Вероятно, что именно на фоне последней неудачи с испытанием американского гиперзвука многие СМИ взялись подсчитать, за какое время уже стоящая на вооружении ВКС РФ российская аэробаллистическая ракета Х-47М «Кинжал», имеющая гиперзвуковую скорость, может достичь военных баз США неподалёку от Вашингтона. Получилось почему-то 32 минуты.
Калькуляция эта достаточно относительная, всё зависит от точки запуска гиперзвуковой ракеты с дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31К (таких в ВКС РФ как минимум 10 единиц), который является пока единственным носителем «Кинжалов» (в перспективе Х-47М оснастят и «стратеги» Ту-22М3). Подтверждённая максимальная скорость ракеты составляет 10−12 Махов, это до 14688 км/ч или 4 080 м/с, то есть за 32 минуты Х-47М пролетает, по таким расчётам, более 7 тысяч километров. При этом известно, что её дальность при пуске с МиГ-31К составляет до 2 тысяч километров (без учёта дальности полёта самого носителя).
Ну не важно, скорость-то всё равно потрясающая!
Вот представил себе: от квартиры на Новослободской до дачи на берегу канала им. Москвы (57 км) этот «ножик» долетит за 14 секунд — на крыльцо ещё выйти успеешь, но вот что-то почесать — уже точно нет.
Что же представляет собой «Кинжал» Шойгу, который так шокировал иностранных наблюдателей и экспертов? Ракета-молния, которую невозможно сбить из-за сверхвысокой скорости и возможности маневрировать, или пропагандистская оценка ее возможностей, за которой ничего особенного не кроется, и вероятный противник будет щелкать эти ракеты как орехи еще на подлете к своей территории? Эксперты предположили, что «Кинжал» является глубокой модернизацией оперативно-тактической ракеты «Искандер», которую «перекроили» под запуск с воздушной платформы. Вероятно, что так оно и есть — в ракетостроении изобрести велосипед достаточно сложно, можно лишь его модернизировать до более скоростных характеристик, что, собственно, и удалось сделать отечественным конструкторам.
Одна из особенностей «Кинжала» — запуск с высоты в 12−15 тысяч километров с «разгонного блока» летящего на сверхзвуке. Образно говоря, это такая рогатка, дающая изначально высокую скорость ракете при пуске, а дальше уже она сама, как спринтер, набирает необходимый темп и уже в десятки раз преодолевает сверхзвук. Идеальным решением было использование истребителя МиГ-31 («Лисья гончая» по кодификации НАТО), который способен разгоняться на малой высоте до 1500 км/ч, а на большой — до 3400 км/ч.
Заметим, что первоначальное предназначение модернизированного МиГ-31К, который продемонстрировал боевое применение «Кинжалов» в том числе и в Арктике — обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками. Этот перехватчик способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. А на днях в Арктике для МиГ-31 провели учения по перехвату потенциальных носителей гиперзвука, которым будет являться в случае успешного завершения испытаний американский стратегический бомбардировщик В-52 Stratofortress. Перехват учебных целей в стратосфере в районе Северного полярного круга прошёл успешно — Миг-31БМ атаковали с высоты почти 20 километров на скорости 2,5 Маха.
Этот российский истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов и способен обнаружить их на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире. Перехватчик несёт от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания. При этом МиГ-31 может являться летающим командным пунктом. Минус использования этого высотного истребителя — возможность поднятия лишь одной ракеты с массой боевой части в 500 килограмм.
Вероятно, именно поэтому под «Кинжал» стали «подгонять» и сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3, который способен поднять в стратосферу несколько ракет (от 4 до 8-ми), увеличивая тем самым потенциал боевого поражения. При дальности поражения новых ракет (как заявлено) в 2000 километров, подобный «дождь» с неба способен накрыть огромную площадь. Самолёт при этом не попадает в зону действия радаров ПВО противника, а пущенные им ракеты легко пронизывают систему ПРО.
Аэробаллистическая ракета Х-47М еще с 1 декабря 2017 года была поставлена на опытно-боевое дежурство на аэродромах в Южном военном округе, задолго до того, как о её возможностях рассказал президент Путин. Случаев реального применения не отмечено (по крайней мере, официально) и по надводным кораблям ни в Чёрном, ни в Средиземном морях она не применялась. Не исключено, что пуски этих ракет «в учебных целях» могли осуществляться на территории Сирии по позициям радикальных исламистов, но там, похоже, было достаточно и «Калибров». Впрочем, и учебных пусков для убедительности вполне достаточно, ведь они легко могут стать и боевыми.
США с заметным запозданием бросились догонять Россию по гиперзвуку. Причина тому, по мнению американских обозревателей, в том, что «пока Москва и Пекин вооружаются, готовясь к будущим конфликтам, и модернизируют свои армии, демократы начали жёстокую охоту на вооруженные силы США». Может, оно и так, это их американский взгляд на свои внутренние проблемы. Проблемы в том числе с развитием гиперзвуковых вооружений. Но что-то в Соединенных Штатах с их астрономическим военным бюджетом не до конца складывается. Вот и 5 апреля бомбардировщик ВВС США В-52 Stratofortress не смог запустить гиперзвуковую ракету-носитель ARRW, которую успел пафосно проанонсировать ещё экс-президент Дональд Трамп. «Испытательная ракета не смогла завершить свою последовательность запуска, и бомбардировщик вернулся на авиабазу ВВС США Эдванс с неизрасходованным боеприпасом», — с грустью констатировали американские издания.
*А-222 «Берег» — советский и российский береговой самоходный артиллерийский комплекс (артиллерийская система береговой обороны) калибра 130 мм, предназначенный для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 100 узлов (более чем 180 км/ч) на непосредственных подступах к побережью, а также наземных целей. Радиус обнаружения целей до 30 километров, радиус поражения до 23 километров.