Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Назад в прошлое: Севморпуть возьмут под охрану допотопные машины

Пернатые экранопланы намереваются вернуть в ВМФ РФ

29452
На фото: самый большой в мире ракетный экраноплан "Лунь" на берегу Каспийского моря
На фото: самый большой в мире ракетный экраноплан «Лунь» на берегу Каспийского моря (Фото: Муса Салгереев/ТАСС)

Экраноплан «Лунь» является мощным оружием XXI века, которого больше ни у кого нет, сказал агентству ТАСС в день своего 90-летия главный конструктор этой экзотической по нашим временам машины Владимир Кирилловых.

Среди боевых задач, которые способен решать «Лунь», юбиляр отметил «борьбу против любых надводных сил предполагаемого противника, в том числе и авианосных соединений».

Действительно, это мощная машина с высоким ударным потенциалом, сочетающая в себе достоинства корабля и самолета. «Лунь», спущенный на воду в 1986 году, стал единственным экранопланом проекта 903 из восьми заказанных для ВМФ машин. К его вооружению относятся 6 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Экраноплан развивает скорость в 500 км/ч и способен перемещаться на расстояние в 2000 км. Вес пустого экраноплана — 243 тонны, максимальный взлетный — 380 тонн. Длина — 74 м, высота — 19 м. Размах крыла — 44 метра.

Для того, чтобы поднимать эту махину в воздух использовались 8 турбореактивных двигателей с суммарной тягой в 104 тыс. кгс.

При полете экраноплана на минимальной высоте, от 1 метра до 5 метров, используется эффект динамической воздушной подушки или экранный эффект. Это приводит к существенному повышению подъемной силы за счет повышения давления под крылом. Благодаря этому появляется возможность поднимать в воздух машины, имеющие недостижимый для обычных самолетов вес, с большой полезной нагрузкой в виде топлива и вооружения.

Читайте также

Экранопланы относятся к классу морских судов. И при этом являются амфибийными машинами, способными совершать полет не только над водой, но и над сушей. Разумеется, при условии, что на суше полет происходит над равниной.

К главным достоинствам экранопланов относятся большая масса полезной нагрузки, помноженная на высокую скорость перемещения. Корабли способны брать на борт и большую нагрузку, а самолеты летают быстрее, но первые тихоходны, а вторые не столь грузоподъемны. Так что экраноплан вобрал в себя лучшие качества корабля и самолета.

Но одно качество особо ценно для военных — низкий полет над морем. То есть «Лунь», как и другие ударные экранопланы, летящий на высоте пяти метров над водой, способен подобраться к эсминцу или к крейсеру, а то и к авианосной ударной группе (АУГ) почти на расстояние радиогоризонта. И при этом его не смогут обнаружить корабельные радары ПВО.

Правда, с АУГ несколько сложнее — авианосцы располагают палубными самолетами АВАКС, которым «сверху видно всё».

Но с 80-х-90-х годов малозаметность при низком полете столь крупных машин, которыми являются экранопланы, начала утрачивать свою актуальность. Появились спутниковые группировки, которые круглосуточно проводят мониторинг акватории Мирового океана.

Борьба «Луня» с АУГ к тому же довольно проблематична по причине не столь уж и большого его боевого радиуса — 1000 км. С таким радиусом экраноплану не настичь АУГ, находящуюся в Атлантическом океане, а уж тем более — в Индийском. Вот разве что командование ВМФ США вконец обнаглеет и направит авианосцы к побережью России.

При этом низкий полет над морем имеет и существенный недостаток. Любая ошибка в пилотировании машины может обернуться катастрофой. Что доказала практика. Известны несколько случаев, когда на полной скорости экранопланы, чиркнув крылом или хвостом о воду, разламывались. При этом невозможно при сильном волнении поднимать машину за пределы действия воздушной подушки. В этом случае экраноплан становится неуправляемым.

По той же самой причине у экраноплана с размахом крыла в полсотни метров, можно сказать, нулевая маневренность. То есть он имеет многокилометровый радиус виража, потому что крен во избежание касания крылом воды должен быть мизерным.

Тем не менее, экранопланы актуальны и по сегодняшний день, хоть и встречаются в военно-морских силах крайне редко. Так, в Китае по контракту с нижегородским ЦКБ им. Р.Е. Алексеева были воспроизведены две российские машины — «Волга-2» и «Иволга». В Южной Корее был создан экраноплан для коммерческих целей. В США в 90-е и нулевые годы такие работы велись по заказу Пентагона. Проект компании «Боинг» предполагал создание гигантской машины длиной 152 м с размахом крыла 106 м, которая должна была перевозить до 1400 тонн груза. Однако эти работы были заморожены.

Есть шанс, и он немалый, что в России в 2027 году появится опытный образец экраноплана «Орлан». Два года назад вице-премьер Юрий Борисов заявил, что ОКР по этой теме включена в госпрограмму вооружений на 2018−2027 годы.

«Орлан» создается в нижегородском ЦКБ им. Алексеева как ударный экраноплан, оснащенный ракетным вооружением. Машина арктическая, предназначенная для обеспечения судоходства по важнейшей российской водной артерии — Северному морскому пути. Где, как заявил Борисов, не слишком развита оборонительная инфраструктура. Также «Орлан» может быть полезен в арктических льдах, когда в этом регионе начнется нефтедобыча. Собственно, и подготовка к ней может послужить конкурирующим странам, и прежде всего — США, сигналом для начала проведения военных провокаций.

О характеристиках проектируемой машины до сих пор ничего не известно. Но можно предположить, что поскольку она не транспортная, то ее габариты и масса не будут рекордными. К тому же ракеты сейчас существенно скинули вес в сравнении с ПКР «Москит» для «Луня» (4500 кг). «Калибр» весит 1500 кг, а Х-35 «Уран» — 600 кг.

А вот дальность полета «Орлану» требуется значительная, поскольку протяженность Севморпути — 14 тыс. км. Наибольшая дальность для советских экранопланов — 2500 км. Разумеется, проблема решается за счет строительства нескольких машин, а также созданием промежуточных базовых станций для заправки экранопланов топливом.

Полезен будет «Орлан» и при проведении поисково-спасательных мероприятий. В отличие от самолетов и вертолетов он способен садиться на воду или на льды и подбирать терпящих бедствие. Ну, а от кораблей он отличается быстроходностью, что при спасении людей крайне важно.

Однако в связи с необходимостью патрулирования Севморпути необходимо вспомнить о проекте большой степени готовности Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Бериева. Это экранолет Бе-2500. Он отличается от экранопланов тем, что не только использует динамическую воздушную подушку, но и способен оторваться от нее, поднявшись на несколько километров. А это позволяет повысить топливную эффективность машины, поскольку на высоте значительно меньшее сопротивление воздуха, чем непосредственно у воды.

Читайте также

Также это позволит существенно повышать на высоте скорость полета. Для экранопланов максимальная скорость — 500 км/ч. При ее превышении происходит отрыв от воздушной подушки.

Так вот, Бе-2500, который имеет массу в 2500 тонн, сможет поднимать в воздух 1000 тонн груза. При этом дальность полета предполагается на уровне до 16 тыс. км. Так что беспосадочный полет из конца в конец Севморпути — это вполне достижимая реальность.

Все это, конечно, прекрасно. Однако в последнее время после каждого выступления Борисова в СМИ почти всегда возникает ряд вопросов. И, прежде всего — сколько будут стоить экранолет или экраноплан? И сколько их потребуется, чтобы защитить Севморпуть на всем его протяжении?

И не повторится ли в результате история с «Лунем»? Лишь одна из восьми этих машин была построена не только потому, что в перестройку резко сократилось финансирование чуть ли ни всех проектов оборонно-промышленного комплекса. После завершения испытаний в 1991 году «Лунь» включили в состав 236-го дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, а спустя десять лет списали и перевели на хранение, разочаровавшись в ударных возможностях машины.

При этом строились планы перепрофилирования «Луня» в спасательное судно, на борту которого намеревались разместить госпиталь на 150 пострадавших, отделение экстренной помощи и различные спасательные средства. Однако эти намерения так и остались благими.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня