Генеральная прокуратура Украины рассекретит материалы уголовного дела о боях под Иловайском на востоке Украины в 2014 году. Об этом заявила генпрокурор Ирина Венедиктова на встрече с родными погибших, попавших в плен и без вести пропавших во время тех событий.
«Нами принято решение о необходимости рассекретить материалы уголовного производства в отношении организации и проведения боевых действий в районе города Иловайска», — цитирует ее РБК.
По ее словам, СБУ уже направила соответствующие ходатайства, в том числе в Генеральный штаб ВС Украины. Документы появятся в свободном доступе в специальном разделе на сайте офиса генпрокурора.
«Каждый сможет в любое время получить информацию о ходе и результатах следствия, а также ознакомиться с фотокопиями рассекреченных материалов. Общество должно знать правду», — подчеркнула генпрокурор.
Она также добавила, что расследование событий идет в двух направлениях. Во-первых, прокуратура оценивает «вторжение российских войск» и убийство украинских военных. Во-вторых, речь идет о возможной халатности со стороны украинского военного руководства.
Как указано на сайте Генпрокуратуры Украины, подозреваемыми по делу, проходят замначальника Генерального штаба ВС России и бывший начальник главного управления Генерального штаба ВС России, который сейчас является заместителем российского министра обороны.
Ранее подозреваемыми были объявлены и два российских генерала. Их обвиняют в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, а также в нарушении законов и обычаев войны, совмещенном с умышленным убийством.
Кроме того, Генпрокуратура передала материалы об «иловайском котле» в Международный уголовный суд, указав на нарушения международного гуманитарного права со стороны России и самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
А почему сразу не в «Спортлото»? Чего они хотят добиться? И чего там вообще рассекречивать? Повторят мантру о том, что их победили российские войска? А доказательства?
— Расследование по разгрому в Иловайском котле призвано в первую очередь компенсировать моральные издержки того поражения, — считает доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова, член Экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев. — То есть доказать, что украинская армия не такая уж слабая. Но так называемое вмешательство третьей стороны, то есть России, привело к такому значительному поражению. То есть еще раз доказать, что ВСУ в тех боях воевало не с народным ополчением ДНР и ЛНР, а с регулярными частями Российской армии.
Во-вторую очередь для нынешней власти необходимо очернить предыдущую правящую администрацию во главе с Порошенко. Если нечего показывать Зеленскому в сфере каких-либо достижений на фоне значительного ухудшения социально-экономического состояния Украины, то есть всегда простой путь — перевести стрелки на предшественника.
«СП»: — А что там вообще расследовать и целых семь лет? Кажется, все и так понятно должно быть…
— В данном случае расследование — это не только деятельность, а уже политический процесс (не путать с уголовным процессом). То есть в ходе его формируются «новые правила» игры в политике, очерняется роль одних политических деятелей, обеляется роль других. И позволяет манипулировать общественным сознанием, держать в определенном страхе конкурентов, дает определенные возможности воздействия на слишком ретивых и неугодных.
«СП»: — Как пояснила генпрокурор, расследование событий идет в двух направлениях. Во-первых, прокуратура оценивает «вторжение российских войск» и убийство украинских военных. И как она его оценит? Нарисует «доказательства»?
— Как мы уже знаем, в рамках антироссийских кампаний на Западе часто делаются заявления о наличии доказательств, но на деле никто их не предъявляет. Поэтому официальный Киев ничего нового не придумывает, а действует по уже отработанным методичкам.
Вспомним, например, расследование в Чехии по взрывам на военных складах и «отравлению в Солсбери». Кстати, и там и там были названы конкретные виновные — (Де)Боширов и Петров. Может их тоже обвинят в разгроме ВСУ под Иловайском?
«СП»: — А, во-вторых, речь идет о возможной халатности со стороны украинского военного руководства. Можно ли реально тут говорить о халатности? Может, дело в плохой подготовке и неумении воевать? Или Зеленский хочет «наехать» на военных?
— А вот тут самое главное. Дело в том, что после «Евромайдана» произошло распределение контроля за силовыми структурами со стороны конкретных лиц из политической элиты. Зеленский с самого начала почувствовал, что ВСУ и другие вооруженные структуры ему практически не подчиняются. Вспомним его знаменитый диалог на русском языке с одним из «полевых командиров» Незалежной, в ходе которого он заявил: «Мне 42 года, и я вам не лох!». Поэтому расследование как политический процесс должно по замыслу Зеленского привести к реальному подчинению всех силовых структур ему как Верховному Главнокомандующему ВС Украины.
«СП»: — Генпрокуратура передала материалы об «иловайском котле» в Международный уголовный суд. И что? Чем им МУС поможет? Может ли Запад раздуть из этого кейса нечто подобное делу с «боингом»? Или все давно забыли?
— Здесь уже ставшая обычной практика использовать международные и наднациональные европейские структуры в целях формирования правового прецедента и требовать со стороны официального Киева к официальной Москве различных, прежде всего финансовых компенсаций. Это по сути такой бизнес руководства Украины — выпрашивать или вытребовать деньги. Это такой стиль государственного управления в незалежной. Теперь расследование по поводу разгрома ВСУ под Иловайском при Зеленском становится еще одним таким механизмом и моделью системы государственного управления.
— Генеральная прокуратура Украины сегодня в ручном режиме управляется Зеленским, — отмечает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Поэтому ответ на ваш вопрос прост: так захотел офис президента.
Можно расценивать это как попытку отвлечь внимание СМИ и общественности от того факта, что прокуратура по факту бездействует. Что там с уголовными делами против Порошенко, например? Тишина. Хотя расследование событий в Иловайске теоретически может вывести на Порошенко, но этого не произойдет, он неприкосновенный. В лучшем случае сделают козлом отпущения какого-нибудь генерала. Или снова всю ответственность возложат на «российскую агрессию» (дескать, мы все делали правильно, но враг оказался сильнее).
«СП»: — А почему вообще так долго идет «расследование». И что они, по-вашему, вообще там расследуют?
— Расследование Иловайского побоища (назовем его так) — это бесконечная история. Кто-то постоянно что-то расследует, делает какие-то выводы, отправляет их в Гаагу
Генеральная прокуратура под управлением Луценко свой отчет обнародовала в 2017 году — там вся вина за произошедшее возложена на российскую армию. Возможно, теперь это станет доброй украинской традицией: заново проводить расследования событий в Иловайске и Дебальцево после каждой смены власти.
Предыдущая власть, понятное дело, была заинтересована в том, чтобы «отмазать» возможных виновников этой трагедии (Муженко, Гелетей и другие). Власть Зеленского тоже никого из «попередников» трогать не собирается. Но есть сильный общественный запрос на расследование таких резонансных уголовных дел (Майдан, Иловайск, убийство Шеремета и другие). Приходится имитировать бурную деятельность.
Но есть и другая сторона медали. Дело по Иловайску — это еще и повод для обвинений в адрес России, которую сделали главной виновницей больших потерь ВСУ. Думаю, Венедиктова, руководствуясь указаниями Зеленского, пойдет как раз по этому пути.
«СП»: — Что именно может оказаться раскрытым «секретом»? Наличие российских войск? А доказательствами они себя будут утруждать?
— Российские войска обязательно будут, не сомневайтесь. На днях «за организацию Иловайского котла» двум генералам РФ как раз объявили о подозрении. Вот вам и «раскрытые» секреты: имена «российских оккупантов», названия конкретных подразделений, которые якобы принимали участие в боях. Все в таком духе.
«СП»: — В прокуратуре сообщают также, что речь идет о возможной халатности со стороны украинского военного руководства. Может, цель в этом? Зеленский хочет наказать кого-то из военных?
— Я так не думаю. Все ниточки в этой истории ведут к Порошенко — он был главнокомандующим, на него в конечном итоге ложится ответственность за все преступные решения главы Генштаба и министра обороны. А Порошенко трогать нельзя, Госдеп не велит. Так что цель может быть прямо противоположной: оправдать экс-президента и его свору, возложив всю вину на Россию. Это бы вполне соответствовало политике Зеленского.
«СП»: — Это «рассекречивание» на что-то повлияет? Его вообще кто-то заметит? Москва как-то отреагирует?
— Представьте, что вдруг (теоретически) рассекретят доказательства вины высшего военного руководства Украины — это будет бомба. Если снова во всем окажутся виноваты «русские генералы», то никто внимания не обратит. Мы это уже проходили.
Москва отреагирует стандартно: будет отрицать свою причастность к событиям в Иловайске.
«СП»: — Украина регулярно объявляет в розыск российских военных, даже министра обороны на «допрос» вызывает. В чем цель этих откровенно идиотских телодвижений?
— Так все же на поверхности. Кем себя позиционирует Зеленский? Продолжателем великого дела Петра Алексеевича — борцом с «российской агрессией». Вот он и борется. И непосредственно в Донбассе, и в экономике, и во внешней политике. Везде, где только можно.