Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

НАЗвался груздем — полезай в «кузовок» боевого лётчика: Там теперь будет пистолет-пулемёт

Носимый аварийный запас (НАЗ) пилота позволит не только рыбку съесть, но и от боевиков отбиться

4401
НАЗвался груздем – полезай в «кузовок» боевого лётчика: Там теперь будет пистолет-пулемёт
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Вообще пилоты — красавцы. Что в гражданской авиации, что в военной — форма с «птичками» на эмблемах и фуражках, «космические» гермошлемы, разгрузочные костюмы, в общем, как в песне: «мама, я лётчика люблю». В небе асы и на земле обожаемы.

Впрочем, иногда на грешную твердь им приходится опускаться в крайне критических ситуациях и далеко не «при параде», и не на родном аэродроме. Авиакатастрофа, зенитная ракета — и вот ты уже не «на честном слове и одном крыле», а под куполом парашюта, когда внизу полная неизвестность. И вот здесь тема выживания становится для лётчика главнейшей и зависит она во многом от этого небольшого и компактного комплекта НАЗ.

Читайте также
Вот это поворотище: Русские на примере Сирии учат китайцев бить американцев Вот это поворотище: Русские на примере Сирии учат китайцев бить американцев Пекин создал мощные ВВС и ВМС, но у бойцов нет боевого опыта. Ничего страшного — наши помогут

Сейчас, как сообщает РИА Новости, со ссылкой на свои источники в авиастроительной отрасли, предполагается, что в НАЗ военных лётчиков может быть включён пистолет-пулемёт ППК-20 (Калашников, на базе «Витязь-СН») и пистолет Лебедева компактный. Скорострельное оружие будет размещаться в катапультном кресле лётчика, а пистолет в нательной разгрузке. Оба этих типа вооружений подходят под калибр патронов 9×19 Парабеллум, а ППК, с магазином на 30 патронов, снабжён прибором малошумной стрельбы.

Военный лётчик чувствует себя защищенным именно в кабине боевого самолёта, где ему подчинены все системы управления. В экстренной ситуации, при катапультировании, он на какое-то время остается беззащитным — вначале под куполом парашюта, потом при приземлении или приводнении, где в помощь ему приходит лишь НАЗ — носимый аварийный запас. «Начинка» этого комплекта не совершенствовалась уже много лет — всё тот же минимальный набор инструментов, продуктов питания, лекарств, оружия и средств радиосвязи.

Особенностью НАЗа является в первую очередь его компактность и масса — не более 11 килограмм, всё это должно поместиться в парашютном варианте при отделении от аварийного самолета. «Упаковать» в такой контейнер нужно многое. Продуктовый запас — карамель, соль, вода, лагерное снаряжение — спички, патроны, нож, сухое горючее, надувная лодка или плот, средства радиосвязи и сигнализации, сигнальные патроны, медикаменты, вспомогательные средства — фал, страховочный шнур, нитки и… рыболовные снасти с крючками. Присутствует и личное оружие — пистолет Стечкина или Макарова.

Крючки для ловли рыбы входят в экипировку летчика еще с тех времен, когда стал комплектоваться аварийный запас. Видимо, считалось без этих приспособлений никак не выжить, тем более, что время на спасение летчика особо не регламентировалось, а в тайге или глухих лесах человека вообще могли искать неделями. В аварийном запасе космонавтов, в спускаемой капсуле, находится практически тот же запас, что и у пилотов стратегических бомбардировщиков, где нитки с иголкой и крючок с поплавком присутствуют обязательно. Ну как без них выжить?

Читайте также

Меняется авиация, с ее современными модификациями самолетов Россия вышла на уровень истребителей пятого поколения, на подходе ПАК ДА, который уже причисляют к шестому поколению, более совершенными стали вертолеты, стратегические бомбардировщики, транспортные самолеты. Прежними остаются лишь нормы по комплектации НАЗ, как будто вся эта летающая техника не может попасть в экстренную ситуацию, а летчик оказаться на земле не в подготовленных условиях.

— По большому счету ничего нового придумывать в комплектации аварийного запаса летчика нужно, — поделился своим мнением заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой России генерал-майор Магомед Толбоев. — Система жизнеобеспечения экипажей разрабатывалась годами, подтверждалась практикой, в неё вносились изменения по медикаментозному обеспечению, в незначительной степени техническими средствами. В чем нужны изменения, так это по средствам аварийной связи, причём не только по аварийному маячку, но и возможности вести безопасный радиообмен со спасательными подразделениями, ведь эфир может слышать и противник.

Ещё необходимо специальное оружие, пистолет ПМ может служить лишь средством, чтобы застрелиться и не сдаться в плен. И если пилоты фронтовой авиации, вертолетчики и штурмовики, имеют в разгрузке автомат АКСУ и даже гранаты, то пилоты истребительной и стратегической авиации из-за своих разгрузочных костюмов более скованы в движениях на земле. В иной ситуации они даже не успеют воспользоваться оружием, которое есть в НАЗе.

Читайте также
Не нарывайтесь: СВР послала сигнал британской МИ-6 Не нарывайтесь: СВР послала сигнал британской МИ-6 В России надеются, что личные контакты руководства спецслужб помогут положить конец холодной войне с Лондоном

Аварийный запас летчика в большей степени рассчитан на приземление в безопасной с военной точки зрения ситуации, когда нет контакта с противником. Сбили — жди спасательную группу, а не снасть рыболовную в ручей забрасывай. По мнению экспертов ВКС считается, что наиболее эффективным может быть поиск сбитого летчика над территорией противника, который осуществлен в течение 4 часов. Если операция по спасению пилота затягивается, то вероятность его обнаружения неприятелем только увеличивается.

— Первая задача катапультировавшихся над чужой территорией пилотов — побыстрее уйти с места приземления, — говорит Герой Российской Федерации, заслуженный военный штурман России подполковник запаса Владимир Богодухов. — Все эти действия наши пилоты отрабатывают в центре выживания в Джубге, который расположен на Черноморском побережье.

Еще в советские времена военные летчики проходили такие сборы в различных климатических зонах — северных (Мурманск, Петропавловск-Камчатский), южных (в районе крымского Судака). На этих двухнедельных курсах военных летчиков учили совершать переходы в горах, в том числе с альпинистской подготовкой, изучать правила маскировки и ориентирования на местности, отрабатывать элементы рукопашного боя и многому другому. В том числе умению скрытного радиоэфира.

Средства радиосвязи для пилота, которому пришлось покинуть боевую машину, самые важные. При приземлении в тылу противника ему будет явно не до еды, водички бы хлебнуть, да занять позицию, чтобы продержаться до подхода идущей на выручку группы спецназа. В его арсенале самыми важными представляются сигнальные ракеты, медицинские препараты, оружие. Но самое главное — он должен обозначить себя на месте приземления.

Читайте также
Американские «морские котики» тренируются в захвате Крыма Американские «морские котики» тренируются в захвате Крыма Для чего американцы отрабатывают высадку десанта на российский полуостров?

— За десять лет войны в Афганистане мы потеряли более 300 вертолетов и 100 самолетов, в том числе сбитыми над территорией, контролируемой моджахедами, — рассказывает бывший командующий 40-й армии ОКСВ Борис Громов. — В каждом случае организовывалась поисково-спасательная операция с привлечением наземных и воздушных средств, в ход бросались все силы, чтобы спасти попавших в беду летчиков. Многие погибли при попадании переносных зенитных ракет в самолеты и вертолеты, но очень многих спасли, буквально вытащили из лап душманов. Вопрос о целесообразности спасения пилотов не стоял ни при каких обстоятельствах. Если летчики попадали в беду — им на выручку направлялись все силы.

Вспомним и историю со сбитым фронтовым бомбардировщиком Су-24 на севере Сирии, который получил коварную ракету с турецкой территории от истребителя F-16. Два пилота катапультировались, командир, подполковник Олег Пешков, получил смертельные ранения в воздухе. Штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться на парашюте. Он знал — помощь придет в любом случае. Капитан понимал, что пользоваться аварийной УКВ радиостанцией индивидуального пользования Р-855УМ нужно очень осторожно. И не выходил в эфир. Поэтому и поиски шли так долго — в течении 12 часов. Как ему удалось связаться со спасателями — не раскрывается. Но обнаружить сбитого пилота всё же помогла именно специальная аппаратура, входящая в комплект НАЗ. Сами же летчики просят больше оружия и надежные средства связи. Без рыболовных крючков они точно обойдутся. Ну в Сирии — точно.

Последние новости
Цитаты
Юрий Зверев

Директор Центра исследований стран Балтийского региона БФУ им. И. Канта

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня