Как говаривал Винни-Пух: «Это ж-ж-ж — неспроста!». Вот и недавний визит в Москву директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильяма Бернса заставил задуматься о его целях. И ещё предшествующие события, связанные с «серьёзными опасениями» Соединенных Штатов по поводу наращивания российских войск у украинской границы и, как следствие, «возможностью вторжения».
О концентрации российских войск на западе страны и «опасных манёврах» вблизи украинской границы говорилось и писалось уже неоднократно — страхов по этому поводу нагнали предостаточно. Впору и поверить такой назойливой «агитации», но ситуация оборачивается с точностью до наоборот.
Пока российская армия маневрировала, большей частью перемещая войска и боевую технику к местам постоянной дислокации после масштабных учений «Запад-2021», Киев предпринял очередную попытку наступления в Донбассе. «Какой такой Нормандский формат? Не видишь — мы атакуем!», — прозвучало из уст украинских генералов. И, к слову, наваляли ВСУ под Горловкой не мифические «бурятские танкисты», а донецкие ополченцы. Как-то обошлось без участия российских войск, которые по-прежнему находятся на своей территории.
Тем не менее, сейчас США по дипломатическим каналам предупредили ЕС, Германию, Францию и Великобританию об угрозе эскалации конфликта в Донбассе. И, как утверждает телеканал CNN, директор ЦРУ Бернс приезжал в Москву, чтобы предупредить российскую сторону о том, что «США внимательно следят за наращиванием российских войск у границы с Украиной», чем Вашингтон особенно обеспокоен. И, мол, плиз, не вмешивайтесь в ситуацию.
Известно, что Бернс в Москве встречался с секретарём Совета безопасности России Николаем Патрушевым и главой Службы внешней разведки Сергеем Нарышкиным. О чём конкретно шел разговор доподлинно неизвестно, в Кремле заявили, что на переговорах были обсуждены двусторонние отношения и международные вопросы. Вероятно, что обсуждалась и ситуация в Донбассе в связи с последним обострением на линии разграничения. Однако поверить, что глава ЦРУ, пусть и по поручению президента США Джо Байдена, пытался предостеречь Россию от любых планов по проведению каких-либо наступательных операций, о чём утверждает CNN, можно с большой натяжкой. Не тот уровень, как с одной, так и с другой стороны.
А вот тот факт, что Бернс выражал опасения по поводу того, что Россия может использовать вопрос экспорта газа в качестве давления на Украину и европейские страны, поскольку те столкнутся с новым энергетическим кризисом в зимний период, вполне реален.
Говоря о любой теме связанной с Россией, хоть с Донбассом, хоть с «пожарами в тундре», у США торчит из кармана столь нелюбимый ими «Северный поток-2». Это банальная конкуренция за европейский газовый рынок, где Москва активно теснит Вашингтон. Госдеп в тандеме с ЦРУ готов пойти на любые уловки/провокации, чтобы сорвать проект и навязать Европе свои условия. Российская «агрессия» в Донбассе — прекрасный для этого повод. Отсюда и разговоры об «опасной концентрации» российских войск на границах Украины.
Здесь стоит заметить, и это, к слову, не отрицает и CNN, что в Пентагоне, главном американском военном ведомстве, не разделяют такие опасения. И, как отмечал ранее председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли, Соединенные Штаты видят «значительное количество военных передвижений на российской стороне близ границ с Украиной», но в них нет «ничего открыто агрессивного».
Даже в Госпогранслужбе Украины заявляют, что не видят агрессивности российских войск вне посредственной близости к российско-украинской границе. Даже начальник Генштаба Украины генерал-лейтенант Сергей Шаптала (участник боёв за Дебальцево) говорит о том, что «никакого наращивания войск на государственной границе с Украиной не было и нет». По его утверждению передислокация российских войск проводилась после военных учений.
Надо полагать, что и приезжавший в Москву глава ЦРУ прекрасно осведомлён о дислокации и местах расположения российских войск, в том числе, вблизи территории Украины.
Там расположены два военных округа — Западный и Южный, располагающие достаточной численностью войск, обеспечивающих безопасность России, в том числе в ходе проведения военных учений — на своей территории. И чтобы направить их на территорию какого-либо сопредельного государства, российскому президенту потребуется как минимум решение Совета Федерации. Эту процедуру можно счесть формальной, но она обязательна и в любом случае станет общеизвестной, в том числе для мирового сообщества.
Путин на подобное, особенно в отношении Украины, не пойдёт по целому ряду причин, но и от поддержки Донбасса не отказывается, заявляя, что в Москве должны тщательно продумывать возможные последствия каждого шага.
Уильям Бернс прекрасно знает и об этой политике Путина, точно также знает и о том, что Россия может оказать помощь Донбассу не летальным оружием и не введением своих войск на эту территорию. И говоря о необходимости воздержаться от какого-либо участия в военных операциях, он имел в виду не танки и ракеты, а радиоэлектронные средства российской армии и средства радиоэлектронной борьбы. Они способны эффективно действовать с территории самой России, даже не заходя в окрестности Донецка или Луганска и парализовать деятельность украинских беспилотников, в том числе ударных «Байрактаров» турецкого производства, которые Киев уже опробовал в Донбассе.
Не так давно издание National Interest назвало пять видов вооружений армии России, которые обеспечат Москве победу в случае войны с Украиной. В списке называются стоящие на вооружении армии РФ зенитные ракетные системы С-400 «Триумф» (эта ЗРС «засекла» у границ Крыма беспилотники Bayraktar TB2, после чего те поспешили удалиться), истребители Су-35С предназначены для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям управляемыми бомбами и ракетами. Упоминаются также БМП-3М, танки Т-90М, а также самоходные гаубицы 2С19 «Мста-С», оснащенные новейшими технологиями прицеливания и имеющие скорострельность до 8 выстрелов в минуту.
Однако эксперты NI позабыли упомянуть российские радиоэлектронные средства, эффективность которых проверена в Сирии и частично в Карабахе. И для того, чтобы угомонить те же «Байрактары» в небе над Донбассом, туда не нужно вводить российские зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1».
Не нужно вводить под Донецк и Луганск и российские комплексы РЭБ — многие из них накроют пеленой воздушное пространство, даже не покидая территорию РФ. Тот же наземный комплекс мощных помех «Пелена-1» обладает дальностью покрытия цели до 250 километров. Комплекс РЭБ «Красуха-4» способен «глушить» РЛС на дальности до 300 километров. При этом все они являются высокомобильными и могут оперативно занять выгодную позицию.
В этот список можно включить современный российский комплекс радиоэлектронной борьбы и радиотехнической разведки РБ-341 В «Леер-3», специализирующийся на сетях сотовой связи стандарта GSM.
Этот комплекс был замечен при перемещении российских миротворцев в Степанокерт, вероятно, что в Минобороны РФ подстраховались на случай «забытых» в небе Карабаха «Байрактаров», но комплекс там не пригодился. Зато ранее сообщалось о возможном его применении в Сирии. В частности, одним из результатов действий этой системы РЭБ мог стать случай с американским ударным вертолётом АН-64 Apache, у которого в середине сентября прошлого года в сирийской провинции Эль-Хасака неожиданно отказали все системы управления и он чудом не разбился — пилотам удалось стабилизировать винтокрылую машину за несколько метров от земли.
Американские военные, к слову, хорошо осведомлены о наличии средств радиоэлектронной борьбы в Вооруженных силах РФ — диагноз «Красухи» их настораживает. «Российские подразделения РЭБ обладают заоблачными возможностями», — пессимистично констатировал командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес. Американцы осознали, что новейшее российское электронное оружие полностью парализует функционирование электроники, установленной на ракетах, самолетах и кораблях. «Достижения России в области радиоэлектронной борьбы сводят на нет все преимущества высокотехнологичного оружия, стоящего на вооружении НАТО», — признавал и бригадный генерал Франк Горенк.
В общем, с большой долей вероятности можно предположить, что глава ЦРУ сейчас приезжал «охладить» Москву именно в отношении применения российских средств РЭБ в Донбассе. Возможно, что их «активная концентрация» вдоль украинской границы так беспокоит Вашингтон, ведь определить какой «Красухой» нейтрализовали «Байрактар» практически невозможно.