На фото, опубликованном 16 июля в аккаунте Facebook «Ростеха», виден самолет, прикрытый черным защитным чехлом. Пост сопровождается надписью «Wanna see me naked?» («Хочешь увидеть меня голой?»), что только подыгрывает интерес к новинке. По слухам, это будет одномоторный истребитель, хотя ранее американскими экспертами предполагалось, что покажут доведенный до ума беспилотник С-70 «Охотник».
Янки были уверены, что из того, что сейчас делается в России, именно БПЛА, выполненный по схеме «летающего крыла», наиболее близок к полномасштабной презентации. Однако эти домыслы уже опровергнуты. Теперь никто не сомневается, что скрывалось за тизером со слоганом «шах и мат», который был размещен 11 июля на официальном twitter- аккаунте «United Aircraft Corporation (Объединенной авиастроительной корпорации)».
Напомним, неделю назад появился твит с надписью «Все проще, чем кажется… #МАКС2021# checkmate (шах и мат). Кажется, что-то намечается». Под ним было размещено фото лужайки с летающей шахматной ладьей и надписью на английском «Ребята, все проще, чем вы думаете».
В этом снимке заокеанское экспертное сообщество узнало мистическую фотографию НЛО швейцарского писателя Эдуарда Альберта Мейера по кличке «Билли». Того самого, который в 1975 году якобы был в контакте с инопланетянами и даже предоставил фотодоказательства. Разница была в том, что вместо НЛО в небе нарисовался шахматный «конь». Все это напоминало тизер — рекламу-загадку с претензией на ажиотажный интерес.
Впрочем, о том, что «что-то намечается», причем такое, что может сделать «шах и мат», и вполне вероятно будет показано на МАКС-21, намекнул еще в конце декабря прошлого года глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Кстати, уже тогда янки стали ломать голову, о какой универсальной платформе, как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах, говорил Сергей Викторович.
В частности, заокеанский военно-популярный журнал Military Watch предположил, что русские разрабатывают аналог F-35 Lightning II — этакий одномоторный Су-57 «Лайт». Наверняка, у него будет другое название, а пока остановимся на этом. Дескать, «Ростех» пойдет по пути Lockheed Martin, хотя бы потому, что в мире формируется спрос на относительно дешевые истребители пятого поколения.
В то же время не совсем логично продавать сомнительным союзникам двухмоторный Су-57, который, похоже, получился, как хорошая машина. Мол, зачем делиться своими уникальными технологиями, фактически за бесценок. Заказчики много самолетов не купят — дорого очень, а партия из нескольких машин вполне может стать базой для инженерного копирайтерства.
Например, тяжелый и высокоманевренный F-22 Raptor, будучи, по крайней мере, в 2,5 раза дороже, чем Lightning II, сегодня является бесспорным лидером ВВС США. Но Raptor не продали даже самому верному союзнику Америки — Израилю. Другое дело F-35 (в основу которого пошли технологии F-22). Его корпорация Lockheed Martin толкает кому ни попадя из своих сателлитов, несмотря на тысячу и один системный недостаток.
Почему бы и «Ростеху» не повторить этот трюк. Су-57 «Лайт», наверняка, окажется намного дешевле, чем «старший брат», и с учетом высокого авторитета «Сухого» спрос на него однозначно будет. Даже бедным странам хочется немного «пятого поколения».
И в самом деле, то, что сказал Чемезов на декабрьском брифинге, укладывается в это предположение. По словам Сергея Викторовича, прорабатывается вопрос о создании боевой авиационной системы будущего в легком и среднем классе. Похоже, что речь идет о предпроектных работах и, скорее всего, о коммерческом предложении. Во всяком случае, глава «Ростеха» подчеркнул: «Мы считаем, что это перспективный самолет и рассматриваем, в том числе, различные варианты кооперации с зарубежными партнерами».
Кто эти «зарубежные партнеры», озвучено не было. Но если разобраться, выбор не велик. Вряд ли это будет Турция, хотя бы потому, что Анкара находится в тяжелейшем кризисе и потихоньку дрейфует назад — в сторону США. Даже невооруженным глазом видно, что от «дружбы» Путина с Эрдоганом у Кремля появилось больше минусов, чем плюсов.
Станут ли нефтяные шейхи финансировать проект Су-57 «Лайт»? Вероятность такая есть, хоть и небольшая. С другой стороны, страны Персидского залива традиционно ведут себя многовекторно. Авось Москва заступится в кое-каких вопросах. Напомним, вице-премьер Юрий Борисов встречался с министром иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Абдаллой бен Заидом Аль Нахайяном, кстати, в то же самое время, когда Чемезов говорил о разработке перспективного самолета. И на сайте правительства РФ сказано, что стороны «отдельно остановились на вопросах ВТС».
Но скорей всего, месседж Сергея Викторовича был рассчитан на Индию. Понятно, что продвижение Су-57 «Лайт» без всякого сомнения столкнется с сильнейшим американским противодействием, поэтому у потенциального партнера «Ростеха» должны быть очень веские причины, чтобы пойти поперек Вашингтону. А у Нью-Дели они есть — напряженность в отношениях с Пекином.
Газета The EurAsian Times со ссылкой на своих экспертов в этой связи пишет: «Сохраняется вероятность того, что Индия может серьезно изучить возможности Су-57». А далее — не исключено «заключение контракта на совместное производство. Чтобы противостоять китайскому наращиванию в регионе Ладакх и бросить вызов их самолетам-невидимкам J-20, правительство Моди может сделать этот неожиданный шаг».
Камнем преткновения большинства оборонных сделок с индийцами является требование о передаче технологий. Чтобы обойти эту проблему, Москва вполне может предложить Нью-Дели новый легкий или средний истребитель на базе Су-57 — тот самый, который презентуют на МАКС-21.
Картик Боммаканти, индийский эксперт по ВТС, считает, что «возможен синергетический военно-технический эффект, и Москва и Нью-Дели». В то же время он напоминает, что Индия уже давно стремится к тому, чтобы индигенизировать (буквально «отуземливать») оборонные исследования, разработку и производство истребителей. Обращает на себя внимание, что после брифинга Чемезова издание Indian Defense News, выражающее мнение Минобороны Индии, не скупилось на похвалы Су-57.
«России удалось снизить заметность своего первого самолета-невидимки Су-57, добавив новую решетку радиатора к воздухозаборнику, — пишет IDN. — Планер истребителя имеет плоскостное выравнивание кромок, аналогичное F-22, чтобы уменьшить его радиолокационное поперечное сечение. Стелс-истребитель оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая мощный бортовой компьютер (так называемый электронный второй пилот), радиолокационную систему, распространенную по всему его корпусу, а также имеет некоторые другие новшества, в частности, вооружение, размещенное внутри фюзеляжа».
Если вспомнить, что Indian Defense News писало о Су-57 летом 2020 года, можно увидеть разворот на 180 градусов. Тогда портал IDF не оставил камня на камне от нашей «сушки». Мол, «на современном этапе Су-57 можно считать только предсерийным, и степень его доработки относительно невелика. Даже российские ВВС не хотят получать их в больших количествах».
В действительности же главной причиной вероятного отказа от Су-57 Indian Defense News назвало не «сырость» российского самолета, а его ценник. «По некоторым данным, стоимость модернизированной версии Су-57 будет варьироваться от 150 до 200 миллионов долларов. Учитывая, что экспортная стоимость американских F-35 составляет около 120−140 миллионов долларов, Индия, скорее всего, действительно откажется от российских истребителей», — отмечает IDF.
Такое впечатление, что наезд был вызван только желанием сбить цену, поскольку американцам и в голову не приходит мысль индигенизировать Lightning II. Между тем, Lockheed Martin оставляет за собой право «приземлить» свои самолеты, если их военное применение будет противоречить национальным интересам США. И вообще, зачем Нью-Дели F-35, если разрешение на его вылет нужно получать из Вашингтона.
Да, Нью-Дели делает ставку на разработку своего одномоторного истребителя Tejas MK2 с американским движком GE-414. Ожидается, что первый прототип будет готов в августе 2022 года, а первый полет состоится в 2023 году. Сейчас работы идут по уменьшению радиолокационного поперечного сечения, в том числе за счет S-образных водозаборников. Но, программа Tejas MK2 подвергается в Индии критике и даже высмеивается за черепашьи темпы разработки. Этот самолет явно не тянет на современный истребитель 4++. А ему, между прочим, в случае гипотетической войны из-за резко ухудшающих отношений с КНР, придется вести воздушные бои с китайским Chengdu J-20 пятого поколения.
Как будет развиваться ситуация с «зарубежными партнерами» проекта Су-57 «Лайт», покажет только время. Но при всех острых и неоднозначных моментах только Индия является наиболее вероятным партнером «Ростеха» и, можно не сомневаться, посланцы Нью-Дели будут в числе первых, кому на МАКС-21 покажут русский «шах и мат».