На сайте 17-ой международной аэрокосмической выставки в ОАЭ Dubai Airshow-2021 говорится, что в этом году здесь представлено более 20 павильонов стран, а также потрясающая экспозиция самолетов из более чем 160 коммерческих, военных и частных самолетов, включая новейший Boeing 777x, Bombardier Global 7500 и многие другие. Тем не менее, на аккаунте этой помпезной выставки в Твиттере @DubaiAirshow преобладает тематика не уже готовой техники, а стартапов, благодаря чему ОАЭ хотят превратиться в глобальную платформу для аэрокосмических и космических компаний и инвесторов.
«Нет лучшего места и времени для установления и налаживания долгосрочных отношений» между людьми с деньгами и авиапроизводителями", — убеждают организаторы «Dubai Airshow 2021». Похоже, дивиденды от акций и маржа от покупки недвижимости уступают место вложениям в рискованные высокотехнологические проекты, которые, если «выстрелят», озолотят бизнес-ангелов и венчурные компании.
Именно поэтому в Дубае макет Су-57 Checkmate, как бы это кому-то не казалось странным и даже забавным, представляет куда больший интерес, чем уже летающий МС-21 с российским движком ПД-14. В частности, новостной портал The Arab Weekly, рассказывая об этой авиационной тусовке, отметил, что наблюдается ажиотаж публики вокруг военной техники, причем, в качестве заставки к публикации привел фото русского «Шаха и мата».
Американское издание Al-Monitor, специализирующееся на ближневосточном регионе, пишет: «Почему это имеет значение (дубайская презентация новинки российского военного авиапрома): Су-75 „Шах и мат“ рекламируется в Москве как значительно более дешевая альтернатива F-35 компании Lockheed-Martin… российский государственный Ростех ждет своего часа. Конгломерат заявляет, что будет стремиться продать Су-75 странам Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии, которые не могут купить F-35 Lightning II».
В свою очередь журнал Defense News, входящий в медиаагломерат Sightline Media Group, предполагает, что, возможно, главными бизнес-ангелами стартапа «Checkmate» станут шейхи ОАЭ, которые ведут переговоры с Ростехом. Речь, к слову, идет не только об истребителе, но и беспилотнике на базе Су-75. Дескать, ударные дроны тоже в моде, почему бы не сделать «два в одном».
DN цитирует Виктора Кладова, возглавляющего департамент международного сотрудничества и региональной политики Ростеха: «Компания провела переговоры на выставке с Экономическим советом Tawazun (ОАЭ), с эмиратской госкомпанией Mubadala, которую можно отнести к фондам национального благосостояния, и группой передовых технологий Edge Group (опять ОАЭ) о производстве композитных материалов и телекоммуникационных технологий».
По мнению Defense News, Ростех почти открытым текстом заявляет, что Су-75 является нишевым самолетом, поскольку корпорация Lockheed Martin слишком политизировала продажу F-35 и, надо понимать, задрала цену посредственного самолета (за вычетом стелс-технологии) до небес.
Между тем, у Су-75 есть все предпосылки стать истребителем 5-го поколения по формальным требованиям, которые США предъявляют к F-35. Даже за океаном не сомневаются, что такие проверенные инженерные решения, как подбородковый воздухозаборник и V-образное оперение снизят эффективную поверхность рассеяния (ЭПР) Checkmate до уровня американской невидимки Lightning II.
Следовательно, главной загадкой для экспертов является низкая заявленная цена на Су-75. Даже небогатые страны могут себе позволить отдать $35 млн. за такой самолет.
Чтобы было понятно: ОАЭ планируют приобрести 50 истребителей F-35 за $6 млрд., причем, в рамках общей сделки на другое вооружение (в нагрузку) на общую сумму $23,37 млрд. Казалось бы, за такие деньги янки должны были кланяться в ноги арабам, но не тут-то было… Америка заморозила контракт из-за китайского фактора: США не нравится дружба ОЭР с КНР.
Отгадка, почему так дешево будет стоить новинка Ростеха, судя по всему, кроется в движке. Изначально шли разговоры, что Су-75 оснастят, как и Су-57 турбовентилятором нового поколения, известным в экспертном сообществе, как «Изделие 30». Тем более, что длина и размах крыльев Checkmate всего на 13% меньше, чем у первого российского тяжелого истребителя 5-го поколения. Однако в таком случае Ростеху вряд ли удастся сделать проект привлекательным для инвесторов из ОАЭ.
«Среди всей этой шумихи (вокруг Су-75) вопрос стоимости — всего лишь один из вопросов, которые все еще окружают эту программу. В конце концов, „Шах и Мат“ появился, по сути, из ниоткуда», — отмечает Томас Ньюдик из The Drive, популярного в Штатах интернет-ресурса.
С этим, однако, можно поспорить. С ценником в $35 млн. новинка Ростеха и впрямь становится нишевым истребителем, а участие в проекте эмиратских компаний легко объясняется недовольством шейхов американским высокомерием.
Другой, не менее читаемый за океаном ресурс Military Watch делает предположение, что на легкий тактический истребитель Су-75 будут ставить турбореактивные двухконтурные движки АЛ-41Ф1С (известные еще как «Изделие 117С») с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Их производят серийно, что, безусловно, облегчит задачу по удешевлению Checkmate.
То, что одномоторный Су-75 будет не таким шустрым, как двухмоторный Су-35 с тем же «Изделием 117С», Ростех, вероятно, мало волнует — как говорится, не обессудьте. Ведь сколько было разговоров, что скорость и маневренность уже не столь важны, как малозаметность. Вот и получите авиачерепаху с ЭПР, как на F-35, но за меньшие деньги. По сути, Ростех на всю катушку использует потраченные корпорацией Lockheed Martin миллиарды на пиар-кампанию о преимуществе малозаметности перед маневренностью.
С другой стороны, так ли дешев Checkmate, как его «малюют» коммивояжеры российской оборонки? При курсе рубля по паритету покупательной способности, который по оценке Всемирного банка составляет где-то 20 ₽ за 1$, ценник Су-75 практически совпадает с F-35. Это означает, что на экспорт пойдет не столько Checkmate, сколько очень дешевый по американским меркам русский труд. Причем на свою солидную долю прибыли, судя по всему, будут рассчитывать и далеко не бедные Эмираты.