Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Совсем не гадкий «Утёнок»: Минобороны показало, на что способен Су-34

Этот истребитель-бомбардировщик знаменит не только тем, что «катал» президента Медведева

8005
На фото: истребитель Су-34
На фото: истребитель Су-34 (Фото: Марина Лысцева/ ТАСС)

Как стреляет автомат известно многим, на «Танковом биатлоне» можно было в деталях увидеть применение в учебно-боевых целях Т-72Б3, а вот как «работают» в небе боевые самолёты, разглядеть достаточно сложно даже на армейском конкурсе воздушной выучки лётчиков «Авиадартс» (очередной этап которого, к слову, завершился на днях под Рязанью). Поэтому опубликованные Минобороны РФ видеокадры последствия авиаудара истребителя-бомбардировщика Су-34 привлекли внимание как экспертов, так и людей, интересующихся военной техникой и авиацией в частности. Красивая картинка. Эффектная.

Тут вот в череде информационных сообщений промелькнула новость, что ВВС США отказались от дальнейших закупок истребителей пятого поколения F-35 из-за многочисленных дефектов, а Пентагон заявляет, что потребуется ещё как минимум 175 миллионов долларов, чтобы довести уже имеющиеся такие истребители до ума. О несовершенстве этой американской «Молнии» говорили неоднократно — сырая получилась машина «на выхлопе», несмотря на рекламу. У российских военных лётчиков подобных претензий к конструкторам и производителям нет — техника работает, как часы, а модернизация и создание новых истребителей позволяют говорить о способности завоевания господства в небе и нанесения неотвратимых ударов по наземным целям.

Читайте также

И вот здесь именно российский истребитель-бомбардировщик Су-34 (по кодификации НАТО Fullback — «Защитник»), который в ВВС России прозвали «Утёнком» за его своеобразную форму, представляется уникальным воздушным средством для нанесения ударов авиационными средствами по наземным целям противника на большой дальности. При этом является самолётом поколения 4++, возможности которого позволяют осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителей прикрытия, в виду высоких качеств ведения самостоятельного манёвренного воздушного боя с любыми существующими истребителями противника на равных условиях. То есть сам себе и бомбардировщик, и истребитель — по необходимости.

Собственно, с чего это вдруг Минобороны так решило пропиарить этот свой действительно замечательный самолёт? Ну вряд ли из-за того, что на Су-34 ещё в 2009 году летал (на месте штурмана-оператора) тогдашний президент России Дмитрий Медведев. Хотя и он, человек от боевой техники достаточно далёкий, оказался «под большим впечатлением». После приземления на аэродроме в Подмосковной Кубинке (полёт длился около получаса) Медведев рассказал, что полёт оказался для него несколько проще, чем он предполагал. «Два раза сделали бочку. Это отдельная история, очень приятные ощущения», — поделился эмоциями Дмитрий Анатольевич.

Впрочем, история наверняка забылась, да и Медведев уже не президент, а нынешнему президенту Владимиру Путину на Су-34 летать не доводилось (он «освоил» другие типы самолётов), но тут есть другой нюанс с «Утёнком». Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заявила, что в 2020 году завершает выполнение контракта на поставку ВКС России почти 100 фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Как отмечали в ОАК, в России этот контракт не имеет как по объёму, так и по срокам исполнения — на его реализацию отводилось восемь лет. Подобный факт свидетельствует о том, что ВКС высоко оценили достоинства этой воздушной машины и готовы на дальнейшее пополнение этими тяжёлыми «сушками», которые отменно зарекомендовали себя за последние годы, в том числе в боевых условиях. Понятно, что в первую очередь в Сирии.

И ещё минувшим летом Минобороны заявило о готовности подписать новый контракт на поставку таких истребителей-бомбардировщиков с расширенными боевыми возможностью. Так что нынешнее видео с применением Су-34 появилось неспроста — универсальный самолёт в российской армии оказался востребованным. Ну в отличие от хвалёных американских F-35, которые даже ВВС США не особо устраивают.

Сейчас ВКС России (по данным на 2020 год) располагают 122 самолётами Су-34. «Ореол обитания» распространился на всю страну. Они базируются в Воронежской области (там под них переоборудовали аэродром «Балтимор»), в Хабаровском крае, в Ростовской и Челябинской областях, часть этих истребителей-бомбардировщиков входят в состав Липецкого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний (12 единиц), ещё 4 самолёта находятся в лётном испытательном центре в Ахтубинске Астраханской области.

Читайте также

Понятно, что «утята» со своим боевым радиусом в 4500 километров долетели и до Сирии, где базируются на российской авиабазе Хмеймим и принимают активное участие в нанесении ракетно-бомбовых ударов по позициям джихадистов.

К слову, Минобороны сейчас показало видео применение Су-34 на территории России, предположительно на полигоне в Курганской области. Но о потенциале этих истребителей-бомбардировщиков известно именно по боевому опыту в Сирии. Сейчас на фюзеляже самолётов помимо привычных номеров и знаков принадлежности к ВКС РФ не красовались звёздочки, обозначающие воздушные победы. Однако можно вспомнить фотографии ещё 2018 года российских самолетов из состава ВКС, принимающих участие в боевых действиях с террористами в Сирии.

Явного противника в небе там вроде и не наблюдается, тем не менее, на борту одного из бомбардировщиков Су-34 красовалось 6 звездочек, истребитель пятого поколения Су-57, который проходил в Сирии боевую «обкатку», был украшен десятью знаками такого отличия. Говорят, что одна звезда даётся за 10 успешных боевых вылетов с фактическим поражением целей. То есть «сухие» такое право получили.

— Традиция эта в авиации давняя и в её возрождении нет ничего плохого, тем более что звездочки рисуют на самолётах, которые принимают участие в реальных боевых действиях, — рассказывал «СП», светлой ему памяти (умер 17 января 2021 года), генерал-полковник авиации Николай Антошкин. — В мирное время такой практики не было, а за успешные учебно-боевые стрельбы пилотам объявлялась лишь устная либо письменная благодарность с присвоением звания «лётчик-снайпер». На фюзеляже самолёта это не фиксировалось — все и так знали, кто взлетает или заходит на посадку.

Читайте также

У каждого истребителя или бомбардировщика есть строго определенная символика, понятная только своим, точно так же, как система распознания «свой-чужой», тут ничего лишнего не надо. Да и на сверхзвуковых скоростях её особо не различишь. Есть ещё система индивидуальных позывных. Когда я командовал ВВС Московского военного округа, все знали, что, если в эфире звучит «Рубин», значит, летит Антошкин. В бытность службы в разведывательной авиации подобное исключалось, уж тем более под запретом были какие-то характерные обозначения на борту самолёта.

Но здесь — другой случай. Звёздочки на фюзеляже самолётов в Сирии демонстрируют боевые заслуги. Это мощный стимул для самих лётчиков. Это же армия, где воинское звание тоже определяется количеством звёздочек и звёзд на погонах — четыре маленьких у капитана, три больших у генерал-полковника, у генерала армии — одна большая. Точно так же и у боевых лётчиков, где их статусность, пилотажное мастерство и личное мужество можно определить по количеству звёздочек на фюзеляже самолёта. Сразу видно, кто есть кто.

Заслуг у российского Су-34 хватает как боевых, так и учебно-боевых. Отличная получилась машина у «Сухого». Тут ещё добавим, как говорится для девочек, что в его просторной защищенной титановой бронёй кабине, можно не только сидеть, но и лежать и даже стоять. В этом самолёте есть туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Ни у каких других самолётов подобного класса нет такого уровня комфорта, как и мощнейшего боевого потенциала.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня