31 июля 2021 года в Хабаровском крае во время учебно-тренировочного полета над Охотским морем потерпел крушение российский Су-35С (по кодификации НАТО: Flanker-Е+). Истребитель, справедливо называемый топовым самолетом ВКС РФ, вылетел с аэродрома Дземги в Комсомольске-на-Амуре. По информации ряда СМИ со ссылкой на Telegram-канал «112», на нем внезапно через четыре минуты полета отказал двигатель. По другим сведениям — самолет рухнул через 20 минут после вылета.
Как сообщили в пресс-службе Восточного военного округа, «летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования. Угрозы здоровью летчика нет… Расследование происшествия проводит комиссия Восточного военного округа».
Однако не дожидаясь результатов расследования, кое-кто из зарубежных недоброжелателей поспешил обвинить Flanker-Е+ в ненадежности. «Миф о Су-35 разрушен», — именно так авиакатастрофу в Охотском море прокомментировала индийская газета INews, добавив, что «в российской Военно-Воздушной и Военно-Морской авиациях ежегодно происходит много аварий… по сравнению с индийскими ВВС, у России очень много аварий… это плохие новости для Китая».
Масла в огонь добавил французский портал PressTV. Он приводит непроверенную, но заслуживающую, на мой взгляд, внимания информацию, что днем ранее, точнее — менее чем за 24 часа до аварии над Охотским морем, в китайской провинции Гуандун потерпел крушение истребитель ВВС НОАК. По данным вроде бы китайских СМИ, речь идет тоже о истребителе типа Су-35, только под флагом наших соседей. Впрочем, как признает PressTV, Министерство обороны КНР отказалось как либо комментировать эти слухи.
С учетом, что Китай, как правило, не скрывает подобную информацию, тем более — когда она касается российской военной техники, можно смело предположить, что новость сразу о двух катастрофах Су-35 за одни сутки является фейковой. Коль уж Москва признала факт потери топового истребителя, зачем об этом умалчивать Пекину?
Тем не менее, «эксперты отмечают, что если Су-35 действительно потерпел крушение не только в России, но и в Китае, это может очень негативно сказаться на репутации истребителя, тем более что в покупке этих самолетов заинтересованы еще несколько стран», отмечает PressTV… И намекает на особую роль американцев в этих двух инцидентах: «Никого не удивляет, что США могут оказаться втянутыми в это дело, спасая репутацию своих катастрофических F-35. В своем головокружительном падении американская империя не волнуется, что загоняет всех в пропасть… „После нас хоть потоп“, — говорится в поговорке, которой придерживаются янки. К сожалению, обстоятельства, в которых мы живем, с каждым днем все больше схожи с теми, которые были в Японии до Хиросимы».
Так ли это на самом деле — судить не просто сложно, а невозможно. Впрочем, кому как не Парижу знать уловки вашингтонского ВПК, готового на всякие гадости, лишь бы побольше продать «звездно-полосатого» оружия? Не секрет, что США регулярно вставляют палки в колеса французам по оборонным контрактам, запрещая продажу того вооружения, где имеются американские компоненты.
Так что версия с заокеанским следом хоть и кажется маловероятной, но и нулевой ее считать нельзя. По мнению независимого американского издания Military Watch, «Су-35 имел в целом положительный рекорд безопасности. Это была первая катастрофа с момента первого полета истребителя в 1988 году, когда он разрабатывался для советских ВВС по программе Су-27М».
MW убеждено, что «смена названия на Су-35 после распада Советского Союза произошла, в основном, по маркетинговым соображениям». Хотя на самом деле современному российскому ВПК удалось завершить лишь одну из четырех советских авиастроительных программ. Москва не справилась и «закрыла» три великолепных проекта — Су-47, Миг-1.44 и МиГ-31М. Су-35 довели до ума лишь потому, что он оказался самым простым и дешевым из разрабатывавшихся в РФ новинок.
В целом Flanker-Е+ из-за своей надежности должен был стать рабочей лошадкой российских ВВС, но попал в разряд топовых машин. Его, по оценке Military Watch, двухмоторная компоновка просто обязана была страховать от авиакатастроф по техническим причинам.
Проще простого потерю Су-35 можно объяснить типичными комментариями ряда экспертов: дескать, сверхзвуковые истребители 4++ являются сложными и высокорискованными машинами, значит, ничего сверхъестественного не произошло. Плохо, конечно, что разбился дорогой самолет, но «на войне — как на войне». А еще можно услышать, что подобные инциденты — не редкость и в натовских армиях.
Однако именно надежность до сих пор была одной из главных «фишек» Flanker-Е+ наряду с его боевыми возможностями. Не просто так, к примеру, INews написала, что до 31 июля 2021 года Су-35 был овеян мифами в экспертном сообществе.
Ведь если разобраться: среди современных истребителей мировые СМИ и заслуженные авторитеты не подвергали уничижительным оценкам только Су-35. Чего, к слову, не скажешь о F-35 (слишком проблематичный), F-22 (ненормально дорогой) и F-16 (игрушечный самолетик). Разве что F-15 Eagle (с англ. — «Орёл») считался и считается наиболее удачной западной машиной.
И здесь у Flanker-Е+ имеется преимущество перед Eagle, пусть и не такое очевидное. Но сам факт, что Вашингтон предпринял неадекватно мощное давление на Джакарту, чтобы та отказалась от закупок Су-35, многими аналитиками расценивается как фактор американского страха. «В условиях свободной рыночной конкуренции Индонезия и другие страны давно купили бы его (Flanker-Е+) , — убежден эксперт Tomas Rodríguez. — Но янки положили на весы свою репутацию, как честного игрока, тем самым подтвердили превосходство Су-35».
Еще в 2013 году Роберт Джонсон, главный редактор военно-оборонного отдела Business Insider, дал следующую оценку Flanker-Е+: «Из всех производимых самолетов, которые войдут вглубь 21-го века и даже далее, американские F-35 Lightning II, китайские J-20 и российские Су-57 (тогда Т-50) находятся на вершине Олимпа. Однако есть проблемы со всеми тремя самолетами пятого поколения. Россия же стремится заполнить этот пробел известным и надежным реактивным самолетом Су-35, к которому она добавила передовую авионику».
Можно не сомневаться, что Москве потребуется много времени, чтобы не только понять, что на самом деле произошло над Охотским морем в последний июльский день, но и, главное, - вернуть мифическое восприятие Су-35 как самого лучшего в мире самолета четвертого поколения. Но с чем можно согласиться с PressTV — так это с тем, что первым бенефициаром катастрофы Су-35 стал неудачник F-35, чье производство в США уже поставлено под большой вопрос. Именно поэтому не стоит отбрасывать версию о диверсии американских спецслужб.