Обострение отношений между Киевом и Минском, которое отмечается в последнее время, усиливается. По информации некоторых СМИ, Белоруссия начала переброску своих войск на границу с Украиной.
Информация появилась после публикации украинскими военными карты, на которой представлены направления ударов армий России и Белоруссии в случае начала операции ВСУ против Донецкой и Луганской республик.
Как сообщает издание Avia.pro, разместившее соответствующую карту, а также видео с военной техникой, на юг Белоруссии прибыл эшелон с несколькими десятками единиц бронетехники, в том числе бронеавтомобилями «Кайман» и бронетранспортёрами БТР-70МБ1. Кроме того, по информации нескольких источников, вдоль белорусско-украинской границы Минск разместил танки и артиллерийские орудия.
Примечательно, что в мае-июне в рамках учений Defender Europe 2021, проводимых НАТО, планируется отработать «войну с Россией». Об этом ранее в интервью одному из украинских телеканалов сообщил представитель Украины в трёхсторонней контактной группе по Донбассу Алексей Арестович.При этом зашла речь и о Белоруссии.
Не так давно Минск обвинил в нарушении воздушного пространства страны Польшу. Инциденты на белорусско-украинской границе также нельзя исключить. По мнению экспертов, подобные провокации направлены, в том числе и против России как союзника Белоруссии и по ОДКБ, и по Союзному государству.
По мнению военного эксперта, политолога Ивана Коновалова, в нынешней ситуации на западных рубежах России складывается довольно «неприятная мозаика», которая касается и Белоруссии.
— Ситуацию можно охарактеризовать как «все весьма возможно». Натовцы идут на обострение в Черноморском регионе, постоянные претензии по поводу учений российских вооруженных сил на свой же территории, грандиозный скандал между Чехией и РФ, обострение Донбассе и достаточно воинственная риторика со стороны Киева. При этом неопределенная позиция Джо Байдена. Может произойти что угодно.
«СП»: — В том числе и на белорусско-украинской границе?
— По большому счету, в Белоруссии именно белорусских учений по прикрытию южного рубежа серьезно не проводилось, кроме пары маневров, в которых серьезного задействования сил не было. Сказать, что белорусско-украинская граница на замке — сложно.
Территориальную целостность и сохранение суверенитета Белоруссии обеспечивают российские связи, прежде всего военные. Проведение различного рода учений охлаждает всех желающих проверить Белоруссию на прочность. Если бы не это, то что-то уже давно бы произошло.
«СП»: — Если между Минском и Киевом вспыхнет конфликт, насколько белорусская армия готова к нему? Могут ли ВСУ рассчитывать на поддержку НАТО или отдельных стран Запада?
— Такой конфликт невозможен, потому что он мгновенно перерастает в конфликт гораздо большего масштаба и катастрофического, прежде всего, для украинского государства. И это коснется Евросоюза. Это понимают все стороны.
Опасность только в одном — не в меру самостоятельных командирах, так как с украинской стороны серьезной управляемости на местах нет. Командиров очень много, и они очень часто ведут себя неадекватно. Украинское государство не гарантирует контроль своих силовых структур.
Надеюсь, в Вашингтоне и Брюсселе не допустят прямого столкновения.
«СП»: — Если гипотетически допустить, что кто-то неадекватный, условно говоря, стрельнул, Россия может оказаться втянута в конфликт или у Минска хватит своих сил и возможностей купировать ситуацию?
— Если такое представить, то ситуация будет носить локальный характер и решена белорусскими силами. Их для этого хватит. Кроме декларативного подтверждения союзнических обязательств, нам ничего не понадобится.
Политолог Олег Неменский предлагает и вовсе не очень доверять подобной информации.
— Переброска может быть связана с учениями, которые были запланированы, а журналисты пытаются трактовать их в политически-ангажированной форме.
Такая трактовка может быть связана с тем, что на Украине активно обсуждается возможность совместного нападения России и Белоруссии на Украину с белорусской территории. Это абсолютно фантастическая ситуация, по целому ряду причин этого быть не может, но на Украине любят запугивать себя такими сценариями.
Сейчас у Белоруссии и Украины несколько испортились отношения в связи с реакцией Украины на события прошлогоднего политического кризиса в Белоруссии, после массовых протестов. Не являясь самостоятельным государством, Украина была вынуждена идти в фарватере западной политики, а это сильно задело Минск.
На деле между Киевом и Минском очень близкие отношения, которые значимы для обеих стран и в экономической, и в политической сфере, даже в военной. Характер реального наполнения этих отношений никак не изменился, страны довольно тесно сотрудничают, для Киева отношения с Белоруссией очень важны, да и Минск явно не собирается их портить. Если на Украине начнутся какие-то внутренние реальные боевые действия, то Минск будет помогать в этом противостоянии именно официальной стороне, как он это делал в 2014 году.
В Белоруссии также есть свои опасения по поводу Украины, в частности, относительно плохой управляемости ВСУ, рынка оружия. Иногда из Белоруссии поступают сигналы, что они хотят укрепить свои южные границы от возможных неконтролируемых действий с другой стороны. Это касается не крупных провокаций, а действий ультраправых группировок, которые имеют свои взгляды на развитие отношений между двумя странами. Минск, конечно, пытается себя обезопасить от таких угроз.
«СП»: — Если все-таки произойдёт небольшая провокация, насколько способна белорусская армия справиться?
— Армия у Лукашенко в довольно хорошем состоянии. С любыми небольшими провокациями она может справиться оперативно. А главные игроки Европы — Германия, Франция, Италия — на амбразуру не полезут, они считают нужным устанавливать отношения с Лукашенко и работать с нынешним режимом, а не ориентироваться на его смещение революционным путем.
Соседние страны (Польша, прибалтийские республики) настроены более радикально, однако они не настолько независимы, особенно в военной сфере, чтобы самостоятельно устраивать провокации. Думаю, что Белоруссии сейчас ничего не угрожает.