Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Су-75 Checkmate: Почему янки скажут отдельное спасибо Мантурову

Министр сообщили о финансировании разработки «золотого» самолета за казенные деньги

7983
Су-75 Checkmate: Почему янки скажут отдельное спасибо Мантурову
Фото: AP Photo/Alexander Zemlianichenko, Pool/ТАСС

Американский аналитический журнал Military Watch, весьма популярный за океаном своими объективными оценками, задался вопросом: «Планируют ли ВКС России приобрести новые истребители-невидимки „Шах и мат“?». Издание также напомнило о шумихе вокруг этого еще не взлетевшего самолета, чья помпезная презентация состоялась на авиасалоне МАКС-21.

И в самом деле первому показу нового российского легкого истребителя пятого поколения предшествовала полумистическая пиар-кампания, которая началась с туманных постов в официальном twitter- аккаунте «United Aircraft Corporation (Объединенной авиастроительной корпорации)» еще за пару недель до МАКС-21. В частности, штатовский эксперт Томас Ньюдик обратил внимание на твит с фото лужайки и летающей шахматной ладьи, под которой красовалась надпись «#МАКС2021# checkmate (Шах и мат). Кажется, что-то намечается. Ребята, все проще, чем вы думаете».

Затем на снимке, опубликованном 16 июля в аккаунте Facebook «Ростеха», показали самолет, «кокетливо» прикрытый черным защитным чехлом. Сразу же поползли слухи, что русские разрабатывают аналог F-35 Lightning II — этакий одномоторный Су-57 «Лайт». Когда новинку продемонстрировали в «голом виде», подозрения экспертного сообщества подтвердились. Да и сам индекс Су-75 (те же цифры, что и на Су-57) свидетельствовал о правоте аналитиков.

Читайте также
Встреча в тайге: Шойгу и Путин в Сибири замышляют «Кедровый тракт» Встреча в тайге: Шойгу и Путин в Сибири замышляют «Кедровый тракт» Каким будет обновленный Транссиб?

В американских СМИ сначала громко шумели, дескать русские пытаются повторить успех Lightning II, но после авиасалона МАКС-21 о презентации быстро забыли. Скорей всего, это было связано с тем, что был показан муляж.

Но не исключено, что янки были бы рады, если бы русские влезли в этот проект. Так, Military Watch вдруг сообщил, что Су-75 бесспорно будет намного дешевле двухмоторника Су-57, тогда как с деньгами в России очень туговато. Значит, самое то, что нужно Москве.

Military Watch пишет, что в озвученном ранее «вопросе о том, предназначался ли новый стелс-истребитель „Шах и мат“ для поступления на вооружение ВКС России или исключительно для экспортных рынков» союз «или» нужно заменить на «и». Да, Объединенные Арабские Эмираты, как сообщалось, вроде бы вложили средства в программу и потенциально могут стать (а могут и не стать, что более вероятно — Авт.) первым клиентом. Но, по мнению MW, именно ВКС РФ сильнее всего заинтересованы в дешевом аналоге F-35.

Издание обратило внимание, что в России появились первые существенные признаки заинтересованности Москвы в приобретении Су-75 для своей армейской авиации. Так, 3 сентября на полях Восточного экономического форума глава Минпромторга Денис Мантуров неожиданно заявил, что Минпромторг, «Ростех» и ОАК самостоятельно профинансируют создание истребителя пятого поколения Checkmate.

Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять посыл Дениса Валентиновича: никто из иностранных фондов или компаний не решится вложить деньги в Су-75. Причем вряд ли США сильно постарались чтобы распугать зарубежных инвесторов.

С одной стороны, заокеанские аналитики считают, что Checkmate обладает всеми признаками высоколетящего перехватчика, главная роль которого заключается в охоте на американские истребители-невидимки F-22 и F-35. В частности, тамошние эксперты обратили внимание на «подбородочный» воздухозаборник Су-75, что означает бесступенчатый сверхзвуковой вход движка. Следовательно, русский «Шах и мат» и в самом деле претендует на статус малозаметного самолета. Короче, янки не скупятся на громкие хвалебные оды.

С другой стороны, слышатся и скептические голоса. Так, Forbes со ссылкой на своего эксперта Тома Купера, автора более 10 бестселлеров по военной авиации, отмечает, что без мощного софинансирования из-за рубежа русским будет очень тяжко создать Checkmate, который заинтересовал бы клиентов. В любом случае на рынок вооружения Москва в будущем выставит «кота в мешке», поскольку дизайн Су-75 в корне отличается от концепции «фланкеров», которая и сделала «сушку» самым узнаваемым и даже любимым истребителем для многих ВВС.

Несмотря на приставку «Су» самолет Checkmate таковым в глазах многих потенциальных клиентов не является. Во Вьетнаме, Индии, Аргентине, Алжире и в других странах понимают, что речь идет о маркетинговом ходе, на который не купятся военные профессионалы. Это все равно, что русские заявили об чемпионских амбициях в лиге «американского футбола», не имея истории этого спорта.

Удивляет другое: F-35, будучи прототипом Су-75, очень многие эксперты даже в США называют провальным.

Янки по разным оценкам вложили в Lightning II от $1 трлн до $1,5 трлн, но по сути получили «белого слона». Кстати, в Штатах поднялась очередная волна критики в адрес проблемного легкого истребителя Lockheed Martin именно тогда, когда в России Checkmate готовили к презентации.

Читайте также
«Теодор Рузвельт» в море не воин «Теодор Рузвельт» в море не воин Ошибка перспективного планирования подвела авианосцы США под монастырь

«Начиная с откровенных заявлений о финансовых проблемах самолета и заканчивая недавно объявленными техническими недостатками, вызывающими „стратегические паузы“ в разработке, программа Joint Strike Fighter еще никогда не сталкивалась с такой сложной борьбой с тех пор, как Пентагон впервые принял решение, что ему нужен был единственный самолет, который мог бы парить, как „Харриер“, летать на сверхзвуковой скорости, как „Орел“, проскальзывать мимо оборонительных сооружений, как „Ночной ястреб“, и приземляться на авианосцы, как „Супер Хорнет“», — поясняет издание Sandboxx, опираясь на мнение генералов Пентагона.

Повторимся, речь идет о концептуальном провале Lightning II, прежде всего из-за неудачного дизайна, того самого, который наши чиновники пытаются воплотить на Су-75. Это было бы смешно, если бы не было так грустно: Минпромторг, курируя и проталкивая разработку Checkmate, не имеет опыта разработки таких сложных машин вообще. Повторимся — «вообще».

Даже многострадальный Sukhoi Superjet 100, и тот создан с преобладающим участием зарубежных компаний. В реальности страна получила чемодан без ручки, а не ближнемагистральный лайнер. Другие два самолета МС-21 и Ил-112, которые ведомство Мантурова пытается довести до ума, — это хорошо проработанные советские проекты.

С учетом того, что Минпромторг планирует вбухать в Су-75 огромные народные деньги, сопоставимые с теми, которые янки потратили на F-35, возникает вопрос: кому выгодно надорвать наш бюджет — США или РФ? Разговоры на тему «мы сделаем дешевле» явно рассчитаны на простачков, как-никак речь идет об истребителе 5 поколения. Конечно, приятно читать выводы MW: «„Шах и мат“, безусловно, будет самым легким и дешевым истребителем пятого поколения». Но недаром мудрецы еще в древние времена говорили: «Когда тебя начинают хвалить враги, ищи подвоха».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня