В России нет авианосцев, однако существует палубная авиация. С одной стороны это некий парадокс, с другой — взгляд на перспективу. Стоящий в ремонте единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» обещают вернуть в строй в 2022 году, на заводе «Залив» в Керчи уже формируют корпуса двух универсальных десантных вертолётоносцев, существует и концепт-проект строительства трёх авианосцев для ВМФ РФ — двух тяжёлых атомных и одного лёгкого неатомного. Соответственно, потребуются и пилоты, владеющие навыками взлёта и посадки не на наземную ВПП, а палубу корабля.
Сейчас, как сообщают информационные агентства, в Крым перебазировались самолёты 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) морской авиации Северного флота ВМФ РФ. Понятно, что не для отдыха — пилотам предстоит отрабатывать лётные тренировки на НИТКА (наземном испытательном тренировочном комплексе авиационном). Надо полагать, что реконструкция этого «наземного авианосца», который в точности имитирует палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и оборудован трамплином и аэрофинишерами, завершена, и он может принимать боевые самолёты.
В составе морской авиации ВМФ РФ есть два ОКИАП — 279-й на истребителях Су-33 и штурмовиках Су-25УТГ и 100-й на МиГ-29К/КУБ. Оба базируются на Северном флоте, на аэродроме Североморск-3, где его пилоты отрабатывают технику пилотирования «по наземному», периодически вылетали и в Крым на НИТКА, расположенную на аэродроме близ города Саки. Комплекс, который действовал с 1982 года, несколько устарел и требовал модернизации. Сам аэродром эксплуатируется Минобороны России — с 2014 года здесь дислоцируется 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк на самолётах Су-24М, которые для посадки на палубу никак не годятся. И вот теперь на НИТКА в Крыму возвращаются именно «палубники» — с прицелом на настоящие авианосцы.
В крымском небе присутствуют и стратегические ракетоносные бомбардировщики (Ту-22М3 и Ту-95), и фронтовые бомбардировщики Су-24,и штурмовики Су-25, и истребители Су-29. Крым не случайно называют «сухопутным авианосцем», с территории которого контролируется практически всё воздушное пространство над Черным морем, а до той же Турции, страны входящей в НАТО, вообще «рукой подать». Но российский полуостров, столь удобно расположенный в черноморском бассейне, используется сейчас в большей степени как учебная база для авиации ВКС России. И обновлённый авиационный комплекс НИТКА — это больше «школьная площадка» для пилотов, чем место постоянного базирования.
К слову сказать, еще в советские времена военные летчики ездили в Крым не только отдыхать в санаторий ВВС в Судаке, но и проходили там обязательную двухнедельную переподготовку по условиям выживания при экстремальных ситуациях. Понятно, что аналогичные занятия в районе Мурманска вызывали у них меньше симпатий (сказывалась разница в температуре воды), поэтому порой «боевая учеба» в Крыму воспринималась как награда за добросовестную службу.
Морская авиация во всех странах считается элитой, а лётчики, умеющие посадить самолет на палубу, приравниваются к асам. К мастерству пилотов прикладывается и сама авиационная техника, без потенциала которой невозможно её максимально возможное боевое применение. И здесь именно корабельный истребитель МиГ-29 стал идеальным самолетом не только для базирования на авианосце, но и для выполнения боевых задач как по воздушным, так и по наземным целям.
Для базирования на борту российского авианосца предназначены разные типы самолетов и вертолетов. Основа — проверенные тяжелые истребители Су-33миз состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, а также лёгкие истребители МиГ-29 КР и МиГ-29 КУБ. Разница не только в аббревиатуре. КР — корабельный российский, КУБ — корабельный учебно-боевой. Первый — с одним пилотом, второй — с двумя, где роль инструктора в определенных условиях может иметь чисто боевое применение. В остальном, практически до полной похожести, «мигари» ничем не отличаются ни по технической возможности, ни по боевой начинке.
Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++», предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.
Можно вспомнить небольшую «сенсацию», связанную с авиационным происшествием, произошедшую с истребителем МиГ-29КР, который потерпел крушение и упал в море при посадке на «авиаматку». Домыслов было много. И самолет, мол, плохой, и авианосец «Адмирал Кузнецов» никчёмный. Истинная причина так и осталась где-то за кадром, но она гораздо более банальна, чем все озвученные предположения. Истребителю просто не хватило… топлива.
Здесь несколько объяснений. Во-первых, в отличии от Су-33, полёт которого при боевом применении рассчитан на тысячу километров, МиГ-29 имеет запас полётного времени на 600 километров. Во-вторых, при заходе на посадку на палубу авианосца самолеты осуществляют определенные маневры, при которых расход топлива существенно увеличивается. В-третьих, порядок посадки предусматривает очерёдность, при котором у последнего из приземляющихся (припалубняющихся) топливные баки остаются практическими сухими. И, вероятно, лётчик в большей степени привык сажать истребитель на землю, чем на палубу авианосца.
Вспомнилась сейчас и история с посещением аэродрома Североморск-3 и увиденном там тренажёре, который имитирует палубу авианосца в море. Кабина МиГ-29 на нём выполнена в точности, а визуальную картинку даёт объёмный монитор. Лётчики тогда в учебном режиме отрабатывали заход и посадку. Даже при таком «игровом» компьютерном варианте далеко не у всех получалось совершить это с первого раза — сложно, а без навыков и вообще невозможно. Вот именно НИТКА и должна их научить профессионализму, а там, глядишь, и авианосцы появятся.