Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Создание Арктического флота. «Дохлая» идея или трезвый взгляд на проблему?

Пока ежегодные походы кораблей СФ на Севморпуть больше похожи не на подготовку к войне, а на дорогостоящую пропаганду

5934
На фото: большой противолодочный корабль "Североморск"
На фото: большой противолодочный корабль «Североморск» (Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)

Медью военного оркестра и традиционным жареным поросенком встретил Северный флот отряд своих кораблей и судов обеспечения, вернувшийся в главную базу из так называемого 10-го арктического похода.

Всего за минувшие 66 суток (с 10 августа) в Северном Ледовитом океане экипажами большого противолодочного корабля «Североморск» и большого десантного корабля «Георгий Победоносец» в сопровождении спасательного буксирного судна «Памир» и большого морского танкера «Сергей Осипов» было пройдено 12 тысяч морских миль. За кормой остались пролив Вилькицкого, Карское море и море Лаптевых. С борта «Георгия Победоносца» при огневой поддержке «Североморска» десанты морской пехоты высажены в районе порта Дудинка (полуостров Таймыр) и якутского посёлка Тикси, а также на побережье острова Котельный (архипелаг Новосибирские острова).

Если попытаться обобщить: все почти «один в один» как и во время девяти предыдущих арктических походов самого «студеного» нашего флота. Которые по указанию президента Владимира Путина ежегодно проводятся с 2013 года. То есть — с той самой поры, как СФ был выведен из состава Западного военного округа и трансформирован в объединенное стратегическое командование «Север».

Читайте также
В США узнали о главной проблеме Су-57, «обрекающей истребитель на провал» В США узнали о главной проблеме Су-57, «обрекающей истребитель на провал» Заокеанские аналитики назвали «слабую незаметность» меньшей из зол нашего самолета 5-го поколения

За исключением не слишком существенных деталей картина всякий раз практически одна и та же. Главным эпизодом любого из таких походов раз за разом становится высадка десанта на необорудованное побережье где-то посреди Арктики. Огневую поддержку морским пехотинцам неизменно оказывает совершенно неприспособленный для этого и еще в СССР созданный специально для борьбы с атомными подводными лодками противника, а не в целях разгрома береговых укреплений врага, один из больших противолодочных кораблей проекта 1155 типа «Удалой».

В нынешнем году, как уже сказано, выбор командования пал на «Североморск». Год назад, в 9-м арктическом походе, — на него же. В 2019-м — на «Вице-адмирала Кулакова». Год спустя — снова на «Вице-адмирала Кулакова». И т. д. Круг невелик, поскольку в составе Северного флота на относительном ходу осталось всего три таких боевых единицы. Кроме перечисленных еще — БПК «Адмирал Левченко». А больше и посылать на подобные дела от Кольского полуострова курсом на восток особенно и некого.

Но всему миру известно, что самое слабое место наших кораблей типа «Удалой» — весьма скромные боевые возможности их средств ПВО, по факту в условиях войны делающие практически невозможным выполнение самостоятельных задач в одиночном плавании. Однако кто и как сможет обеспечить безопасность тех же «Североморска» или «Кулакова» (а стало быть — и всего возглавляемого ими отряда, поскольку о средствах ПВО идущих в кильватере за этими флагманами наших больших десантных кораблей и упоминать не стоит вследствие их полной ничтожности) от ударов с воздуха где-нибудь возле Дудинки или Земли Франца-Иосифа? Ответ очевиден — никто.

Впрочем, на самом деле это еще, кажется, полбеды. Настоящая беда в том, что сами свои широко разрекламированные арктические походы Северный флот, судя по всему, без ледокольного обеспечения сегодня способен выполнять лишь в течение буквально двух-трех месяцев в году. Только с августа по октябрь, когда после недолгого в высоких широтах лета ледовый покров в Арктике истончается до минимальных значений.

А что потом? Весной или зимою? Допустим, если предположить, что противник, которого нашей морской пехоте прикажут сбросить в море, высадится где-нибудь у Тикси или на Диксон предположим в январе, феврале или марте? Как тогда морякам применить опыт, которые они успели накопить в десятке своих сравнительно «тепличных» арктических походов? А ежели — никак, то для чего Северному флоту вообще такие боевые упражнения?

Волей-неволей закрадывается предположение, что в действительности наши арктические походы сегодня носят больше пропагандистский характер, долженствующий символизировать милое сердцу президента Путина хозяйское поведение России в районе Северного морского пути. Жаренные поросята, телекамеры на причалах и гром оркестров — из той же категории. К подготовке к реальной войне в Арктике это отношения практически не имеет.

Но готовиться-то к ней необходимо! Причем — энергично, по-настоящему и уже сегодня. Похоже, в Министерстве обороны РФ такое убеждение давно созрело. Полагаю, именно этим обстоятельством была продиктована утечка через ТАСС весьма примечательной информации, случившаяся полторы недели назад — 7 октября нынешнего года. Тогда, напомню, агентство со ссылкой на неназванный «военно-морской» источник сообщило, что в военном ведомстве для охраны и обороны Севморпути и побережья Северного Ледовитого океана рассматривается возможность создания особого Арктического флота России. Пока — вроде бы за счет структур Северного и Тихоокеанского флотов. «В дальнейшем оно (новое флотское объединение — „СП“) будет пополняться кораблями и специальной техникой в арктическом исполнении», — посулил источник.

По горячим следам многие усомнились в реальности и целесообразности осуществления таких планов. На мой взгляд — напрасно. И вот почему. Сегодня зона ответственности объединенного стратегического командования «Север» в Арктике простирается от Кольского полуострова до Чукотки. А это ни много, ни мало — целых восемь часовых поясов.

Читайте также
Битва лопастей: Шансы «индейцев» против «Аллигаторов» и «Ночных охотников» Битва лопастей: Шансы «индейцев» против «Аллигаторов» и «Ночных охотников» В небе Сирии господствуют российские вертолёты Ка-52 и Ми-28Н, не оставившие места американским АН-64 Apache

Помимо множества собственно подводных и надводных кораблей и судов, на этом огромном замороженном пространстве несут службу бригады 14-го армейского корпуса, две дивизии, полки и батальоны 45-й отдельной армии ВВС и ПВО, недавно созданные российские военные базы на островах Врангеля и Котельном, на Новосибирских островах и на острове Средний (Северная Земля), на мысе лейтенанта Шмидта. Работают 13 аэродромов (в том числе Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель (Норильск), Амдерма, Анадырь, Рогачёво, Нагурское) и 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации. Продолжает функционировать никогда и не закрывавшийся ядерный полигон на Новой Земле со своим аэродромом и зенитно-ракетными дивизионами ПВО.

Вот скажите: как всем этим просто гигантским хозяйством управлять из Североморска, если даже на самолете куда-нибудь в восточный сектор Арктики лететь и лететь? А ведь с Северного флота никто не снимал ответственности за противоборство с вероятным противником еще и в тысячах миль от этих мест — в Северной Атлантике, Средиземном море и прочее. Получается — едва ли не половина Земного шара.

С учетом одних только этих обстоятельств идея выделения из состава ОСК «Север» нового Арктического флота и так, видимо, давно напрашивалась. Но вот в 2016 году на коллегии Минобороны Сергей Шойгу объявил о планах создания на Чукотке еще и отдельной дивизии береговой обороны. Из слов министра не следовало, что дивизия будет обязательно исключительно общевойскового состава. Не исключено, что в ее составе окажутся и высокоточные ракетные комплексы большой дальности.

Идея более чем понятная, если учесть, что в 80 километрах от этого нашего полуострова, за Беринговым проливом — Аляска. То есть Соединенные Штаты Америки, откуда российские берега все чаще разглядывают через прицелы.

В начале нынешнего года в прессе появились сведения, что первый полк будущей дивизии на Чукотке уже сформирован. Правда, ничего не сказано о месте его дислокации и составе вооружения. Но важнее другое: кому подчинить новое соединение? Снова ОСК «Север», до штаба которого в Североморске от Чукотки почти как до Луны? Или все же Тихоокеанскому флоту, которому обеспечивать боевую и повседневную деятельности дивизии намного ближе с той же Камчатки? Однако тогда как это будет вязаться с замыслом отдать под единую руку обеспечение безопасности всего Севморпути?

Но все разом встало бы на место в случае, если бы в России действительно появился Арктический флот. С главной базой, допустим, в Архангельске или Северодвинске. То есть — примерно на полтысячи километров восточнее Североморска. А значит — на столько же ближе к Чукотке или Новой Земле.

Что касается его корабельного состава, то — да, из структур нынешних Северного и Тихоокеанского флотов для их предполагаемого нового собрата взять практически нечего. Ввиду очевидной скудности числа этих самых кораблей и для выполнения тех задач, что снять с СФ и ТОФа никак и никому невозможно. От Северного флота для Арктического при желании «отломить» можно было бы разве что специально построенный для военных к 2017 году дизель-электрический ледокол нового поколения «Илья Муромец» (проект 21180(М). На выходе в Питере второй такой же, названный «Евпатий Коловрат».

Читайте также
Космическая программа КСИР: иранская МБР на твердом топливе станет кошмаром для США Космическая программа КСИР: иранская МБР на твердом топливе станет кошмаром для США Тегерану поможет Москва: она поставит передовую спутниковую систему «Канопус V»

Зато через несколько лет к причалам нового флотского объединения можно было бы поставить еще и патрульные корабли ледового класса типа «Иван Папанин» (проект 23550), способные нести в своих отсеках крылатые ракеты «Калибр-НК», вооруженные дополнительно зенитно-ракетным комплексом и 100-мм артиллерийской установкой и способные самостоятельно преодолевать лед толщиной порядка 1,7 метров. Передача первого такого корабля (как раз «Ивана Папанина») ВМФ РФ запланирована на конец 2023 года. Второй — «Николай Зубов» — на «Адмиралтейских верфях» в Питере заложен в ноябре 2019 года.

К тому же с 2015 году в Санкт-Петербурге для ВМФ РФ полным ходом строится серия вспомогательных судов усиленного ледового класса проекта 20180 типа «Звёздочка». С незначительными вариациями и переделками это способные работать в сплошных льдах спасательные буксирные суда, морские транспорты вооружений и океанографические исследовательские судна. Часть из них (спасательное буксирное судно «Звёздочка», морские транспорты вооружений «Академик Ковалев» и «Академик Александров») уже переданы военным морякам. «Академик Макеев» и «Академик Лаверов» еще на верфях, но работа над ними идет вовсю.

Так что идея создания Арктического флота в России потихоньку сама собой, движимая простой логикой развития событий в Заполярье, обретает прочную техническую основу. Может быть, и по этой причине ее не следует откладывать в долгий ящик?

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня