Новость о том, что ЦКБ «Рубин» презентовало проект первого ныряющего патрульного корабля, стала сразу же вирусной на сайтах, посвященных военным технологиям. Сразу же обращает на себя внимание, что «Страж» (именно под таким названием анонсирован проект) ориентирован на иностранных заказчиков. Причем из третьих стран, амбициозных не по карману.
«Стоимость патрульных кораблей на мировом рынке сравнительно невысока, что делает их приемлемыми для стран с небольшим бюджетом. Эксплуатация окупается за счет предотвращения браконьерства и других экономических правонарушений. Корабли этого типа многофункциональны, могут использоваться для охраны, а также как спасательное или исследовательское судно», — пояснила пресс-служба разработчика.
Также «Рубин» раскрыл кое-какие детали. Ныряющий сторожевик спроектирован на базе старенькой советской подводной лодки проекта 613 (по классификации НАТО: «Whiskey» — «Виски»), наследницы знаменитой «Щуки». Их у нас строили еще в 1951—1957 годах, а разрабатывать начали аж в 1942 году. Тем не менее субмарина оказалась на редкость долгоживущей в других странах и даже положила начало инженерным школам в Китае.
«Основные характеристики также аналогичны, водоизмещение — около 1000 тонн, общая длина — 60−70 метров в зависимости от комплектации, экипаж — до 42 человек, включая досмотровую группу», — комментирует «Рубин».
Логика разработчика понятна: поскольку проект чисто коммерческий, то продукт должен быть универсальным, или хотя бы ориентирован на большую аудиторию стран, имеющих морские границы. Тем более, что спрос на морские сторожевики и впрямь высокий, с учетом необходимости защиты национальных интересов от пиратов, наркокурьеров, мигрантов и даже от назойливых вечно недовольных соседей.
Сегодня ТОП-5 морских сторожевиков в мире, по версии портала Naval Technology, состоит из патрульных судов Armidale и Holland, катеров быстрого реагирования Sentinel, мини-фрегатов L’Adroit и высокоскоростных военных миссионеров M80 Stiletto. На них облизываясь смотрят многие потенциальные заказчики, но отпугивает цена от $166,1 млн. до €467,8 млн.
Есть еще одна проблема: небольшие суда, к которым относятся сторожевики, плохо переносят штормы, что зачастую ограничивает зону патрулирования районом ближайшей базы. Между тем, тех же пиратов или незаконных мигрантов нужно пасти на тайных водных тропах неделями. Так, французы позиционируют свой морской патруль L’Adroit как судно, способное находиться в плавании по 220 дней в году, что рекламируется как конкурентное преимущество.
ЦКБ «Рубин» же подает способность сторожевика нырять, как вишенку на торте. Мол, «Страж» нырнет на глубину и переждет без проблем самый страшный шторм, тогда как хваленным «американцам» Sentinel и M80 Stiletto придется драпать до ближайшей лагуны. А если завтра война, то и здесь преимущество за гибридом фрегата и субмарины. Тот незаметно, как подлодка, подплывет к вражеской базе, а потом уже как фрегат артиллерийским и ракетным огнем разнесет ее в щепки.
Звучит заманчиво, но, как показывает история, не всегда прекрасные идеи подтверждается практикой. Первыми, кстати, сделали ныряющий боевой корабль британцы аж в 1925 году. Они свою подлодку HMS X1 даже назвали «подводным крейсером для надводного боя». Даже внешне та субмарина напоминала обычное морское судно с балластными цистернами по бокам.
Подводный крейсер HMS X1 имел четыре 5,2-дюймовые (132 мм) пушки QF Mk I в двух небронированных башнях: в носовой и в кормовой частях, а также 6 торпедных аппаратов для пуска 21-дюймовых (530 мм) торпед. Судя также по общей мощности силовых установок в размере 8 тыс. л.с., британцы серьезно вложились в проект, рассчитывая получить Вундерваффе (термин хоть и появился позже в Третьем Рейхе, но точно описывает амбициозные устремления англичан). Как результат, на поверхности ныряющий корабль развивал скорость до 19.5 узлов, или 36,1 км/ч, что делало его самым быстрым в своем классе.
На первый взгляд, HMS X1 являл собой грозную силу, которая по замыслу королевских адмиралов должна была защитить статус морской владычицы. Однако сразу же появились серьезные проблемы: водоизолирующие подъемники снарядов не могли обеспечить даже минимально требуемую скорострельность. Аналогичная ситуация была и с торпедными аппаратами. Экипажу требовалось около 24 минут, чтобы перезарядить их. В итоге расчет на внезапность не оправдался. Но самое главное: любое повреждение балластных цистерн несло смертельную опасность подводному крейсеру. Значит, о корабельных дуэлях и речи не могли идти.
В 1934 году французы ввели в строй свой ныряющий боевой корабль Surcouf с башней с двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями. В ее пороховом погребе хранилось 600 снарядов, что, по мнению разработчика, превращало субмарину в подводный тяжелый крейсер, предназначенный для ведения эффективного надводного боя. Подлодка даже несла в ангаре, построенном за кормой боевой рубки, поплавковый гидросамолет Besson MB.411, предназначенный не только для разведки, но и для корректировки огня.
В отличие от англичан французы оказались хорошими инженерами, но и они не смогли решить сложные технические вопросы. Так, промежуток между всплытием и первым выстрелом составлял 3 минуты 35 секунд, причем в идеале. Но если лодка собиралась произвести прицельный залп, время увеличивалось настолько, что утрачивался фактор внезапности. Опять-таки из-за требований по герметичности пушки были рассчитаны на 14 выстрелов из каждого орудия, после чего требовалась длительная перезарядка магазинов. А с учетом более сильной качки субмарины по сравнению с надводным кораблем, стрельбы даже на учениях признавались провальными.
В конечном счете Париж построил только один ныряющий крейсер, хотя планировал спустить на воду три. Но и тот был потоплен… американцами в результате дружеского огня, хотя янки утверждают, что Surcouf затонул из-за столкновения с грузовым судном «Томсон Лайкс». В пользу этой версии говорит факт умышленно запутанного расследования комиссией ВМС США.
Как утверждают многие эксперты по боевым кораблям и субмаринам, в первой половине 20 века технологии еще не позволяли создать эффективные ныряющие корабли, несмотря на очевидные их преимущества. В целом истории с HMS X1 и Surcouf надолго отпугнули все ведущие инженерные школы в области проектирования подлодок от этой идеи.
Уже тогда стало ясно, что невозможно переделать субмарину в боевой корабль и наоборот, в том числе в силу диаметрально разных нагрузок на корпус в подводном и надводном ходе. Тем не менее в СССР в 1950—1960 годах по инициативе генсека Хрущева разрабатывался Малый погружающийся ракетный корабль проекта 1231. Работы по нему свернули при Брежневе, поскольку в катере водоизмещением 600 тонн не удалось сбалансировать во многом противоречащие друг другу требования по защите для надводных и подводных кораблей.
Сегодня конкуренцию в области разработки ныряющих кораблей «Рубину» составляет французский кораблестроительный концерн DCNS, который еще в 2010 году анонсировал стометровый сторожевик-подлодку SMX-25 с надводной скоростью 38 узлов или чуть более 70 км/ч. Однако спустя десятилетие кораблестроители Пятой республики так и не показали товар лицом.