также считаю вполне реальным подобное развитие событий, пусть даже буду единственным по этому поводу экспертом с таким мнением.
«СП»: — Им действительно так нужно оккупировать Калининградскую область в случае войны?
— Нет, конечно. Достаточно нейтрализовать или подавить наши военные силы в Калининградской области, не дать проявлять активности на этом театре военных действий. И полностью ее заблокировать со всех сторон, в том числе со стороны моря с перекрытием воздушного коридора. Полагаю, что такое маловероятно. Но особой нет нужды брать под контроль территорию самой Калининградской области.
Почему всё-таки часто стали говорить о необходимости ее оккупации? Здесь весьма просматривается политический заказ со сформированным еще одним сценарием по возврату бывшей Восточной Пруссии. Но вот кто эти заказчики, и для кого собираются вернуть эти бывшие немецкие земли? Ответ, пожалуй, надо искать в реальной истории становления и развития Восточной Пруссии как общества с самыми высокими милитаристскими ценностями и традициями в истории Европы.
«СП»: — Какую вообще цель преследуют все эти заявления?
— Подобные заявления имеют форму информационного терроризма и преследует цель напугать жителей Калининградской области, заставить их покинуть этот российский полуэксклав и выехать на основную территорию России… Или на территорию других стран Европы, но уже в не в качестве граждан своей страны, а в качестве просящих политического убежища или вида на жительство…
— Очевидно, речь идёт о «ястребе», который считает войну между РФ и США неизбежной, — считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. — Калининградская область находится в тылу НАТО, и уже одно это обстоятельство беспокоит американских и европейских военных стратегов.
Кроме того, Калининград — это главная база Балтийского флота. Без решения этого вопроса развернуть наступление на основную часть России нельзя. Плюс ко всему в случае начала войны оттуда ударят по соседним Польше и Литве. В итоге часть Польши и всю Литву просто сотрут с лица земли…
«СП»: — Ранее советник бывшего президента США назвал Калининград ножом в сердце Европы. Европы или США, или НАТО? Или конкретно Польши и Прибалтики? Кому больше всех мозолит глаза российский эксклав?
— Всем мозолит. И США, и Германии, и Польше с Литвой, и Швеции с Данией. Калининград мешает создать единое пространство ЕС и НАТО в этом регионе. Учитывая историю, ряд сил в Германии, Литве и Польше не прочь его присоединить к своим государствам.
«СП»: — Настанет ли время, когда Калининград перестанет им мешать, перестанет кинжалом в сердце, а станет мостом между Россией и Европой?
— В обозримом будущем такого не будет. Чтобы подобное случилось, отношения между Россией и Западом должны в корне измениться…