8 октября Военно-воздушные силы Индии (IAF) отметят свое 89-летие потрясающим воздушным парадом, сообщают индийские СМИ. Репетиция уже состоялась в Газиабаде, после чего командование IAF опубликовало фотографии в Твиттере, используя хэштег #AviationPhotoAlert. Дескать, «быть красивым в полете — это образ жизни» тамошних летчиков.
Среди них не было снимков МиГ-21 «Бизон», но в комментариях к #AviationPhotoAlert выражалась бесконечная благодарность этому самолету, который обязательно составит компанию Су-30 и МиГ-29 на параде и на котором летало все нынешнее руководство IAF. Похоже, отдельное «спасибо» МиГ-21 решили сказать и американцы, комментируя годовщину ВВС Индии, тем более что повод для этого имеется железобетонный.
Кстати, когда в 1959 году МиГ-21 появился в советском строю, янки не без издевки окрестили его «рыбным ложе», обозначив в натовской классификации, как «Fishbed». Презрительное название, видимо, должно было мотивировать пилотов ВВС США на легкую победу. Если поискать старые заокеанские публикации, можно найти статьи, в которых этому самолету пророчили очень короткую жизнь. Но он оказался старожилом и даже будучи в столь древнем возрасте, два года назад смог сбить звездно-полосатый истребитель 4-го поколения в реальном воздушном сражении на индийско-пакистанской границе.
Справедливости ради, в Штатах абсолютное большинство не верит в индийскую версию боя над Кашмиром. Тамошний эксперт Тайлер Роговей на страницах «The Drive» решил поставить точки над «i» в бесконечном споре заокеанской аналитической публики на тему, мог ли «Бизон» вообще сбить «Гадюку» (так в IAF назвали F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол»).
Напомним, события, о которых сейчас вспоминают и в Индии, и в Соединенных Штатах, произошли в небе над Кашмиром 27 февраля 2019 года и чуть не спровоцировали ядерный конфликт. Тогда в скоротечном бою рухнули два самолета, в том числе F-16, который сегодня стоит на вооружении ряда стран. Поскольку Fighting Falcon является базовым экспортным продуктом ВПК США, то все звездно-полосатые СМИ встали грудью на защиту «Атакующего сокола».
В США, ссылаясь на данные Исламабада, утверждают, что нет никаких доказательств, что ВВС Пакистана потеряли F-16. Но это ровно тот случай, когда такой аргумент лучше отбросить в сторону. Информационную войну никто не отменял, поэтому глупо надеяться на признание в поражении со стороны пакистанцев. С другой стороны, фотографии, представленные IAF, имеют низкое и сомнительное качество. И вообще, на снимках обломков угадывается двигатель GE-F11, тогда как американская оборонка поставляла в Пакистан самолеты «Fighting Falcon» только с турбовентилятором F100 Pratt & Whitney.
В реальности же на все призывы журналистской братии рассекретить первоисточники оборонных контрактов с Пакистаном, прежде всего по модернизации F-16, Пентагон отвечал «нет». Да, есть пресс-релизы и отчеты Минобороны США, но ценность предоставленных Вашингтоном и Исламабадом документов такая же сомнительная, как и у индийских «доказательств». И там, и там общественность призывает, по сути, верить на слово.
Именно поэтому в феврале и марте 2019 года лился бесконечный поток дезинформации и самых разных домыслов о бое над Кашмиром. Скажем прямо: и сейчас не раскрыты реальные данные о том, что тогда произошло.
«Снова и снова толпы людей, включая крупные новостные агентства со всего мира, спорят о предмете, о котором они ничего не знают, — пишет Тайлер Роговей. — Ответ на вопрос о том, действительно ли, казалось бы, архаичный МиГ-21 мог сбить пакистанский F-16, не является проблемой. Проблема в том, что многие утверждали, что такая потеря была невозможной или являлась признаком какой-то очень неловкой ошибки некомпетентных пакистанских ВВС. Или, напротив, что F-16 как современный боевой самолет следует сбросить со счетов из-за предполагаемой потери. Все это абсолютное и тотальное пойло».
Иначе говоря, любая трактовка тех событий носит в себе субъективную оценку. Эксперт Роговей, ссылаясь на опыт пилотов ВВС США, пишет, что «современный воздушный бой — это не голливудский блокбастер или компьютерная игра». Это набор сиюминутных факторов и технических возможностей, тогда как летчики просто делают свою работу, точно так, как в тренировочных полетах.
Когда многие янки или американофилы утверждают, что «Рыбное ложе» не может по определению сбить «Акующего сокола», они мягко говоря заблуждаются. Дело в том, что «Бизон», на котором летают летчики IAF, не является МиГ-21, выпускаемым более 60 лет назад. Сегодня самолет оснащен современными датчиками и авионикой, что делает его истребителем 4-го поколения.
Например, новая бортовая РЛС позволяет индийскому летчику использовать ракету класса «воздух-воздух» R-77 за пределами визуальной дальности пакистанского F-16. «Бизон» также получил из Израиля РЭБ Elta-8222. И хотя это оборудование немного устарело, но по оценке американцев, «оно по-прежнему способно нанести абсолютный ущерб радиолокационным системам противника».
Короче, можно смело утверждать, что силы были примерно равны. Роговей, кстати, не призывает ему верить на слово. ВВС США на собственном горьком опыте убедились в этом во время одного из самых полезных для них учений в современной истории — Cope India 2004, на котором в бой против модернизированных «Рыбных лож» пошли машины, намного круче, чем «Атакующие соколы» — тяжелые истребители F-15 Eagle («Орёл»).
Вот так описывали те воздушные «сражения» американские летчики: «С их оглушающими блоками РЭБ Elta-8222, наносящими ущерб легендарно мощному радару AN/APG-63 F-15C, в сочетании с и без того низкой радиолокационной и визуальной сигнатурой (из-за малых размеров) «Бизоны» с ревом появлялись из ниоткуда в пределах видимости «Орлов».
Индийские МиГ-21 внезапно атаковали F-15 своими ракетами R-73 с инфракрасным наведением, прежде чем исчезнуть снова. И даже если «Орлы» замечали «Бизонов» в последний момент, индийские пилоты могли свести на нет летные возможности неповоротливых «американцев», используя нашлемную систему наведения и опять-таки ракеты R-73 по схеме «выстрелил и забыл».
«Орлы» также превосходили «Бизонов» количественно больше, чем три к одному. Впрочем, ничего необычного здесь нет: ВВС США многократно численно больше, чем ВВС России, чьи возможности имитировали индийцы. Если же попытаться найти образ «Рыбному ложе» образца начала 2000-х годов, то его точно нельзя назвать кавалеристом или разведчиком. Скорее, на тот момент модернизированный МиГ-21 являл собой ниндзя, говорится в материале «The Drive».
«Учитывая все это, возможно ли, чтобы „Бизон“ сбил пакистанский F-16?», — спрашивает эксперт Тайлер Роговей и отвечает: «Конечно, это так. Утверждение Индии о том, что МиГ-21 выстрелил R-73 непосредственно перед тем, как его сбили, в точности соответствует тому, что мы знаем о хитрой тактике „Бизона“, начиная с учения Cope India-2004».
Без всякого сомнения, сегодня «Бизон» устарел и не может на равных состязаться с новыми F-15 и F-16, тем не менее благодарность от индийских ВВС он заслужил справедливо. Но есть одно неприятное «но». Янки тоже очень признательны индийским МиГ-21, прежде всего, за то, что их воздушные победы на Cope India-2004 вызвали целый ряд важных модернизаций в ВВС США, без которых американцы, по их же словам, проиграли бы гипотетическую воздушную войну ВКС РФ.