Продать или подарить — вот в чём вопрос, почти по Гамлету, в отношениях России и Белоруссии. Коснулась эта тема и обсуждаемыми поставками Минску зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Президент Лукашенко и ранее говорил, что Белоруссия нуждается в таких средствах ПВО, но «по сходной цене, в кредит», поскольку у «страны таких денег нет».
Москва готова поставить Минску С-400, но и свои выгоды хочет из этой сделки извлечь. Если не деньгами, то, может быть, возможностью размещения своих военных баз в Белоруссии?
В ответ пока от белорусской стороны молчок и по тому, и по другому вопросу. Соответственна и реакция России. Как заявил сейчас директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, Россия не видит препятствий для потенциальных поставок в Белоруссию системы С-400. «В конце концов, в одном Союзном государстве живём. Естественно, нам небезразлично, насколько воздушное пространство будет защищено», — высказался Шугаев, при этом уточнил, что говорить заранее о каких-то скидках не совсем корректно. Похоже, что торг всё ещё продолжается.
Разговоры о том, что Минск намерен приобрести у Москвы зенитные ракетные системы С-400 и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» ведутся с начала нынешнего года, если не ранее. Шла речь о поставках и на выставке вооружений MILEX-2021 в Санкт-Петербурге. Правда, заговорила о них российская, а не белорусская сторона. Кто более заинтересован?
О том, что Россия готова рассмотреть вопрос поставок средств ПВО Белоруссии сообщал и первый заместитель директора ФСВТС Андрей Бойцов. Сделав при этом оговорку, что, мол, «при соответствующем обращении Минска». То есть надо понимать, что просьба из белорусской столицы хотя и поступила, но конкретики, в том числе по ценовому вопросу, так и нет.
Сроки заключения сделки явно затягиваются — командующий ВВС и ПВО Белоруссии генерал-майор Игорь Голуб ещё в январе 2021 года озвучил тему, что Минск готовится к закупке российских ЗРС С-400, ЗРПК «Панцирь-С», второй партии многоцелевых истребителей Су-30СМ, ударных вертолётов Ми-35, радиолокационных станций «Противник-Г» и «Восток». Объём предполагаемых закупок по сумме контракта можно было бы назвать «сделкой века», если бы не одно обстоятельство.
Во-первых, не Турции же продаём, которой тоже существенные скидки делали при контракте по С-400.
Во-вторых, эти зенитные ракетные системы уже успели послужить в российских ПВО, то есть их можно считать «уценённым товаром».
В-третьих, обеспечивать безопасность они будут совместного неба.
Исходя из этого, можно предположить, что Минску эти вооружения могут достаться практически бесплатно. Цитируем Лукашенко: «Такой вопрос поставлен перед президентом России, чтобы как-то по сходной цене, в кредит, потому что таких денег у нас нет». При этом выражал уверенность, что Белоруссия «эти комплексы получит». Предлагаемая сумма за С-400 — по внутрироссийским ценам, но и она кажется белорусскому президенту неподъёмной.
Вероятно, что Батька держит в уме и ситуацию 2016 года, когда Россия безвозмездно передала Белоруссии две системы «Триумф» в качестве компенсации за бесплатную аренду земли в Барановичах, где установлена российская радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении. Однако сейчас о подобной сделке с размещением российских военных баз в Белоруссии речь не идёт. Соответственно, не идёт речь и о российских скидках.
— С этими гипотетическими закупками С-400 Минском проблема вся в том, что из высоких эмпиреев воздушно-космической стратегии и ПВО приходится шмякнуться в болото государственных финансов, — считает политолог и военный эксперт Александр Зимовский. — Это всё тот же пошлый вопрос, который задавал одному гиганту мысли один технический директор: «Сколько у вас есть денег?».
Видите ли, рынок систем ПВО класса С-400 является абсолютно неэластичным по части цены предложения. Турецкий контракт учит нас, что четыре дивизиона С-400 стоят 2,5 миллиарда долларов. А десять дивизионов — 5,43 миллиарда долларов (индийский контракт). Покупка С-400 белорусами на условиях контракта для турецкоподданных означает обязательство республики выложить сумму, эквивалентную примерно 30% актуального белорусского золотовалютного запаса.
Кстати, белорусское финансовое ведомство на этих днях официально объявило, что в 2020 году Россия одолжила Белоруссии 1 миллиард 51,1 миллиона долларов; и в январе-сентябре 2021 года Москва опять же прокредитовала Минск на 836 миллионов долларов. Однако оценка платежеспособности Минска не является темой обсуждения в данном комментарии. Нас интересует только военная целесообразность приобретения С-400 Белоруссией.
Если вы откроете «Экономическую географию СССР» для 8 класса средней школы и найдете там Белорусский экономический район, то увидите: прикрытия ПВО сегодня требуют три главных объекта, на которых держится нынешняя белорусская экономика и государственность. Это Мозырский и Новополоцкий НПЗ, и Старобинско-Петриковское месторождение калийных солей. Добавим сюда Белорусскую АЭС и получим искомое число — четыре — нужных белорусам дивизионов С-400. Такая вот предельно лапидарная схема, а детали пусть штабисты отрихтуют.
Задачи обороны воздушного пространства над прочими объектами Белоруссии пока в состоянии решить уже имеющимися силами и средствами. Так, 12 дивизионов С-300 издавна эффективно прикрывают в Белоруссии западное направление и Минск, вокруг которого сплошное кольцо ПВО. Время, однако, берёт свое, и матчасть эта служит в Белоруссии, почитай, годов тридцать. «Коротка кольчужка», как говаривал один железных дел мастер.
Что до этих вот всех «войн будущего», то совсем недавно мы говорили о военной доктрине Союзного государства. Которая является строго оборонительной. То есть когда агрессивный блок НАТО на нас нападет, не важно, через Польшу, через Прибалтику или через Украину, Белоруссия не будет высокопарно именоваться ТВД. Она будет именоваться районом приграничного оборонительного сражения. Где станут массированно применяться танки, артиллерия, пехота, оснащенные разнообразными боеприпасами, вплоть до тактических ядерных зарядов. А по головам противоборствующих сторон будет ходить фронтовая/штурмовая авиация. Как и было продемонстрировано в замысле учений «Запад-2021».
Тут надо бы ещё отметить, что расчеты С-400 на этих учениях работали по условному «противнику» с территории Нижегородской области, из Мулино, откуда и осуществили захват целей и уничтожили их электронными пусками зенитных ракет. От Мулино до Обуз-Лесновского полигона, где развернулось «встречное танковое сражение», как раз 1140 километров, что почти троекратно превышает дальность действия С-400. Но, опять таки, организацию боевого взаимодействия пехоты и С-400 мы доверим мастерам высокой штабной культуры.
А как у НАТО? У стран Балтии нет средств ПВО, кроме ПЗРК, и нет боевой авиации как таковой. Зато есть три авиабазы НАТО — в Шяуляе (Литва), в Лиелварде (Латвия) и в Эмари (Эстония). С них работают натовские самолеты, преимущественно F-16, в рамках программы NATO Air Policing. Опять-таки, система стратегической ПВО/ПРО в Восточной Европе формируется на условиях размещения американских баз на территории стран региона.
Вот отсюда дилемма: либо дивизионы С-400 в виде российских объектов/баз на территории Белоруссии, но даром, либо собственные С-400 для Вооруженных Сил республики, но за деньги. Сам-то я полагаю, что белорусы будут настаивать на втором варианте. В ходе реализации которого Москва продаст Минску С-400 либо полностью, либо частично на кредитные российские же деньги. К другим схемам я бы мог отнести вариант кооперации, когда «Алмаз-Антей» бесплатно получит от Минского завода оснастку колесных тягачей для базовых систем комплекса, в зачет стоимости контракта. И не трудитесь пытаться угадать, кто первым скажет: «Я полагаю, торг здесь неуместен!».
С Турцией от начала переговоров до первой поставки С-400 прошло около двух с половиной лет. Полагаю, что этот срок и для Белоруссии будет взят за основу. А пока можно покурить.