Эти сообщения на лентах информационных агентств 8 апреля 2021 появились практически одновременно. А именно: на сегодняшний день концентрация российских войск на границах с Украиной стала максимальной с отмеченного самыми ожесточенными боями за Донбасс 2015 года. Так утверждают аналитики одной достаточно известной расследовательской группы на основе анализа открытых данных. По сведениям этой некоммерческой организации, на пути к юго-восточным рубежам России сейчас железнодорожные эшелоны с личным составом и техникой 76-й десантно-штурмовой дивизии из Пскова, а также 74-й отдельной гвардейской мотострелковой Звенигородско-Берлинской орденов Кутузова и Суворова бригады из Кемеровской области.
Следом прилетело подобное же известие из Лондона от куда более авторитетной в мире Jane’s Information Group. Там обнаружили, что через село Новая Усмань Воронежской области в северо-восточном направлении своим ходом проследовали несколько высокоточных оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», предположительно принадлежащих 119-й ракетной бригаде Центрального военного округа. Это соединение входит в состав 41-й общевойсковой армии, дислоцированной на Урале. А сама бригада стоит в поселке Еланский Свердловской области. Выходит, если сведения Jane’s верны (а это очень похоже на правду!), то поднятым по тревоге «Искандерам» пришлось проделать очень изрядное расстояние. Зачем?
Минобороны России, собственно, и не отрицает, что к рубежам Украины в помощь и без того достаточно могучему нашему Южному военному округу отовсюду прямо в эти часы стягивается очень серьезная дополнительная войсковая группировка. Почему? Потому что это адекватный ответ Москвы на внезапно вспыхнувшую милитаристскую активность Киева. Ведь с другой стороны к мятежному Донбассу с незаявленной пока в открытую целью уже давно подтянуты крупные соединения Вооруженных сил Украины. Они были приведены в движение украинской властью давно, начиная с января нынешнего года. По некоторым данным, совокупная мощь этого давно готового к переходу в атаку контингента ВСУ минимум в два-три раза превышает боевые возможности сидящих в окопах двух корпусов Народной милиции, защищающих Донбасс. И без незамедлительной и эффективной помощи России им в случае чего не устоять. Это понимают все.
Вот Москва такую помощь и планомерно готовит. Причем делает это практически на глазах всего мира, явно рассчитывая, что высокая вероятность сокрушительного ответа Киеву хотя бы в последний момент удержит его от соблазна отдать команду «Фас!» в направлении Донбасса. Тогда дело одной только военной демонстрацией устрашения стратегического масштаба и ограничится. Как следствие — готовые к открытию огня пушки так и не заговорят, а тысячи людей по обе стороны фронта останутся целыми и невредимыми.
Однако как выглядит для украинских генералов столь наглядно и с явно воспитательными целями в их адрес формирующаяся военная угроза со стороны Москвы? Судя по направлениям движения наших войсковых колонн и железнодорожных эшелонов в районы сосредоточения, Украине демонстрируется возможность одновременных мощных рассекающих ударов по ее территории из районов Белгорода, Воронежа, Брянска и Ростова-на-Дону. Возможен и логичен вспомогательный удар из Крыма.
Но это еще не все. В случае начала войны в очень уязвимом положении оказывается все азовское и черноморское побережье Украины. Потому что Военно-Морской флот РФ столь же открыто приступил к подготовке крупной десантной операции на территорию соседней страны.
Первые подозрения на сей счет появились еще в последней декаде марта, когда западные военные заявили, что к проливу Ла-Манш подошел отряд боевых кораблей Балтийского флота в очень необычном составе. А именно — сразу три больших десантных корабля «Минск», «Калининград» и «Королев» в сопровождении корвета «Бойкий». Куда и зачем они могли следовать?
Для обеспечения работы так называемого «сирийского экспресса»? Это вряд ли. Потому что, в отличие от первых лет нашего участия в той войне на Ближнем Востоке, большие десантные корабли в Сирии нам давно не особенно и нужны. С перевозкой грузов для обеспечения военной базы в Хмеймим (Тартусе), а также и всей воюющей с боевиками группировки, теперь вполне справляются и срочно приобретенные МО РФ для этих целей сухогрузы и танкеры. Десантные корабли если и привлекаются к такому делу, то куда реже прежнего. Просто решено поберечь их моторесурс для дел по прямому назначению.
В прессе появлялись предположения, что «Минск», «Калининград» и «Королев» вместе с «Бойким» на самом деле направляются в Красное море. А на их борту — материалы для начала строительства новой российской военной базы в Судане. Но до сих пор нет известий о проходе балтийцами Суэцкого канала. Стало быть, они все еще в Средиземном море. И вполне логично, если вот-вот войдут не в Красное море, а в Черное, где разгорается острейший военно-политический кризис вокруг Донбасса.
Подтверждение вероятности, что конечным адресом похода отряда кораблей Балтфлота окажется Севастополь, как ни странно, 8 апреля пришло из Махачкалы. Там, на главной базе нашей Каспийской флотилии, на днях получен приказ готовить межфлотский переход по рекам в Черное море просто невиданных для этой флотилии масштабов. Прежде если она и отправляла свои экипажи по тому же маршруту, то по два-три. Как, например, в 2018 году в Азовское море, когда там разгорелся очередной российско-украинский кризис вокруг плененного украинскими пограничниками керченского сейнера «Норд». И, что характерно, — на сей раз в первую очередь от причалов Махачкалы должны отчалить именно десантные корабли с морской пехотой на борту. А только для их сопровождения — артиллерийские катера.
Наиболее грозные корабли каспийцев («Татарстан» и «Дагестан», а также малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг») с высокоточными «Калибрами» на борту на сей раз остались в Махачкале. Но лишь потому, что в случае начала боевых действий любой из них даже от собственного причала в состоянии запросто обстрелять любой уголок Украины.
В Минобороны утверждают, будто переход предстоит плановый, будто к нему давно готовились. Позвольте в это не поверить. Просто уверен, что подготовка каспийцев к блиц-броску в Черное море нынче проходит в Махачкале в режиме ошпаренной кошки. Если бы было иначе, если бы не сигнал из Москвы типа «Свистать всех наверх!», то пресс-служба Южного военного округа, которому подчинена Каспийская флотилия, не смешила бы народ своими сообщениями на сей счет.
Вы только послушайте. Вот начальник пресс-службы Южного военного округа полковник Вадим Астафьев 8 апреля заявляет «РИА Новости»: «В рамках сдачи контрольной проверки за зимний период обучения более 10 десантных и артиллерийских катеров и судов Каспийской флотилии Южного военного округа совершают межфлотский переход из Каспийского в Чёрное море». А вот следующее сообщение той же пресс-службы за тот же день: «Вчера утром Каспийская флотилия ВМФ России начала оперативную переброску сил в Азовское море. Разнородный отряд в составе артиллерийских кораблей и катеров, десантных и вспомогательных катеров начал переход из Махачкалы в составе не менее 10 единиц».
Так сколько катеров и судов в составе отряда? «Более десяти»? Или «не менее десяти»? Их что, командованию и сосчитать не удалось даже спустя почти сутки после выхода в море?
Полагаю, дело в том, что каспийцам приказано вытолкать в Черное море все, что в прямо сегодня состоянии оторваться от причалов. Поскольку обстановка в Донбассе накаляется на глазах, выполнять внезапно возникшую задачу военным морякам-каспийцам приходится в эти минуты настоящим «звериным напряжением сил». Все ли экипажи справятся — никто не знает. Отсюда и эти осторожные «более» и «не менее» от командования Южного военного округа.
Тем более, что выходить из базы отряду в общем строю и нет необходимости. Вытянуться в кильватерную колонну сначала по Волге, потом по Волго-Донскому каналу и затем — по Дону явно не выйдет. Хотя бы потому, что на одних только Волжской и Донской шлюзовых лестницах каспийцам предстоит преодолеть 13 шлюзов. Ни в один из них все назначенные к переходу катера, корабли и суда флотилии просто не влезут. Придется ждать в долгой очереди вместе с другими гражданскими пароходами и баржами, следующими тем же маршрутом. Поэтому выход отряда в Черное море будет не одновременным, а займет несколько суток.
Но не это главное сейчас. Главное, что, судя по всему, основу отряда флотилии, отправившегося в Черное море, составляют десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» и проекта 21820 «Дюгонь». Всего на Каспии у нас восемь таких. Сколько из них в исправном техническом состоянии — на сегодня вряд ли достоверно представляет себе и руководство Южного военного округа. Но если в поход отправилась хотя бы половина — уже хорошо.
Тогда считаем дальше. Каждый такой катер в состоянии принять на борт до роты морской пехоты и по одному танку или по два бронетранспортера (боевой машины пехоты). Что наверняка и было сделано. Итого — на переходе полноценная батальонная тактическая группа из состава 177-го полка морской пехоты флотилии (место дислокации — Каспийск).
Даже вместе с морскими пехотинцами, что, как мы уже вполне обоснованно, на мой взгляд, предположили, скоро окажутся в Севастополе вместе с большими десантными кораблями «Минск», «Калининград» и «Королев», — не слишком много для большой войны с Украиной. Но как дополнение к боевым возможностям 810-я отдельной гвардейской ордена Жукова бригады морской пехоты (Севастополь) и 382-го отдельного батальона морской пехоты (Темрюк) — сойдет в качестве дополнительной головной боли для украинских генералов и адмиралов, и без того не знающих, чем прикрыть свои почти беззащитные на сегодня азовские и черноморские порты.
А в это время
8 апреля Военно-Морские силы Украины объявили о начале собственных крупных учений в Черном море. При этом нет ни единого сообщения о выходе из своих баз украинских боевых кораблей и катеров. Зато заявлено о закрытии портов Херсон, Ольвия, Черноморск, Одесса, Южный, Николаев. В них ограничена лоцманская проводка.
Как говаривал один киногенерал в одном старом советском кинофильме о Великой Отечественной войне: «Все, что могу!».