Это уже обычная практика — появление вблизи воздушного пространства страны иностранного самолёта (особенно военного) сопровождается вылетом на так называемый перехват истребителей. Так поступает и Россия, и Соединенные Штаты, да и любая другая страна, располагающая достаточным количеством боевых самолётов. Истребители ВКС РФ порой совершают десяток вылетов в день, чтобы отследить перемещение воздушных разведчиков или стратегических бомбардировщиков с надписью US AIR FORCE на борту, когда те опасно приближаются к границам страны. Работа такая у военных лётчиков. А вот американским пилотам «гоняться» за российскими самолётами стало в тягость.
Как сообщает американское издание Popular Mechanics (выпускается
Подобные меры принимаются в рамках операции по защите воздушного пространства «Благородный орёл», которая проводится с 14 сентября 2001 года (в ответ на теракты 11 сентября).
ВВС США вынуждены поднимать в воздух для перехвата российских самолётов целую авиагруппу в составе истребителей F-22 Raptor, самолёта-заправщика и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения Boeing Е-3 Sentry (AWACS). Американские пилоты жалуются, что каждый подобный манёвр повышает нагрузку на экипажи.
К тому же русские используют при своём патрулировании различные типы самолётов в опознавательной зоне ПВО Аляски. Помимо Ту-95, здесь часами зависают морские разведчики Ил-38, арктические залёты совершают и ракетоносцы Ту-160М, которые освоили аэродром в Анадыре, там же постоянно базируется звено высотных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ морской авиации Тихоокеанского флота. А ещё американские самолёты последние полгода здесь «кошмарят» российские истребители Су-35, которые превосходят американский F-22 по манёвренности и вооружению и прекрасно видят своими радарами этого «невидимку».
Неудивительно, что американские пилоты устали совершать регулярные вылеты на перехват российских самолётов и «Благородный орёл» опускает крылья из-за такого напряжённого графика.
Заметим, что и российским лётчикам, чтобы держать «коллег» в тонусе, приходится длительное время проводить в небе. Несколько эту проблему для ВКС упрощает появление в регионе Крайнего Севера, в Арктике, новых аэродромов. Северная «паутина» с задействованием авиационных средств как оборонительного, так и наступательного вооружения покрывает сейчас все арктическое побережье России.
Раньше мы закрывали Север в основном средствами ПВО, которые и сейчас существенно усилены за счет развертывания новой дивизии противовоздушной обороны. Арктический доступ для авиации этот потенциал очень серьезно усилил. Новая группировка сил и средств ВКС в регионе способна надежно прикрыть и промышленный Урал, и столичный регион. Речь идет не только о строительстве взлетно-посадочных полос, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру, а именно пункты наведения авиации, радиолокаторы. Самое главное, что все это уже находится в действующем режиме — система безопасности уже работает.
Стоит отметить, что строительство аэродромов в Арктике прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза. Самолеты США летали с регулярной периодичностью, изучая, на каком расстоянии их засекали советские локаторы ПВО, затем разворачивались на 180 градусов и уходили.
Это американцам нужно было знать для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot (был утверждён 19 декабря 1949 года), в ходе которого предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тысяч обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера.
Именно поэтому еще с начала 50-х годов в СССР началось строительство аэродромной сети на северных островах, чтобы охранять подходы к Новой Земле. Идею удалось воплотить сейчас, причем в более глобальных масштабах. Арктика была и остается важнейшим регионом как для экономического развития, так и для сохранения баланса сил ядерного сдерживания. Сейчас уже можно смело утверждать, что это направление России удалось полностью обезопасить. Соответственно, и добавить проблем уставшим американским военным.
Ещё одна «любимая» тема американских СМИ — российские подводные лодки, которые ВМС США периодически «теряют» не только в просторах Атлантики, но и в относительно небольшом Средиземном море.
Любое упоминание о «русских субмаринах» подаётся именно как «страшилка». Вот и популярное издание The National Interest задалось целью выяснить основные причины того, почему Россия делает ставку на подводные лодки и отказывается от авианесущих кораблей.
В материале отмечается, что Россия вкладывает существенные средства в создание АПЛ, в том числе новых классов, практически не снижая расходов «на фоне обширного экономического кризиса». «Русские продолжают инвестировать в исследования, разработку и производство очень эффективных подводных лодок, которые являются нашим самым действенным противником», — цитирует CNN слова экс-командующего военно-морскими силами США в Европе и Африке (6-й флот ВМС США в Средиземном море) адмирала Джеймса Фогго.
Вспоминают американцы и уже давнюю историю (2017 год), когда российская подводная лодка «Краснодар» (дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка») обыграла в «кошки-мышки» американский авианосец и беспрепятственно нанесла ракетный удар «Калибрами» по террористам в Сирии. Тогда за российской подлодкой безуспешно гонялся в Средиземном море авианосец ВМС США «Джордж Буш» (George H.W. Bush), однако «Краснодар» успешно уходил от слежки. The Wall Street Journal отмечает, что российские субмарины подобного класса, вооруженные крылатыми ракетами, сами представляют угрозу для авианосцев США и способны их уничтожить.
Можно вспомнить и публикацию в National Interest, в которой утверждается, что российские подводные лодки класса «Акула» (тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941, самые большие в мире АПЛ) «вселяют страх» в ВМС США с 1980-х годов до наших дней.
Тут, конечно, американцы, как говорится, перегнули палку — в ВМФ РФ на ходу сейчас только одна подлодка такого класса «Дмитрий Донской». Ещё две — «Архангельск» и «Северсталь», собираются отремонтировать, переоборудовать и оснастить 200 крылатыми ракетами. В большей степени сейчас востребованы современные атомные подводные лодки проекта 885 М «Ясень», проекта 995А «Борей» и уже упомянутая дизель-электрическая «Варшавянка», прозванная за свою бесшумность «черной дырой».
Любят в США обсуждать и тему последствий удара российского подводного крейсера типа «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») ракетами «Булава». Американский портал We Are The Mighty смоделировал ситуацию с одной только российской субмариной «Юрий Долгорукий», которая даже находясь к западу от Гавайев, может атаковать Нью-Йорк. Компьютеризированные янки даже высчитали наилучшую позицию для запуска ракет, способных преодолевать 9 тысяч километров, местом которой оказался Мексиканский залив. «Хищник медленно поднимается из глубин Мексиканского залива, как Годзилла, но ещё более разрушительный и смертоносный», — пугает американцев портал.
Оттуда «Борей», действительно, сможет поразить все важные военные и коммуникационные центры на территории США. Отмечается, что каждая из баллистических ракет несет по шесть разделяемых боевых блоков мощностью свыше сотни килотонн, 96 боеголовок способны достигнуть десятки американских городов и военных объектов. Их суммарная мощность в более чем 9 тысяч килотонн уничтожит сотни тысяч людей, десятки ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет, ограничив американские возможности реагирования. И все это — с одной только российской подводной лодки. Ну, как тут не испугаться?