Спокойная, как виделось на расстоянии, граница между Азербайджаном и Ираном, в приграничных районах которого проживают около миллиона этнических азербайджанцев, окрасилась кровью. По сообщениям ряда информагентств там уже идут бои местного значения с применением пока лишь стрелкового вооружения, есть и первые потери с обеих сторон. И ситуация продолжает обостряться — Тегеран и Баку стягивают к границе тяжелую технику и вооружения.
Формальным поводом для обострения отношений между двумя странами стало перекрытие военными Азербайджана двух участков трассы между армянскими городами Капан — Горис, часть которой проходит теперь по азербайджанской территории. Здесь арестовали двух иранских водителей, все грузовики обложили «данью» — платой за проезд. Поводом для беспокойства Тегерана стали и совместные военные учения Азербайджана, Турции и Пакистана, в том числе в районе Каспийского моря, акватория которого, по соглашению прибрежных стран не предусматривает иностранного военного присутствия. Кроме того, Иран выразил беспокойство присутствием Израиля в Азербайджане и его влиянием на регион. Ну как без «еврейского следа» в любом ближневосточном конфликте?
В общем, слово за слово — официальные лица Ирана и Азербайджана через СМИ обменялись острыми высказываниями, а теперь дело дошло и до выкладывания на стол «козырных карт». В ответ на провокационные нападения азербайджанских военных на позиции КСИР (Корпус стражи исламской революции), Вооруженные силы Ирана 1 октября начинают проведение новых учений на своих северных границах. В манёврах, получившие название «Покорители Хайбара», будут задействованы артиллерия, бронетехника, беспилотные летательные аппараты и вертолёты. По сути это достаточно мощная военная группировка, которая в состоянии пробить азербайджанскую границу и создать некую буферную зону на сотни километров.
Предчувствие войны здесь становится всё более осязаемым. Войны, которая, по большому счёту, не нужна ни самому Азербайджану, ни Ирану, а уж тем более России, которая представлена в Закавказье миротворческим контингентом в Карабахе. «Поджигателями войны» можно назвать Турцию, Израиль и Соединенные Штаты, у которых к Тегерану есть свои претензии. Обрадуются такому развитию событий и в Армении по принципу — что плохо для Баку, то хорошо для Еревана.
— Когда речь заходит о любой войне на Востоке, всегда найдёшь эпические корни — считает политолог Александр Зимовский. — Вот заискрило на ирано-азербайджанской границе, и сразу берешь с полки «Шахнаме» Хакима нашего Фирдоуси. Только не надо брать что попало, а исключительно издание серии «Литературные памятники» АН СССР 1957 года. Здесь мудрость! В Советском Союзе, кстати, широко отмечали 1000-летие Фирдоуси в 1934—1936 гг. Так что есть много не столь фундаментальных версий, как вышеупомянутая.
Итак, как и в поэме, у нас сегодня не поладили Иран и Туран (Азербайджан). Хотя некоторые исследователи и полагают, что Туран в те давние времена был в другой стороне, однако крупнейшее и влиятельное информационное агентство Азербайджана называется именно «Туран». И оно много пишет сегодня на иранские темы.
Как вы уже знаете, сегодня, 1 октября начались крупные учения иранских военных в районе границы с Азербайджаном, конкретно — вблизи Нахичеванской автономной республики. Командующий сухопутными войсками Ирана бригадный генерал Кеюмарс Хейдари объявил, что к учениям привлечены бронетанковые части, артиллерия, будет поддержка с воздуха вертолетами воздушно-десантной дивизии сухопутных войск, участвуют беспилотники и подразделения РЭБ. В состав привлеченной боевой техники входят самоходные гаубицы М109, мобильные пункты управления войсками (КШМки, проще говоря) М577, бронетранспортеры М113 (кто ещё помнит, что это такое), и добрые старые сверхнадежные ЗСУ-23−4 «Шилка», а также большое количество БМП.
Видите, и тут есть отсылка к эпосу — генерала зовут Кеюмарс, так звался первый в истории легендарный шах Персии и даже всего мира, с него, к слову, собственно, повествование «Шахнаме» и начинается.
27 сентября в интервью турецкому агентству «Анадолу» президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал по поводу иранских маневров, что такого не было 30 лет и народ азербайджанский хочет разобраться, что к чему. Дело для Баку новое, неосвоенное, желание выглядит естественно и законно.
Тут будет справедливо упомянуть, что с 20 сентября в самой Нахичеванской АР шли азербайджано-турецкие совместные учения, а еще турецкие моряки привлекались к действиям в акватории Каспийского моря. Так что вопрос «кто первый начал?» относится к дискуссионным.
Основной центр тяжести учений приходится на иранскую провинцию Западный Азербайджан, куда иранцы помимо других частей перебросили 16-ю танковую дивизию и 216-ю отдельную танковую бригаду. Кто в советском Закавказье успел послужить, знает станцию Джульфа, она ещё называлась Джульфа-Советская/Джульфа-Иранская. Вот это примерная привязка района учений.
И надо сказать, что иранцы осуществили переброску танков более чем на 400 километров. Причем местность там совсем не равнинная, Прохоровку не устроишь. Кстати, о Прохоровке. Свои учения Иран назвал «Conquerors of Kheybar», и все сразу написали, что это, мол, отсылка к походу арабов пророка Мухаммеда на еврейское поселение Khaybar в 7 году Хиджры (628 год н.э.). Но, во-первых, персы — не арабы. Во-вторых, у иранцев был и другой повод сочинить название — Хейбарская операция 1984 года во время Ирано-Иракской войны. Иран тогда одержал крупную победу именно что в похожих условиях, имея на правом фланге море («пусть крайний справа коснется плечом Каспия», всё как по Шлиффену). В пользу этой версии говорит то, что не в обычае Ирана камуфлировать своё отношение к Израилю в виде исторических реминисценций.
Поэтому преамбула накануне учений была такая, открытым текстом: «Ясно, что Исламская Республика Иран не потерпит присутствия сионистского режима у своих границ, даже если это просто шоу, и предпримет все необходимые действия для защиты своей национальной безопасности», — сказал официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде, парируя замечание Алиева, сделанное накануне. К споуксмену МИДа присоединился командующий Сухопутными войсками КСИР бригадный генерал Мохаммад Пакпур, в столь же энергичных выражениях: «Иран не потерпит, чтобы его соседи стали убежищем и базой для присутствия лицемерного сионистского режима и его агрессивных действий против Республики».
У Израиля действительно более чем тесные деловые и военные отношения с Баку, и они оцениваются не в один десяток миллиардов долларов. Идея расположить в Азербайджане сеть израильских станций электронной разведки и ДРЛО не выглядит бредовой. А уж если и хорошо упакованную эскадрилью имени товарища ЦАХАЛа там приземлить, типа, на подскоке — это просто мечта.
Не удивительно, что Тегеран посоветовал Баку не ломать игрушек.
Что до квасного/фисташкового/кизилового патриотизма с обеих сторон, то и здесь нет недостатка.
Один иранский ньюсмейкер посоветовал Баку «не играть львиным хвостиком». Ему ответил азербайджанский тоже ньюсмейкер, заявивший, что «если Азербайджан встанет, не будет ни хвостика, ни льва». В Иране ответили, что возраст юного Азербайджана меньше возраста самого молодого члена иранского парламента. В общем, уже совсем недалеко было до упоминания овец в контексте народных обычаев стран — добрых соседей.
Но тут выступил один твиттер-эксперт из Ирана, который напомнил, что у Ирана «тысяча баллистических ракет, а у Азербайджана тысяча целей для этих ракет». Из Баку ответили, что ещё аятоллы кнопку нажать не успеют, как армия Пакистана (почему Пакистана?!) будет в Тегеране. Словом, «Шахнаме» с Фирдоуси немного отдыхают.
Правда, когда 30 сентября азербайджанский посол в Тегеране министру иностранных дел Ирана копии верительных грамот вручал, обоюдная публичная риторика была сдержанной. Посол Азербайджана объявил также о начале межгосударственных консультаций Баку и Тегерана. Но очевидно, что израильский вопрос из обоюдной повесточки пока никуда не денется.
А что же Россия? Кого поддержит Путин? Путин поддержит Шойгу. Это же очевидно.