У Соединенных Штатов появился явный конкурент «по величию» — украинский президент Владимир Зеленский. Аграрную супердержаву из Украины ему, видимо, строить наскучило, и он решил превратить ридну неньку во «владычицу морскую», создав к 2035 году «большой и мощный» военный флот.
Своими амбиционными проектами лидер незалежной поделился в интервью, которое дал на острове Змеиный неким «украинским журналистам из Крыма» (его опубликовало издание «Украинская правда»).
По его словам, перед руководством страны стоит задача «к 2035 году построить большой флот», и работы в этом направлении уже ведутся. Первые результаты этой работы Зеленский обещал показать на «грандиозном» военном параде в Киеве 24 августа этого года.
«Наша задача — построить профессиональный мощный флот, способный давать отпор любому. Мы — мирное государство, но должны быть готовы к любым шагам. Мы готовимся к разблокированию черноморского региона. Именно такую задачу давал я лично, и она была поддержана нашей армией», — заявил украинский президент.
Но поскольку инфраструктуры для судостроения в стране нет, признался Зеленский, флот будет строиться за границей. А уже потом Украина этот процесс «подхватит».
«Будут и корветы, будут и военные катера, будут малые подводные лодки — всё это обязательно будет», — уверяет он.
Кроме того, по словам Зеленского, власти планируют начать развитие и создание новых военно-морских баз. Первая такая база будет строиться в Бердянске — строят ее, на самом деле, британцы, но этот факт он скромно опустил.
При этом у него нет сомнения, что и Британия, и США, и Евросоюз поддержат украинский проект и примут самое активное участие в создании ВМС Украины.
Планов, как говорится, громадье. А если вспомнить, что ранее Зеленский уже обещал превратить Украину в космическую и кинематографическую державу, вывести ее в лидеры мирового автопрома, а также сделать из нее город-сад, посадив миллиард деревьев, то ему, чтобы все успеть, придется, видимо, разорваться. Ну, если, конечно, все эти его заявления, не пустая болтовня артиста-комика.
Ведь это же гениально! Убить собственную, с великой историей, судостроительную отрасль, чтобы собирать корабли для своего флота на стапелях иностранных государств. И надеяться, что «Запад нам поможет»…
А, тем временем, в Николаеве окончательно ликвидирован Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ). За более чем 120 лет работы этого предприятия на нем было построено 1004 корабля различных классов и назначения, в том числе все авианесущие крейсера ВМФ СССР. На данный момент там не осталось никакого имущества, печать предприятия ликвидирована, все сотрудники уволены.
Такая же участь постигла и знаменитый Николаевский судостроительный (им. 61-го Коммунара), где в 1900 году был спущен на воду тот самый броненосец «Потемкин». Некогда главное стратегическое предприятие Украины тоже была принесено в жертву, так называемой, украинской «незалежности».
Прокомментировать возможности возрождения военного флота на Украине «СП» попросила руководителя Института стран СНГ в Севастополе, капитана 1 ранга запаса Сергея Горбачёва:
— Заявление Зеленского очень смело и весьма безответственно. Тем более что, наверняка, не только экспертное сообщество и украинские судостроители, но и сам Зеленский прекрасно понимают, что отвечать за эти слова ему не придется. Поскольку до обозначенных украинским президентом рубежей, он как политик, который так или иначе что-то способен решать на Украине, просто не доживет. Он выйдет в тираж, потерпев уже в обозримой перспективе неизбежное фиаско.
Но подобного рода заявления со стороны Зеленского вовсе не случайны. Во-первых, он хочет продемонстрировать свою кредитоспособность и состоятельность как руководителя «независимого» государства. С другой стороны, надеется привлечь к себе внимание накануне 30-летия дня «незалежности Украины», которая как независимое государство на самом деле, так и не состоялась. И не состоится. Это часть территории бывшей Украинской ССР, находящаяся под внешним управлением, с разрушенной экономикой, с разбалансированными финансами, с сокращающимся и вымирающим населением, с абсолютно деструктивной ситуацией на рынке труда
«СП»: — То есть можно сказать, что Зеленский опять фантазирует?
— То, что сказал Зеленский, можно охарактеризовать как безответственные «хотелки», которые абсолютно ни на чем не основаны.
На Украине нет сейчас национальной базы, чтобы собирать корабли. Увы, это уже история, когда на Николаевских и других украинских верфях создавался советский военно-морской, рыболовный, торговый флот. Строились корабли, суда любого водоизмещения, в соответствии с теми концептуальными положениями, которые существовали и в области военно-морской деятельности, и в торговом мореплавании, и в рыболовстве.
Все это за 30 лет бездарно разрушено, разворовано, утрачено, о чем свидетельствует банкротство Черноморского судостроительного завода, которое недавно осуществлено.
Украина сегодня не является судостроительной державой в принципе.
Да, действительно, на ее верфях могут создавать какие-то плавсредства. Но, как правило, они технологически несложные, или это суда, которые доводятся до формата корпуса, спускаются, а затем достраиваются где-то за рубежом. В той же Болгарии или Румынии.
Построить что-то свое они не могут. Что доказал крах проекта так называемого «национального» корвета «Владимир Великий». Они так и не смогли его построить. Теперь говорят, что переформатируют во фрегат, но с точки зрения тоннажа и корпуса я не представляю, как это возможно. Хотя этот несостоявшийся корвет, исходя из принципов нынешних киевских властей, можно было бы назвать и крейсером.
«СП»: — Но какой-то флот у них все-таки есть?
— За тридцать лет своей независимости — а тридцать лет, это как раз жизненный цикл современного корабля, — они достроили лишь пограничный сторожевик, который у них является фрегатом, «Гетман Сагайдачный», два малых противолодочных корабля «Луцк» и «Тернополь», и корабль связи (средний разведчик, по советской терминологии), «Славутич».
Все это в основном было построено в советское время, но с небольшим процентом незавершенности.
А собственных построек у них было совсем немного. Это малые бронированные артиллерийские катера (БАКи, так называемые) типа «Гюрза». На самом деле это речные катера, не более того, которые не могут решать задачи в акватории моря.
И второе, они построили несколько быстроходных десантных катеров типа «Кентавр», которые сами же украинские морпехи назвали уже «братской могилой». Потому что по мореходным, тактико-техническим и боевым свойствам они не способны решать поставленные задачи.
Кроме того, был построен корабль разведки, который они позиционируют как современный. На самом деле это все создавалось на корпусе рыбопромыслового судна.
Вот все, чего Украина достигла за это время, угробив при этом полностью крейсер «Адмирал флота Лобов» («Украина»). Они так и не смогли при 90-процентной готовности довести его до ума. Они продали авианосец «Варяг» китайцам, который сейчас успешно бороздит океанские просторы.
В общем-то, это и есть показатель полной несостоятельности Украины как судостроительной державы. При этом, естественно, ликвидированы конструкторские бюро, кадры разбежались, а производственно-техническая база разворована.
«СП»: — Так Зеленский надеется, что Запад поможет…
— Что касается зарубежных поступлений, которые возможны, это, как правило, секонд-хенд. Это катера береговой охраны типа «Айленд», американские. Недавно еще объявлено, что два британских списанных тральщика появятся.
Есть еще «москитный», или, как китайцы отметили, «комариный» украинский флот. Но эта «армада», скорее, экзотическое, опереточное военно-морское объединение, которое способно лишь гонять браконьеров или контрабандистов в дельте Дуная и прилегающих морских акваториях, не более того.
Запад однозначно Киеву ничего стоящего не даст.
Там больше заинтересованы в военных базах на Украине. Но, опять же, использование их украинскими моряками не предполагается — они лишь будут там находиться, и все это содержать. Использоваться все это будет в перспективе как территория для радиоразведки и получения информации. И, может быть, для последующего развертывания сил непосредственно странами НАТО — американцами, британцами, с которыми особенно Киев дружит.
Для этого и оказывается содействие.
На этом фоне Украине будут давать (или, скорее, продавать) какие-то списанные и малотоннажные, малогабаритные плавсредства, с тем, чтобы сымитировать активность. С тем, чтобы, извините, поддержать штаны, спадающие у президента и его окружения.
Но на что-то большее рассчитывать невозможно.
Украина утратила все свои компетенции в судостроении. И может эксплуатировать только какие-то примитивные западные образцы. Это значит, что экономика ее будет привязана к Западу с точки зрения пополнения боеприпасами, совершенствования комплексов вооружения, а также по другим линиям снабжения, вплоть до судоремонтных. Ибо здесь явно присутствует корыстный интерес Запада, который таким образом добивает украинское судостроение и втюхивает Киеву то, что непотребно, как говорится, самим.