Примерно в то время, когда на модуле «Наука» произошло спонтанное включение двигателей, в США, напротив, двигатель не включился — в ходе второй попытки провести летные испытания прототипа гиперзвуковой ракеты быстрого реагирования AGM-183A для ВВС США (или ARRW). У этих неудач есть общее. Сбои произошли в ходе рутинных операций, что поднимает трудный вопрос: что не так с современными разработчиками — как с нашим, так и забугорными?
Заметим, во время первой неудачной попытки ракета даже не покинула крыло бомбардировщика B-52H, к которому она была прикреплена. Тогда на заокеанских военных форумах царило уныние и шел поиск ответа на вечные русские вопросы: кто виноват и что делать?
Можно было даже прочесть: «Тупые американские инженеры опозорились с гиперзвуковой ракетой». Считалось, что ARRW должна стать холодным душем для путинской верхушки, пугающей западный мир ракетой X-47М2 «Кинжал». Но получилось с точностью до наоборот.
Пресс-служба ВВС США сообщила об итогах испытания AGM-183A, которое произошло 28 июля над хребтом Пойнт-Мугу в Тихом океане у побережья Южной Калифорнии. В тесте приняли участие 419-я летно-испытательная эскадрилья на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии и объединенная испытательная группа бомбардировщиков Global Power.
В отличие от первой попытки, состоявшейся в апреле, ARRW штатно отделилась от В-52Н, но запуска не произошло. Поначалу вроде бы все было даже очень неплохо: ракета не только отделилась, но и включила прием GPS. «Ракета также продемонстрировала работу плавников и провела де-конфликтные маневры, которые обеспечивают безопасную работу для летного состава», — говорится в пресс-релизе ВВС США. После этого AGM-183A рухнула на землю.
Тамошние наблюдатели отметили, что нынешнее тестирование проводилось по тому же плану, что и в апреле. Значит, серьезной проработки причин первого отказа не было, слишком уж мало прошло времени. Очевидно, что на разработчиков давят, требуя как можно быстрее показать результат. Похоже, что в программу вмешалась большая политика.
Американские СМИ пишут, что «ракета AGM-183A проектировалась как очень маневренная, что в сочетании с ее скоростью и профилем полета делает ее идеальной для проникновения через плотную ПВО противника для нанесения ударов по чувствительным ко времени и другим ценным целям». Можно не сомневаться, что Пентагон, выступая заказчиком, рассчитывает получить оружие, способное пробиться через С-500 и А-235 «Нудоль».
Тем не менее, янки не утверждают, что смогут гарантированно пробить новейшие российские системы ПВО/ПРО. В описании ARRW говорится об этом расплывчато: «заявленные характеристики производительности дают противникам в целом меньше времени, чтобы отреагировать на входящую угрозу, что делает их чрезвычайно трудными для перемещения активов или иного поиска убежища».
И вот: после второй неудачи американцы все-таки решили сделать разбор полетов. Если до провального апрельского теста было запланировано еще одно испытание в августе, то сейчас оно исчезло из графика по неизвестным причинам. Зато стало известно, что корпорация Lockheed Martin понесла убыток в размере $ 225 млн по секретной программе развития аэронавтики.
Как заявил Кеннет Поссенрид, финансовый директор Lockheed Martin, около 40% стоимости секретного проекта уже потрачено. Само собой, он пообещал довести до ума программу, но цена за акцию LM упала сразу на 3% в течение нескольких часов после объявления убытка. Многие заокеанские аналитики предполагают, что неудачи корпорации связаны как раз с провальными тестами ракеты ARRW.
ВВС США и так отстают по крайней мере на семь месяцев, если не больше, от графика летных испытаний AGM-183. Кто не в курсе: первоначально первый боевой пуск должен был состояться к концу 2020 года. Бригадный генерал Хит Коллинз, исполнительный директор программы ВВС по вооружениям, в своем заявлении, касающемся последней попытки запуска ARRW, признался, что «это чрезвычайно трудно дело».
Он также ритуально сказал: «У нас есть самая лучшая команда, работающая над тем, чтобы выяснить, что произошло, исправить это и выйти, чтобы доставить ARRW нашим боевым истребителям как можно быстрее».
Возможно, так оно и есть: Lockheed Martin рано или поздно доделает многострадальную ракету AGM-183A, хотя и не факт. Тем не менее, среди американских интеллектуалов крепнет понимание того, что заокеанская наука и инженерия деградируют, причем ускоренными темпами. Они пишут, что сейчас в США все меньше умных людей предпочитают трудную работу разработчиков, а те, кто и был бы рад потрудиться на этом поприще, не имеют денег на образование.
Одних американцев манят легкие деньги, которые в принципе можно сделать, играя на бирже, или в качестве ловкого управленца. На другом полюсе сформировалась армия неглупых иждивенцев, живущих на пособиях. Желающих грызть гранит науки становится все меньше и меньше.
На форуме Гарвардской школы по корпоративному управлению говорится, что американский капитализм (и вообще капитализм как модель общества) нуждается в срочном реформировании. Несмотря на кажущийся научный прогресс и появление якобы новых продуктов, научно-технический прогресс, по сути, застопорился.
Например, в электронике техпроцесс 7 нм многим видится как труднодостижимый Эверест, о чем косвенно говорит дефицит чипов. Робототехника идет по пути количественного, а не качественного скачка. Да, сейчас есть много интересных тем, в том числе интерфейсы человек-машина, беспилотные системы и квантовые вычислительные машины. Но их коммерциализация сталкивается с огромными трудностями, а сроки внедрения сдвигаются резко вправо.
Короче, для всех новинок, в том числе AGM-183A и модуля «Наука», характерна общая формула «что-то пошло не так в самый последний момент». То, что движки заработали не тогда, когда надо, и, напротив, не включились в нужный момент — это уже не случайность, а диагноз. Проблема заключается в том, что в последнее время глюки вообще не диагностируются, от слова «вообще».
Рэй Далио, главный инвестиционный директор и сопредседатель компании Bridgewater Associates, так описывает замкнутый круг, который тащит американскую (и, можно не сомневаться, российскую) науку и инженерию в пропасть: «Сегодня (в США) богатство у верхнего 1% населения больше, чем у нижних 90% населения вместе взятыми… Низкие доходы, плохо финансируемые школы и слабая поддержка семей с детьми являются источниками слабой успеваемости, что приводит к низкой производительности труда и низким доходам людей, которые становятся экономическим бременем для общества».
Такая оценка, данная одним из самых успешных заокеанских бизнесменов на форуме Гарвардской школы, кажется дикой. Если уж янки плачутся — что тогда делать русским. Впрочем, в определенной степени текущее превосходство США над РФ по уровню жизни объясняется мощным заделом, образовавшимся с 1992 года, наличием долларового станка и транснационального колониализма.
Ответ, почему мы худо-бедно сделали, к примеру, X-47М2 «Кинжал», лежит в плоскости достижений былой советской науки и благодаря наличию старых кадров. Именно, инженеры-совки пока еще двигают нашу страну, но они, к сожалению, не вечные.
По логике эксперта Гарвардской школы, для успешного развития национальной науки, совокупное богатство олигархов должно быть ограничено разумным процентом за счет налогообложения. Например, все «русские абрамовичи» не должны иметь более 30% общенационального ВВП. Правда, в Кремле однозначно не пойдут на такую реформу.
А то, что ракету AGM-183A постигла неудача, является слабым для нас утешением и грозным предупреждением того, что нынешний капитализм смертельно опасен для человечества, и для России в первую очередь.