Практически одновременно по обе стороны Атлантики произошли два события, связь между которыми представляется несомненной. Первое: в Москве объявлено, что буквально на днях, в первой половине октября, состоится первый испытательный пуск гиперзвуковой ракеты 3М22 «Циркон» с борта многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск» (проекта 885 М типа «Ясень»). Причем, для начала стрельба будет произведена из надводного положения. Если все пройдет успешно, до конца нынешнего года «Северодвинск» выполнит и еще один пуск «Циркона». На сей раз — из-под воды.
Успешное завершение обеих залпов будет означать фактическое завершение Россией многолетних научно-конструкторских работ над созданием гиперзвукового ракетного оружия для нашего флота. Это можно утверждать и с учетом, что еще к минувшему августу завершился цикл летно-конструкторских испытаний этой гиперзвуковой ракеты и с надводного носителя, в роли которого выступал новейший фрегат Северного флота «Адмирал Горшков» (проект 22350). Всего с «Горшкова» из акватории Белого моря было произведено более 10 удачных исследовательских залпов «Цирконами».
Примечательный факт: еще почти год назад, в январе 2021 года, Министерство обороны РФ уверенно объявило, что с 2022-го «Циркон», способный развивать скорость около 9 Махов и поражать цели на расстоянии более 1 тысячи километров, будет официально принят на вооружение. А к 2025 году начнется плановая поставка этих гиперзвуковых ракет на вооружение кораблей и подводных лодок ВМФ РФ. Выходит, у военного ведомства уже тогда не оставалось ни малейших сомнений: устранение последних шероховатостей — дело считанных месяцев. Что, очевидно, и будет экипажем «Северодвинска» вот-вот окончательно доказано на практике.
Таким образом, как считают не только российские, но и американские специалисты, по ряду показателей Военно-Морской флот России скоро автоматически и на неопределенное время окажется на лидирующих позиции в мире. В чем суть этого нашего надвигающегося преимущества?
Об этом исчерпывающе ясно, на мой взгляд, написало штатовское аналитическое издание Military.com. По его подсчетам, с появлением у военных моряков России грозных «Цирконов» в случае войны никакое обеспечение кораблями ВМС США океанских перевозок между Америкой и Европой становится невозможным. Ни один трансатлантический конвой не получится сформировать таким образом, чтобы на переходе через Атлантический океан уберечь его от решительного разгрома русскими.
Даже наличие в боевом охранении ордера во главе с самым современным американским авианосцем USS Gerald R. Ford в центре не в состоянии повысить шансы на выживание транспортов с войсками и грузами. Потому что для отправки на дно и самого USS Gerald R. Ford, как подсчитали специалисты Military.com, «потребуется менее полудюжины этих ракет». «Время запаздывания, чтобы отреагировать на атаку и отправить ракеты на перехват, составляет для американских систем ПРО Aegis 8—10 секунд. За эти 8—10 секунд российские ракеты „Циркон“ уже проделают путь в 20 километров, а ракеты-перехватчики летят недостаточно быстро, чтобы их догнать», — отмечает портал.
Недаром Крис Осборн, обозреватель известного американского журнала National Interest, недавно назвал «Циркон» «гиперзвуковым монстром, которому США нечего противопоставить». А по мнению издания Naked Science, появление у ВМФ России «Цирконов» — это настоящая революция в возможной войне на море. Потому что теперь незамеченное появление в радиусе в тысячу километров от авианосца или от тщательно оберегаемого конвоя транспортов даже крохотного в сравнении с тем же авианосцем USS Gerald R. Ford российского малого ракетного корабля типа «Буян» или «Каракурт» может грозить американцам и их союзникам большими бедами.
«Даже одиночный небольшой корабль российского флота теперь с удаления в тысячу километров может привести в небоеспособное состояние крупный атомный авианосец водоизмещением под 100 тысяч тонн», — констатирует Naked Science. Потому что площадь круга радиусом в тысячу километров — это гигантские 3,14 миллиона квадратных километров. В столь обширной акватории даже множеством самолетов-разведчиков и космических спутников гарантировать себя от подобной неприятности невозможно. Тем более это невозможно, если речь идет о русской подводной лодке типа «Северодвинск», скрытность плавания которой несравненно выше, чем у любого надводного корабля.
Что делать в складывающихся условиях американцам? Сидеть сложа руки для них — не вариант. Остается единственное — попытаться обеспечить надежное обнаружение в Атлантическом океане наших кораблей, в особенности — многоцелевых «Яхонтов» с ракетами «Циркон» на борту еще до их выхода на дистанцию ракетного залпа. Поэтому совсем недавно в Соединенных Штатах произошло «событие номер два». А именно: было объявлено, что на базах ВМС США Мэйпорт во Флориде и Норфолк в Вирджинии заранее будет создана особая оперативная группа эсминцев под названием Greyhound («Борзая»), которая может быть быстро развернута в Атлантике для противодействия российским подводным лодкам.
Как заявляют американские флотоводцы, группа «предназначена для обеспечения флота предсказуемыми, постоянно готовыми и полностью сертифицированными военными кораблями», готовыми «выполнить весь спектр задач, включая отслеживание российской подводной деятельности в Атлантике и защиту родины на море».
По данным командующего надводными силами ВМС США в Атлантике контр-адмирала Брендана Маклейна, для начала в «Борзую» войдут два самых боеспособных американских эсминца: Thomas Hudner (DDG-116) и Donald Cook (DDG-75). В январе будущего года к ним присоединится The Sullivans (DDG-68), который пока находится в ордере британской авианосной группы, завершающей операционное развертывание в Тихом и Индийском океанах. Позже в оперативную группу американцы включат эсминцы Cole (DDG-67) и Gravely (DDG-107).
Ну и что? Максимум два-три способных одновременно экстренно выйти в океан эсминца типа «Арли Берк» возьмут под контроль всю Атлантику? Это невозможно. Хоть какие-то шансы на успех у них во взаимодействии с другими кораблями, вертолетами и самолетами 2-го (Атлантического) флота ВМС США будут только до той поры, пока у нас «Цирконов» подводного базирования считанные единицы. Как сегодня, когда для приема такого гиперзвукового оружия в свои пусковые установки готовы всего две многоцелевые атомные подводные лодки ВМФ РФ проекта 885: уже упомянутый К-560 «Северодвинск» и переданная флоту менее полугода назад К-561 «Казань». По плану через пару месяцев к ним добавится и завершающая программу испытаний К-573 «Новосибирск». В разной степени готовности на заводе «Севмаш» еще шесть таких ракетоносцев. Но когда еще флот их получит в свой боевой состав?
Между тем, Москвой еще к 2008 году была подготовлена программа, оперативное осуществление которой сделало бы американские меры типа создания «Борзой» и вовсе уж обреченными на неудачу. Я имею в виду широкую модернизацию для перевооружения на «Цирконы», «Калибры» и «Ониксы» оставшихся в строю ВМФ РФ атомных подводных лодок третьего поколения — ракетоносных 949А «Антей», а также многоцелевых проектов 971 и 945А. Если бы нам удалось осуществить намеченное достаточно оперативно — никакие штатовские «Борзые» не помогли бы нашим вероятным противникам. Но — увы. С самого начала с модернизацией старых российских атомоходов что-то пошло не так.
Взять хотя бы историю с «Омском», тихоокеанской атомной подводной лодкой проекта 949А «Антей». Как следовало из официальных заявлений руководства Минобороны РФ (к примеру, заместителя министр обороны РФ Юрия Борисова), с 2015 по 2019 год она была поставлена в завод «Звезда» в дальневосточном городе Большой Камень именно для замены на ней старых «противоавианосных» крылатых ракет П-700 «Гранит» на новейшее оружие. Причем, вместо 24 пусковых установок «Омск» (уже ставший первым в ВМФ РФ кораблем проекта 949АМ) должен был покинуть «Звезду» вооруженным буквально до зубов — с 72 универсальными ПУ под «Цирконы», «Калибры» и «Ониксы».
Вроде бы модернизированный атомный подводный ракетоносец и вернулся в строй, как и было положено, — в 2019 году. Но с той поры если и стреляет, то почему-то исключительно старыми-престарыми «Гранитами». Как это было, например, 27 августа 2020 года, когда в ходе учений «Океанский щит-2020» «Омск», взаимодействуя с гвардейским ракетным крейсером «Варяг», в Беринговом море расстрелял «Гранитом» учебную цель. Тем самым, которого на «Омске» после плановой модернизации быть, вроде бы, уже не должно.
То же самое упражнение и тоже с крейсером «Варяг» тот же атомоход повторил у берегов Камчатки совсем недавно — 29 сентября 2021 года. И снова стрелял «Гранитом». Почему?
Ладно, «Цирконы» еще не испытаны с подводных лодок и не приняты на вооружение флота. Но как же давно доказавшие свою надежность «Калибры» и «Яхонты»? Выходит, пусковые установки на «Омске», вопреки намерениям Минобороны, остались прежними? Как и его ракетный арсенал?
В свете этих подозрений теперь как-то боязно за итоги продолжающейся с 2013 года на том же дальневосточном заводе «Звезда» модернизации в проект 949АМ «систершипов» «Омска» — К-132 «Иркутск» и К-442 «Челябинск». Еще в 2019 году заместитель министра обороны Алексей Криворучко побывал на «Звезде» и рассказал, что на «Иркутске» к тому времени уже якобы был смонтирован универсальный пусковой комплекс, который позволит стрелять гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Если так, то почему то же самое тогда не было проделано и с «Омском»? Непонятно.
Как бы там ни было, но объявлено, что «Иркутск» вернется в боевой состав Тихоокеанского флота в следующем году. В 2023-м планируется сдача морякам и обновленного «Челябинска». Если так и произойдет, если модернизация этих атомоходов не претерпит тех же зигзагов, которые, видимо, по неизвестным широкой общественности причинам произошли на «Омске», то потенциальной суммарный залп «Цирконами» только двух по-настоящему модернизированных подлодок составит почти полторы сотни гиперзвуковых ракет. Вполне прилично. И американцам впору будет искать на своем тихоокеанском побережье новую базу для размещения еще одной «Борзой» и на этом театре военных действий. Только вряд ли это поможет в случае начала большой войны с Россией.
Из досье «СП»
Как уже сказано, на «Цирконы» планируется перевооружить и, по крайней мере, часть оставшихся в строю весьма удачных и очень малошумных многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения проекта 971 типа «Щука-Б». Однако когда это будет и будет ли вообще? Пока лишь на К-328 «Леопард» на заводе в Северодвинске идут серьезные работы в рамках начавшегося в 2011 году среднего ремонта. Там же средний ремонт с 2014 года проходит и К-461 «Волк». Возвращение «Волка» в строй, запланированное было на 2017 год, теперь перенесено на 2022-й. Скорее всего, только после этого станет ясно, обрели ли перечисленные атомоходы способность стрелять «Цирконами» и «Калибрами». Или на это снова денег не хватило. А может — и толку.