Украине следует разработать собственные ракеты, способные доставать до территории России, заявил экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.
«Мы все равно будем заниматься такими ракетами, которые будут доставать, для нашего спокойствия, как бы до Урала, скажем. Это ракеты, в первую очередь, должны быть украинские, а не рассчитывать на натовские», — сказал он.
Серьезно? Украина еще что-то способна создать? Ее ОПК еще существует?
— Украина — это часть бывшего СССР, — напоминает военный эксперт, обозреватель ИА News Front, Юрий Селиванов. — И многое из того, что было создано в СССР, производилось на Украине. Украинский «Южмаш», например, до сих пор «клепает» первые ступени ракет-носителей «Антарес» для американской космической программы. Правда, затем на них в США ставят российские двигатели. Но потенциал ракетного двигателестроения в свое время существовал и в УССР. Судя по тому, что американцы предпочитают покупать двигатели для мощных ракет в РФ, несмотря на свои близкие отношения с Киевом, Украина сейчас такого потенциала уже не имеет.
Однако полностью закрывать эту тему я бы не стал. Существуют самые разные способы негласного, теневого сотрудничества в области ракетных технологий, в рамках которых стороны могут обмениться оборудованием и технологиями без лишней огласки.
В свое время на основе американской техники была развернута ракетная программа Южной Кореи. А одна из новейших южнокорейских ракет средней дальности Hyunmoo 2С по своему внешнему виду и боевым характеристикам практически не отличается от американской БРСД времен холодной войны MGM-31C «Першинг 2». Случайное совпадение?
Если такие метаморфозы возможны в Южной Корее, то не вижу ни одной причины для аналогичных совместных американо-украинских усилий. Тем более, что американские ВПК и Пентагон уже давно и очень плотно контролируют украинскую военную промышленность и курируют практически все её ключевые разработки. Либо США делают то же самое через своих партнеров. Не секрет, например, что разработка «украинской» ОТРК «Гром» велась на деньги Саудовской Аравии. А от денег до передачи критически важных технологий — один шаг. И не исключено, что он уже сделан.
«СП»: — В апреле 2020 года директор Павлоградского химического завода Леонид Шиман отметил, что Украина может нанести удар по российским объектам ракетой «Ольха». А Турчинов обещал достать «Нептуном» Крымский мост. Насколько все эти «Ольхи» и «Нептуны» реально могут быть опасны.
— В принципе опасна даже кочерга, если она может достать до вашей головы. Любая летающая чушка, даже лишенная системы управления, опасна уже тем, что она может упасть вам же на голову. Степень опасности украинских ракетных разработок выше, чем у кочерги, и ниже, чем у государств, занимающихся созданием таких систем оружия на планомерной и долговременной основе. А не в порядке паники и политической истерии, как на Украине.
Но в том, что эта ракетная угроза не равна нулю, у меня сомнений нет. Как и в том, что в сравнении с аналогичными возможностями ВС РФ, это крайне ничтожная величина. Но многое в случае с Украиной будет зависеть от недоброй воли её «стратегических партнеров» на Западе.
Как раз сейчас США активно реализуют стратегию так называемого ракетного частокола вокруг России и КНР, с упором на вооружение ракетными системами ближнего и среднего радиуса действия своих сателлитов. Типа той же Южной Кореи на Дальнем Востоке, или Румынии с Польшей в Европе. Последние прямо сейчас получают из США оперативно-тактические ракетные комплексы М-142 HIMARS с ракетами дальностью до трехсот километров.
В ближайшей перспективе — перевооружение этих комплексов на ракеты PrSM с дальностью до 700 км и выше. А в дальней перспективе, они будут снабжены гиперзвуковыми боевыми частями, что позволит Западу иметь на границах России ракетный пояс, способный к практически мгновенному поражению целей на территории РФ. Украина, особенно в случае вступления в НАТО, вполне может составной частью этого пояса. И тогда зона сплошного поражения высокоточным ракетным оружием меньшей и средней дальности может растянуться до самого Урала.
«СП»: — По словам советника нескольких президентов Украины Владимира Горбулина, у украинских конструкторов есть все необходимые для этого разработки, но нет политической воли запустить это процесс. Так ли это?
— Никто это, по понятным причинам, не афиширует. Но фактом является то, что вся документация и многие технологии на Украине остались. Более того, к ним допущены американские специалисты, которые могут быть задействованы для реанимации таких производственных мощностей. Которая уже происходит под прикрытием заказов для ракетных программ НАСА. Что касается «политической воли», то желания быть «Анти-Россией» и получать за это от Запада хорошие деньги у Киева хоть отбавляй. Так что все, скорее, зависит от воли правителей Запада.
«СП»: — Министерство обороны Украины выделило средства на закупку «Ольхи» и «Нептуна», однако изменило порядок финансирования — вместо прямого финансирования создателю оружия — КБ «Луч», предлагается взять кредиты под госгарантии, от чего КБ отказалось. То есть у Киева даже нет денег на заказ ракет собственным предприятиям?
— А что вас так удивляет? У Киева за семь лет так называемой «войны с Россией» не нашлось денег ни на один новый боевой, или транспортный самолет для своей армии, ни на один полноценный военный корабль или подводную лодку. А несколько еще довоенных танков «Оплот» оказались негодными для использования на фронте. Так что денег на войну у них нет и не будет. Они предпочитают все это разворовать, а оружие выпрашивать у американцев. И даже, что является верхом наглости, клянчить деньги у Росси на «содержание ВСУ».
В Киеве прекрасно знают, что воюют не с Россией, а собственным народом. И никакого нападения РФ они не боятся, хотя и кричат об этом на каждом углу. Поэтому все это большая «панама», которая существует для прикрытия вечных украинских «бизнес-афер». Кстати, одним из таких аферистов является Леонид Кравчук, в бытность которого президентом Украины куда-то запропастилось крупнейшее в мире Черноморское пароходство в составе свыше трехсот океанских судов. С тех пор все идет по той же накатанной воровской колее. Других кадров там просто нет.
«СП»: — Романенко говорит, что Киев не должен полагаться лишь на помощь со стороны НАТО. А если все же полагаться? Что мешает американцам поставить украинцам свои ракеты или просто разместить их, как в Польше и Румынии?
— США в принципе могут все. Дури у них хватит. Но и там есть люди, которые понимают значение фразы Путина: «Ответный удар будет нанесен по центрам принятия решений». А они понятно где. Именно поэтому «залужные» русофобы будут, конечно, при необходимости, всячески сотрудничать с Киевом указанными выше скрытыми способами.
Но при этом подставляться сами под русский «ответный ход» они не хотят. А этот Романенко очень хитрую вещь, на самом деле, сказал. Он фактически намекнул, что Украина готова принять эти американские «правила игры». И сделать вид, что эти ракеты исключительно её собственного национального производства. А Америка тут вообще не при чем. Под таким прикрытием они могут решить все свои вопросы. И никто даже не узнает, откуда ноги растут. А кто-нибудь знает откуда, на самом деле, появилось ракетно-ядерное оружие у того же Израиля прямо посреди пустыни Негев еще в незапамятные времена? То-то же!
— В стане наших врагов в информационном пространстве сформировалось определенное «разделение труда», — считает доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, член Экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев. — Со стороны США, руководства НАТО, Великобритании, Германии, Франции, Польши и стран Прибалтики, а иногда и со стороны государств Северной Европы звучат постоянные обвинения России в ее агрессивности, постоянно высказывается мнение о том, что официальная Москва является для них угрозой.
При этом высказывается беспокойство по поводу снижения своей военной мощи и возрастания военной мощи России. Но вот с украинской стороны в отношении нашей страны осуществляется качественно иная информационная агрессия в виде угроз нанесения ракетных и воздушно-бомбовых ударов, захвата территорий
«СП»: — Реально их ракеты могут до нас достать?
— Когда речь идет о ракетах, играть в ромашку «достанут-не достанут» весьма опасно. Необходимо говорить о системе защиты. И главное здесь не только в перехвате ракет, но в нанесении превентивного удара. Президент уже сделал предостережение о том, что по всем разворачивающимся ракетным комплексам в сторону России и по пунктам управления ими будет нанесен как превентивный или, в крайнем случае, ответный удар.
При этом я хотел бы предупредить таких экспертов, как Игорь Романенко, о том, что может в реальности произойти сюжет анекдота про советскую и американскую ракеты. В том смысле, что все ракеты, выпущенные с территории Украины в сторону России, могут «благополучно» вернуться назад. И это не блеф. И нас не будет интересовать, могли они долететь до конкретных российских целей или нет. Поэтому я советую все украинские ракеты, которые есть сейчас или появятся позже, назвать «Бумеранг».
«СП»: — А что, если США поставят на Украине свои ракеты?
— В США знают, что размещение ракет в незалежной несет большие риски для Европы, в том числе и для той же Польши. Почему? Потому что Украина непредсказуемое государство. Вот нам кажется, что США и НАТО всё контролируют на Украине. А вот в руководстве Пентагона и в штаб-квартире в Брюсселе не исключают такой возможности, как захват ракет украинскими преступными группировками для терроризирования в целях получения огромного выкупа. То есть, это будет уже даже не «Бумеранг», а «Украинский дружественный ответный привет».