О необходимости включения в носимый аварийный запас (НАЗ) боевого лётчика автоматического оружия говорили давно — это подсказывала и практика. Ещё в Афганистане пилоты самолётов и вертолётов, вылетающих на боевые задания, зачастую брали с собой АКСУ, но из-за громоздкости он мешал в полёте. В штатный НАЗ укороченный автомат не входил, а в распоряжении лётчиков из боевого оружия были лишь пистолеты и гранаты. Устранить подобный недостаток распорядился министр обороны Сергей Шойгу — на основе сирийского опыта.
Представленный на прошедшем форуме «Армия-2021» концерном «Калашников» пистолет-пулемёт ППК-20 лучше других образцов соответствует требованиям НАЗ. Причем не только из-за своей компактности — в сложенном состоянии длина 41 сантиметр, и небольшого веса — 2,9 килограмм (в снаряженном состоянии 3,6 кг).
ППК-20 разработан под пистолетный патрон 9×19 миллиметров на базе хорошо известного уже пистолета-пулемёта «Витязь-СН». Он оснащается пламегасителем и прибором бесшумной стрельбы, новым складным прикладом (складывается вправо), имеет эргономичную пистолетную рукоятку, оснащён двухсторонним переводчиком предохранителя, который быстрее позволяет подготавливать оружие к стрельбе. Магазины, рассчитанные на 30 патронов, равно как и другое навесное оборудование, укладываются в карманы новой нательной разгрузки лётчика.
Командование Воздушно-космических сил (ВКС) РФ, как сообщает РИА Новости со ссылкой на свои источники в авиационной отрасли, приняло решение о включении в комплект выживания военных лётчиков пистолет-пулемёт ППК-20. Можно предположить, что новыми НАЗ с автоматическим оружием оснастят в первую очередь самолёты, которые эксплуатируются в Сирии. Использоваться ППК-20 будет в истребительной, штурмовой и стратегической авиации. Можно предположить, что для полётов над территорией России оружие всё же будет храниться на аэродромах, но место в НАЗ под него будет предусмотрено.
О наличии на борту носимого аварийного запаса лётчики вспоминают разве что в экстренной ситуации, при катапультировании, при приземлении или приводнении с парашютом, оказавшись в незнакомой и безлюдной местности. Впрочем, занятия по выживанию они всё-таки проходят и что входит в НАЗ знают. «Начинка» этого комплекта не совершенствовалась уже много лет — всё тот же минимальный набор инструментов, продуктов питания, лекарств, оружия и средств радиосвязи.
Особенностью НАЗ является в первую его компактность и масса — не более 11 килограмм, все это должно поместиться в парашютном варианте при отделении от аварийного самолета. «Упаковать» в такой контейнер нужно многое. Продуктовый запас — карамель, соль, вода, лагерное снаряжение — спички, нож, сухое горючее, лодка или плот (в основном в авиации ВМФ), средства радиосвязи и сигнализации, сигнальные патроны, медикаменты, вспомогательные средства — фал, страховочный шнур, нитки и… рыболовные снасти с крючками. Всё это располагается в катапультном кресле и десантируется вместе с лётчиком. Теперь в этот набор будет входить и пистолет-пулемёт ППК-20.
Рыболовные крючки, к слову, входят в экипировку лётчика ещё с тех времен, когда стал комплектоваться аварийный запас. Видимо, считалось, что без этих приспособлений никак не выжить — тем более, что время на спасение лётчика особо не регламентировалось, а в тайге или глухих лесах человека вообще могли искать неделями. В аварийном запасе космонавтов, в спускаемой капсуле, находился практически тот же запас, что и у пилотов стратегических бомбардировщиков, где нитки с иголкой и крючок с поплавком присутствуют обязательно. Ну как без них выжить?
Как сообщалось, экипаж нового российского космического корабля «Орёл» (прежнее название «Федерация») получит новый носимый аварийный запас, который по содержанию будет повторять использующийся сейчас космонавтами, но с современными техническими средствами.
По словам генерального директора — главного конструктора Научно-производственного предприятия «Звезда» Сергея Позднякова, разрабатывается новый космический НАЗ, однако коренных изменений не предвидится, такие экзотические вещи, как рыболовные крючки останутся, но техническая часть будет современной: новые радиостанции, маячок с определителем координат по ГЛОНАСС, светодиодные фонари.
— Ничего нового придумывать в комплектации аварийного запаса лётчика или космонавта не нужно, — говорит заслуженный лётчик-испытатель, космонавт-испытатель, Герой России генерал-майор Магомед Толбоев. — Система жизнеобеспечения экипажей разрабатывалась годами, подтверждалась практикой, в неё вносились изменения по медикаментозному обеспечению, в незначительной степени техническим средствам. В чём нужны изменения, так это по средствам аварийной связи, причём не только по аварийному маячку, но и возможности вести безопасный радиообмен со спасательными подразделениями, ведь эфир может слышать и противник. Ещё необходимо специальное оружие, пистолет ПМ может служить лишь средством, чтобы застрелиться и не сдаться в плен. И если пилоты фронтовой авиации, вертолетчики и штурмовики, могут взять автомат АКСУ и даже гранаты, то пилоты истребительной и стратегической авиации из-за своих разгрузочных костюмов более скованы в движениях на земле.
Аварийный запас лётчика в большей степени рассчитан на приземление в безопасной с военной точки зрения ситуации, когда нет контакта с противником. Сбили — жди спасательную группу, а не снасть рыболовную в ручей забрасывай. По мнению экспертов ВКС считается, что наиболее эффективным может быть поиск сбитого летчика над территорией противника, который осуществлен в течении 4 часов. Если операция по спасению пилота затягивается, то вероятность его обнаружения неприятелем только увеличивается.
— Первая задача катапультировавшихся над чужой территорией пилотов — побыстрее уйти с места приземления, — говорит Герой Российской Федерации, заслуженный военный штурман России подполковник запаса Владимир Богодухов. — Все эти действия наши пилоты отрабатывают в центре выживания в Джубге, который расположен на Черноморском побережье.
Ещё в советские времена военные лётчики проходили такие сборы в различных климатических зонах — северных (Мурманск, Петропавловск-Камчатский), южных (в районе крымского Судака). На этих двухнедельных курсах военных лётчиков учили совершать переходы в горах, в том числе с альпинистской подготовкой, изучать правила маскировки и ориентирования на местности, отрабатывать элементы рукопашного боя и многому другому. В том числе умению скрытного радиоэфира, а также стрельбе из табельного пистолета и автомата.
Средства радиосвязи для пилота, которому пришлось покинуть боевую машину, самые важные. При приземлении в тылу противника ему будет явно не до еды, водички бы хлебнуть, да занять позицию, чтобы продержаться до подхода идущей на выручку группы спецназа. В его арсенале самыми важными представляются сигнальные ракеты, медицинские препараты, оружие. Но самое главное — он должен обозначить себя на месте приземления.
Вспомним историю со сбитым фронтовым бомбардировщиком Су-24 на севере Сирии, который получил коварную ракету с турецкой территории от истребителя F-16. Два пилота катапультировались, командир, подполковник Олег Пешков, получил смертельные ранения в воздухе. Штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться на парашюте. Он знал — помощь придет в любом случае. Капитан понимал, что пользоваться аварийной УКВ радиостанцией индивидуального пользования Р-855УМ нужно очень осторожно. И не выходил в эфир. Поэтому и поиски шли так долго — в течении 12 часов. Как ему удалось связаться со спасателями — не раскрывается. Но обнаружить сбитого пилота всё же помогла именно специальная аппаратура, входящая в комплект НАЗ.